Рейтинг@Mail.ru
Путь энергии - РИА Новости Спорт, 29.02.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Футбол/Мячи
Футбол

Путь энергии

Читать в
Успешность форварда во многом определяется его психологией. Робин ван Перси — яркий тому пример. Этот сезон сложился для него куда успешнее предыдущих. Почему? TF решил составить психологический портрет ван Перси, чтобы объяснить случившиеся в нем перемены.

Успешность форварда во многом определяется его психологией. Робин ван Перси — яркий тому пример. Этот сезон сложился для него куда успешнее предыдущих. Почему? TF решил составить психологический портрет ван Перси, чтобы объяснить случившиеся в нем перемены.

Неймеген. Крохотный городок, до которого добираться из Роттердама по местным меркам не то чтобы далеко, но уж точно неудобно. Маленький Робин ван Перси ездил туда к дедушке Виму. Когда-то он был вратарем местного НЕКа, звезд с неба не хватал, но и в горе-киперах не ходил. Спустя годы, став дедушкой, Вим на заднем дворе своего дома поставил самые настоящие ворота, чтобы внук Робин мог играть в футбол: малыш бил пенальти, а дедушка парировал. Больше в этой игре никто не участвовал, но противостояние было настоящим — на уступки никто никому не шел. Вратарь старел, юный форвард становился мастеровитее, и их футбольные поединки стали собирать все больше зрителей. "Вим, а у Робина удар все лучше", — приговаривали соседи.

Наверное, они посудачили бы и о том, что игра в футбол - лучший способ для ребенка пережить расставание родителей, но в Голландии не принято совать нос в чужие дела. Принято только помогать — не советом, делом. Артистическая семья ван Перси — отец и мать художники-архитекторы — своего сына воспитывала со всей строгостью. Он должен был много читать, много рисовать, выполнять много домашней работы и быть ответственным. Сам ван Перси часто рассказывает о том, что родители несколько раз переспрашивали, действительно ли он хочет пойти в футбольную школу и понимает ли, что это должно быть навсегда. "Я несколько раз пообещал им, что да — это то, чем я всегда хочу заниматься", — отвечал мальчишка, названный родителями в честь Робина Гуда. Книгу именно об этом герое незадолго до рождения сына иллюстрировал его отец. С ним мальчик и остался после развода родителей, а две сестры уехали из дома вместе с матерью. Пока папа проектировал облик нового Роттердама, его сын становился звездой футбольной школы "Эксельсиора" и героем улиц, трудным подростком, который однажды окончательно вышел из-под контроля.

Все, к чему он сохранил серьезное отношение к пятнадцати годам, — это футбол. Ван Перси часами пересматривал голы Денниса Бергкампа, а позже обзавелся целой коллекцией его маек, которую со временем пополнили и другие с фамилиями звезд голландского футбола. Но Деннис всегда был для него вне конкуренции. "Никто и никогда не забивал столько разных голов, сколько Бергкамп. Мне кажется, каждый его гол — шедевр. Я считал так, когда был маленьким, а сейчас в этом еще больше убежден", — вспоминает Робин.

Только футбол — все остальное побоку. Как игрок он прогрессировал огромными темпами, но тренерский штаб уже тогда жаловался на неуемный характер подростка вне поля. Из фарм-клуба он перекочевал в "Фейенорд" довольно быстро — прямиком из "команды С", минуя дублирующий состав.

Ответственность футболиста ван Перси перед десятками тысяч фанатов именитого клуба зашкаливала, а в нормальной, простой, внефутбольной жизни он считал, что никому и ничего не должен. Он был ответственен только за свой собственный выбор, который отстаивал давным-давно перед родителями — за выбор клуба, за то, что он должен играть хорошо, как можно лучше, насколько возможно лучше в этом возрасте. На его глазах "Фейенорд" пережил свой последний доселе расцвет в новейшей истории, и он был к нему причастен, и он был предан "Фейенорду" — искренне и со всем свойственным ему максимализмом. Его матчи против "Аякса" Амстердам запомнил навсегда и, похоже, навсегда возненавидел.

Робин шел на все, чтобы победить — не гнушался симуляциями, хватал соперника за ноги, пускал в ход локти, безжалостно играл в отборе. Он не забивал в каждом класикьере, как делал это Дирк Кейт, но именно первый, а не второй, видимо, навсегда стал врагом Амстердама. Столица до сих пор не может простить ван Перси его слишком роттердамской сущности.

— Робин, о тебе столько говорят и самого разного. Когда ты ... настоящий?

— Когда забиваю гол. Иногда пересматриваю эти эпизоды и вижу — боже мой, вот это настоящий я, бегу к трибунам и ору во всю глотку. Мне кажется, в этом состоянии я могу свернуть горы, в буквальном смысле. Во мне пробуждается какая-то нереальная сила и хочется бежать к трибунам, чтобы они порадовались вместе со мной, потому что это для них. Иначе все бессмысленно. Я почти не помню себя в эти моменты. Только трибуны.

Амстердам отомстил ван Перси двумя неделями за решеткой. Четырнадцать дней тюрьмы стали наказанием не за изнасилование "Мисс Голландии" Сандры Крейгсман, которая выдвинула обвинение против Робина. Это была плата за бесконтрольность его поведения вне футбольного поля, за его асоциальность.

На тот момент времени ван Перси уже был игроком "Арсенала". Он по-прежнему как завороженный наблюдал за голами Бергкампа, но уже играя с ним в одной команде. Он по-прежнему рвался в бой и не помнил себя вне игры. Он уже вызывался в сборную и даже забивал голы в составе "оранье". У него было все — в том числе шанс получить восемь лет тюрьмы за изнасилование.

Ван Перси никогда не говорит о том, что чувствовал тогда, равно как и не комментирует ту ситуацию с обвинением. Вспоминает только одно: "Бухра приходила ко мне, я всегда чувствовал ее поддержку". Девушка, много лет жившая по соседству, помнила ван Перси таким, каким его не знал никто. Вслед за ней в то, что с этим парнем не все так плохо, поверил тренер сборной Марко ван Бастен. Он оставил ван Перси в сборной и дал ему шанс выступить на чемпионате мира. Ему выдал новый кредит доверия Арсен Венгер и, что было для ван Перси наиболее важно, он получил полную поддержку от Денниса Бергкампа.

"Плохой" ван Перси остался в прошлом, "злой" ван Перси — только на поле. Хороший ван Перси женился на Бухре, которая и впредь помогала ему справляться с последствиями проявлений агрессии, отныне направленной исключительно вовнутрь.

"Когда ван Перси повзрослеет, он может стать вторым ван Бастеном", — уверял в 2006 году Руд Гуллит. С тех пор прошло пять лет, и Ван Перси действительно повзрослел, но появились новые проблемы. И главная из них — гиперответственность.

"Оставьте в покое ван Перси, — повторял Берт ван Марвейк до, во время и после чемпионата мира 2010 года. "Этот парень так переживает за всех и каждого, что может помешаться. Поймите, он будет играть на чемпионате мира после серьезнейшей травмы, после того, как очень долго не имел игровой практики", — защищал Робина тренер, с которым он конфликтовал еще будучи игроком "Фейенорда".

Даже Джон Хейтинга, который однажды намерено нанес травму ван Перси в товарищеском матче, когда тот пытался указывать игрокам "Аякса", как им вести себя на поле, отныне встал на сторону Робина: "Без него мы все как бы по одиночке".

Ван Перси действительно стал тем, кого в нем пытались воспитать родители-интеллигенты много лет назад. Теперь его жена устраивает семейные дни, когда игроки приезжают в сборную вместе с детьми, организует благотворительные мероприятия, а сам Робин во всем помогает партнерам по сборной и, кажется, уже забыл, что такое конфликтовать с кем-либо. Правда, он иногда сетует на то, что ребята не убирают за собой в раздевалке, но это мелочи. Он уже не спорит, как в 2008 году со Снейдером, кому бить штрафные, а если камера ловит его недовольный взгляд после вынужденной замены, он парирует: "Это я на себя злился, не на Берта, не подумайте. Как я могу на него злиться, если он верит в меня, даже когда я сам в себе сомневаюсь".

Негласное "не трогать ван Перси" после финала чемпионата мира в СМИ было соблюдено. Вместе с командой он сошел с трапа самолета в Схипхоле и отправился в оранжевый Амстердам, где сборную встретили как героев. "Я восхищаюсь этими людьми. Они устроили нам такой праздник, что я даже подумал, будто они не знают о нашем поражении в финале", — улыбался ван Перси.

На фоне партнеров по сборной он выглядит несовременным занудой. "Я тут пишу в твиттер с компьютера, а ребята надо мной смеются. Говорят, что можно делать это с телефона". И еще он капитан лондонцев, которому судьба приготовила в этом сезоне двойное испытание.

Первым стал разгром от "Манчестер Юнайтед" в самом начале сезона. Когда ван Перси не забил пенальти, услышал в свой адрес резкое: "Да какой он капитан!" Вторым стало воплощение в жизнь мечты надеть майку "Арсенала" с "десятым" бергкамповским номером, и пока он с честью с этим справляется. Но, пожалуй, самым сложным тестом станет грядущий чемпионат Европы, где после такой скорострельности в премьер-лиге никто не простит ему посредственной игры в матчах за сборную. А пока...

Пока ван Перси ставит ворота во дворе своего дома в Роттердаме для сына Шакила, у которого уже сейчас довольно неплохой удар, и бежит к трибунам после забитого гола в ворота МЮ, чтобы поздравить своего дедушку с днем рождения. Старенький Вим прыгает рядом с женой Робина от счастья и повторяет: "Конечно же, я им горжусь. И всегда гордился, даже когда он играл в футбол на заднем дворе моего дома".

 
 
Матч-центр
 
Матч-центр
Матч-центр
  • Футбол
    Завершен
    Аталанта
    Ливерпуль
    0
    1
  • Футбол
    Завершен
    Рома
    Милан
    2
    1
  • Футбол
    Завершен
    Вест Хэм
    Байер
    1
    1
  • Футбол
    Закончен (П)
    Марсель
    Бенфика
    2
    0
  • Хоккей
    1-й период
    Миннесота
    Сиэтл
    1
    0
  • Хоккей
    19.04 04:30
    Колорадо
    Эдмонтон
  • Теннис
    19.04 15:00
    М. Вондроушова
    А. Соболенко
  • Футбол
    19.04 19:00
    Краснодар
    Факел
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала