TF накануне чемпионата Европы по футболу встретился с тремя звездами сборной России. Подробности вы найдете в свежем номере журнала, а в блоге главного футбольного журнала страны мы представляем вашему вниманию интервью наших друзей с Романом Павлюченко.
Павлюченко — самый результативный игрок в нынешнем составе сборной России. На его бомбардирском счету 20 голов. У Андрея Аршавина и Александра Кержакова — по 17, у Павла Погребняка — 7. На прошлом Евро, принесшем главной команде страны первые в российской истории медали, Роман отличился трижды, забив испанцам, шведам и голландцам. Так что понятно, от кого будет исходить главная угроза воротам соперников на полях Польши и, возможно, Украины.
Павлюченко не скрывает, что вернулся в российский чемпионат, чтобы хорошо подготовиться к нынешнему первенству Старого Света, ведь в "Тоттенхэме" у него постоянной игровой практики не было.
Забиваешь — ты хороший, не забиваешь — плохой
- Роман, вам наверняка рассказывали, что творилось четыре года назад в России и, в частности, в Москве после победы над голландцами?
- Мы не только слышали рассказы об этом, но и видели по телевизору. Знаете, это настолько здорово, когда ты доставляешь такую бурную радость всей стране, приносишь людям счастье. Наверное, ради этого стоит играть в футбол.
- А ведь этого праздника могло и не быть, если бы не ваши два мяча англичанам в "Лужниках". Вас и до того многие любили, а тут объявили чуть ли не национальным героем. Вы сами в тот момент таковым себя ощущали?
- Честно сказать, когда ты играешь и забиваешь, тебя все любят, ты хороший. Стоит пару матчей не забить, и ты сразу становишься плохим. Что поделаешь, у нас в России такой менталитет, такое отношение людей друг к другу. Тогда я действительно чувствовал, что сделал что-то весомое. Хотя нет, не я, а команда сделала. Не нужно здесь меня как-то выделять, потому что все в том матче бились, каждый на своем участке. Да, мы выиграли, нас взахлеб хвалили. Но прошло немного времени, неудачно сложились какие-то матчи, и те же люди начали говорить: сборная плохая, всех надо разогнать (смеется).
- Ну, такое ведь происходит не только у нас…
- Я просто знаю, как в Европе относятся к этому. Там все по-другому: спортсменов уважают и ценят, их неудачи не вызывают такой реакции, какая, к сожалению, иногда наблюдается у нас.
- Вскоре после дубля в ворота родоначальников футбола вы оказались в Англии. Наверное, вам там часто припоминали эти голы?
- На самом деле — нет. С Ван дер Вартом как-то разговаривал, мол, помнишь, как мы у вас выиграли на Евро, или Дефо напоминал, как мы англичан обыграли в "Лужниках". Но такое было всего-то пару раз.
- Говорят, перед самым отъездом в "Тоттенхэм" вы одной ногой были в "Локомотиве" и могли оказаться в своей нынешней команде уже тогда. "Шпоры" действительно переменили ваши планы в последний момент?
- Если честно, я не думаю, что мог в тот момент оказаться в "Локомотиве", потому что "Спартак", если и собирался меня куда-то отпустить, то в Европу, а не в российский клуб. В прессе тогда много чего писалось и говорилось о моем возможном уходе, но мало что из этого соответствовало действительности.
От самолетов уже тошнит
- После Евро-2008 прошло четыре года. В Польшу едет практически тот же (за небольшими исключениями) состав, что завоевал бронзовые медали на прошлом чемпионате. Сборная России стала за это время старше или мудрее?
- Наверное, и то и другое. Мы стали гораздо опытнее. На протяжении ряда лет играем вместе, притерлись друг к другу. Думаю, если будем готовы физически так же, как в 2008 году, вполне можем повторить тот успех. Просто нужно серьезно подготовиться, вот и все. У нас много возрастных ребят, которые повидали на своем веку всякое — и в Лиге чемпионов поиграли, и в европейских чемпионатах. Мастерство у команды есть, нужно только оказаться в хороших физических кондициях.
- Рассказывают, что Гус Хиддинк очень придирчиво рассматривал варианты, где будет дислоцироваться сборная, пока не остановил выбор на базе в Леоганге. Дик Адвокат так же щепетилен в таких вопросах?
- Любая сборная хочет жить в комфортных условиях — нормальное питание, хороший отель, тренировочные поля, чтобы можно было заниматься делом, сконцентрироваться на подготовке, а не забивать голову чем-то посторонним. Думаю, все так и будет.
- Первоначально планировалось, что сборная будет дислоцироваться на Украине, а на матчи летать в Польшу. Это ведь не совсем удобно?
- Конечно, лучше жить поближе. Тем более что эти перелеты уже порядком поднадоели: почти каждую неделю приходится летать на сборы, на игры. Честно признаться, уже до тошноты доводят эти самолеты. Тут и на организм выпадает нагрузка, и нервная энергия тратится. Думаю, больше пользы будет, если во время Евро меньше времени проводить в самолетах и больше тренироваться.
Голландцев мы перебегали
- Вернемся к матчу с Голландией. Ваш гол мог вывести сборную России в полуфинал без дополнительного времени, но дотянуть не удалось совсем чуть-чуть. Когда счет сравнялся, миллионы болельщиков у экранов пали духом. Казалось, это конец. А о чем вы думали и говорили в коротком перерыве перед овертаймами?
- В тот момент, когда мы пропустили, у меня в голове промелькнуло: "Все, это хана!" Честно говоря, тогда не был уверен, что сможем выиграть. Но спустя примерно пять минут после начала дополнительное времени я заметил, что голландцы подсели. В индивидуальном мастерстве или технике мы не могли их превзойти, потому что это голландцы. Могли выиграть только за счет настроя, желания и физики. Мы действительно находились в тот момент в отличной физической форме и перебегали их. У них просто не хватило сил, они уже за нами не успевали. И те два гола, которые нам удалось забить, стали логическим отражением того, что происходило на поле.
- Интересная статистика: в сентябре 2008-го, уже после окончания Евро, число желающих записаться в футбольные секции в среднем по России увеличилось примерно в два раза. Как считаете, сборная может быть локомотивом развития массового футбола?
- Дети смотрят и стараются быть похожими на нас, родители покупают им майки с фамилиями любимых игроков. Это, конечно, дополнительные стимулы. Знаю, что некоторые называли своих детей в честь Гуса Хиддинка, слышал, что и в мою честь кто-то сына назвал Романом. Все закономерно: если сборная показывает хорошие результаты, а игроки становятся кумирами для мальчишек, то и в футбольные школы будет приходить больше ребят. То есть наше дело выигрывать, демонстрировать хороший футбол не только потому, что это приносит радость болельщикам в настоящем, но и в какой-то степени ради будущего.
- Роман, вы с самого детства в футболе. Сразу стали подавать надежды или все-таки ваши таланты стали раскрываться попозже?
- Не думаю, что с самого начала. В таком возрасте, а я начал заниматься футболом в 7 лет, вряд ли можно делать какие-то прогнозы о перспективах того или иного мальчишки. Может быть, в 13-14 лет. Помню, играл за дубль ставропольского "Динамо", потом стал привлекаться к тренировкам с основой. Возможно, в тот момент можно было уже что-то во мне разглядеть.
- Ваш тренер Федор Гаглоев, скорее всего, разглядел. Он говорил, что сразу почувствовал в вас большой потенциал нападающего, способного вырасти до уровня сборной.
На самом деле у нас в спортинтернате ставропольского "Динамо" собралась очень сильная команда 1981 года рождения. В ней играли ребята поталантливее меня, которые вот-вот уже должны были выйти на приличный уровень. Когда Гаглоев принял команду, он взял в основу из нашего возраста только двух или трех игроков, в том числе меня. И практически только я один заиграл. Вот как бывает иногда. У тренеров бывает какое-то чутье, Гаглоев в меня поверил, ставил в состав, и потихоньку я стал забивать, приносить пользу команде.
Я тоже симулирую
- А помните свой дебют в высшем дивизионе в 2000 году в составе "Ротора"?
- Когда я оказался в Волгограде, "Ротор" возглавил Георгий Ярцев. При нем я на поле не выходил, играл только за дубль. Если я ничего не путаю, вообще в том сезоне не провел ни одного матча.
- Провели и даже забили пять мячей. Но это было во второй части чемпионата, когда Ярцева сменил на посту главного тренера Евгений Кучеревский.
- Да-да, точно…
- Ну а в дебютном матче с "Ураланом" вы схлопотали красную карточку. Как записали в протоколе, "за толчок соперника двумя руками в лицо". Это была ваша ответная реакция на удар сзади по ногам…
- Представьте себе, совсем стерлось из памяти.
- К чему я все это: перед каждым крупным турниром арбитры получают рекомендации. В этот раз, как обычно, будет объявлена война грубой игре. Кроме того, судей попросили строго наказывать симулянтов. Честно говоря, не помню, чтобы вы когда-нибудь симулировали. Или все же было такое?
- Я симулировал на самом деле, не без этого. Но знаете, на поле нужно быть хитрым. Чувствуешь, что у тебя мяч отбирают, подставляешь ногу, чтобы тебя задели, потом падаешь красиво. Все это часть игры. Мне кажется, все нападающие так поступают. Все зависит от того, как расценит эпизод судья. Посмотрев повторы на телевидении, можно определить, было нарушение или нет, тем более если камеры установлены в разных точках. А вот в динамике разобраться тяжело. Судье нужно в доли секунды принять решение. Такие эпизоды обычно потом вызывают споры, потому что влияют на исход матчей.
- Кстати, как вы относитесь к введению видеоповторов?
- Если честно, я за. Кто-то смотрит матч по телевизору и прекрасно видит, что мяч пересек линию ворот, но судья этого не замечает и гол не засчитывает. Для того чтобы такого избежать, не нужно останавливать матч, как в хоккее. Пусть пара арбитров откуда-то сверху наблюдает, пока игра продолжается. Убедились, что гол был — сообщили по радиосвязи главному арбитру. А когда ты забиваешь, но судья не указывает на центр, а потом ты из-за этого теряешь очки, понимаешь, что это произошло из-за ошибки судьи, которой можно было избежать. То есть ты не проиграл, но уходишь с поля побежденным. Это неправильно, и с этим нужно что-то делать. Думаю, нет ничего криминального в том, чтобы судье помогали с помощью современной техники.
Свободного времени бы побольше!
- Некоторые сборные едут на Евро с женами, подругами, семьями. Как считаете, это положительная практика?
- Ну а почему нет? Мы ведь две-три недели будем находиться на сборах. Конечно, нельзя, чтобы все жили в одном отеле, это будет отвлекать. Но где-нибудь по соседству, чтобы можно было вечерком после тренировок встретиться, погулять. Это нормально, ничего плохого я в этом не вижу.
- Для западных спортсменов очень важная статья доходов — съемки в каких-то рекламных проектах. Вас мы почему-то не замечали в рекламных роликах. Не зовут? Или вы принципиально не хотите сниматься?
- Не зовут! Я ведь не суперзвезда, не Бекхэм, не Месси (смеется). Шучу, конечно. Получал предложения, но пока не было столько времени, чтобы всем этим заниматься.
- Есть какая-то нефутбольная программа, в которой вам хотелось бы принять участие. Может быть, кулинарная или юмористическая?
- Не могу так сразу сказать. Хотя… было бы интересно сняться в каком-нибудь фильме, посмотреть вообще, как там все это происходит. Снимался однажды для музыкального клипа, мне понравилось. Если есть свободное время, хотя на самом деле его не так много, я готов был бы принять участие в каком-то таком проекте. Просто надо выбирать момент, когда ты свободен, а не когда у тебя одна игра за другой.