Лучший новичок КХЛ сезона 2012/13 Валерий Ничушкин во второй части эксклюзивного интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Семёну Галькевичу признался, что в детстве не ходил на матчи "Трактора", вспомнил, с каким удовольствием играл за "Челмет" в ВХЛ в начале минувшего сезона, раскрыл подробности своего перелета из Челябинска в Сочи на личном чартере президента Континентальной хоккейной лиги Александра Медведева и поведал свои мысли о возможности сыграть на Олимпиаде-2014.
- Валерий, ведь вы еще прошлым летом могли уехать из России в одну из канадских молодежных лиг. Главной причиной того, что вы остались, были проблемы со здоровьем, а не уговоры "Трактора"?
- Просто я перенес первую в своей жизни операцию (у Ничушкина образовалась паховая грыжа). Мне сказали, что восстановление займет три месяца, и я подумал, что не стоит ехать в Канаду в таком состоянии. Мой крестный отец, принимающий серьезное участие в моей хоккейной жизни, сильно уговаривал меня остаться. В итоге я сдал билеты на самолет. Кстати, тогда получилось, что через месяц после операции я уже был на ногах.
Сказалось и то, что в КХЛ перед прошлым сезоном ввели правило, по которому в заявку на матч клубы должны включать по четыре молодых игрока. Хотя, если честно, я все равно не рассчитывал, что буду играть в "Тракторе". Я даже представить не мог год назад, что в сезоне 2012/13 все будет так классно.
- Впервые в "Трактор" вас пригласили в августе прошлого года – на предсезонный сбор в Швейцарии. Туда вы поехали, еще не восстановившись после операции?
- Первые пять дней в Швейцарии только на льду катался. Потом начал бегать, но совсем немного - за весь сбор пробежал кроссов пять. Получилось так, что предсезонки у меня не было. Весь август я провел на велотренажере. Каждый день по часу с лишним крутил педали, пока ребята занимались в зале или еще где-то. Очень скучно одному крутить педали, скажу я вам (улыбается).
- Но отсутствие предсезонной подготовки, очевидно, не стало проблемой?
- Только под конец сезона, может, слегка сказалась усталость. Все равно в чемпионате было несколько пауз из-за Евротура. Это время мы использовали, чтобы отдохнуть и привести себя в форму.
- Когда пришли в основную команду в августе, знали кого-то из игроков лично?
- С кем-то, конечно, где-то виделись, общались, но не более того. Вообще, я быстро в коллектив вписался.
- С кем сдружились по ходу сезона?
- С Женей Катичевым мы хорошо общаемся, часто созваниваемся. Со всеми общался, в принципе: и с молодыми игроками, и с ветеранами. У нас реально была команда, где все друг с другом хорошо ладили.
- Не удивлены, что многие хоккеисты покинули "Трактор" в это межсезонье?
- В моем представлении таким хоккей и должен быть. В НХЛ все еще жестче. Например, мне (главный тренер юниорской сборной России) Игорь Кравчук рассказывал историю. Играет он, значит, в одной команде НХЛ, все у него хорошо, контракт еще на несколько лет. Почувствовал уверенность и решил купить дом. Пошел к руководству, чтобы убедиться, что его никуда не собираются обменивать. Ему говорят: "Конечно, Игорь, вы можете смело покупать дом, ни о каком обмене и речи быть не может". Кравчук покупает дом, проходит пять дней, и его обменивают.
"Сначала я просто ловил кайф от игры в ВХЛ"
- До дебюта в "Тракторе" вы сыграли 15 матчей за "Челмет" в сентябре-октябре прошлого года. Опыт игры в Высшей хоккейной лиге сильно вам помог?
- Мне очень повезло, что меня отправили в "Челмет". Там я попал к тренеру Анатолию Тимофееву, с которым работал в школе "Трактора". Я получил много игрового времени и большое доверие. Тимофеев много подсказывал, как играть с мужиками. Именно в "Челмете" я и набрал ход. Оттуда меня и позвали в молодежную сборную на Subway Super Series с канадцами, а когда я вернулся из Канады, то получил вызов в "Трактор" - и понеслось (улыбается).
- Чем интересна ВХЛ?
- В Высшей лиге все команды отличаются друг от друга. Если в КХЛ все играют примерно в одной манере, то там не так. Одна команда полностью составлена из молодых игроков – они сильно бегают, в другой, наоборот, ветераны выступают – те много в пас играют. Разница сильно бросается в глаза.
- Играя за "Челмет", ждали вызова в "Трактор"? Или приглашение в основную команду стало неожиданностью?
- Сначала я просто ловил кайф от игры в ВХЛ, потому что и лига сильная, и со льда почти не уходил, за что спасибо Анатолию Тимофееву. Мне кажется, даже если бы я весь сезон в "Челмете" провел, все равно бы прибавил. В ноябре я поехал на Subway Super Series с молодежной сборной. Команда была составлена из игроков КХЛ. Правда, многие больше сидят на лавке, чем играют, но все равно. Так вот, я посмотрел на них, на себя и понял, что ни в чем им не уступаю. Только вернулся из Канады, как мне позвонили и сообщили, что со мной хочет поговорить Валерий Константинович (Белоусов, главный тренер "Трактора").
- Что сказал Белоусов?
- Сказал, что (нападающий "Трактора") Петри Контиола заболел, и мне нужно будет выйти на лед. Я обрадовался, приехал на базу перед игрой, а там Контиола – он героически решил выйти на лед. Ё-мое, думаю, вот и сыграл за основу... Но Белоусов сказал, что заявит меня на матч 13-м нападающим.
- Расскажите о Валерии Белоусове. Он всегда абсолютно спокоен?
- Думаю, что не бывает людей, которые всегда абсолютно спокойны. Конечно, ему не нравится, когда кто-то делает не так, как он говорит. У Белоусова есть тренерское чутье, спорить с этим глупо. Он может неожиданно выпустить какую-то пятерку, и они забивают. Валерий Константинович не боится переставить звенья по ходу матча. В то же время если у первого звена, например, не идет игра, он может выпускать их, выпускать, и в итоге они забивают, и команда выигрывает.
- Кто из игроков "Трактора" больше других помогал вам в первое время?
- Много помогал Дима Рябыкин, который иногда может и жестко "напихать". Я не раз замечал, что когда я делал так, как мне советовал Рябыкин, все получалось хорошо. По делу, в общем, всегда подсказывал. Когда в тройке с Егором Дугиным играл, он много помогал.
- Удивительно, но в интернете не найти видео вашего первого гола в КХЛ.
- Да, знаю. Наш матч в Братиславе никто не показывал. Там ничего особенного, на самом деле, не было. Кстати, к разговору о чутье Белоусова. Он тогда меня выпустил с (Евгением) Кузнецовым и (Станиславом) Чистовым в большинстве, хотя я с ними до этого ни разу не выходил, и я тут же забросил свою первую шайбу.
"Долго не мог выбрать между хоккеем, гандболом и теннисом" "
- Ваш дебют в КХЛ пришелся на то время, когда в лиге выступали звезды НХЛ, но вы так ни разу и не сыграли против Ковальчука, Овечкина, Малкина…
- (улыбается) Зато со скамейки увидел игру Павла Дацюка. Я тогда только приехал с молодежного чемпионата мира, и меня заявили 13-м нападающим на матч с ЦСКА. Я не расстроился, что не сыграл против звезд – в следующем сезоне у меня будет такая возможность в НХЛ.
- Как смотрелся со скамейки гениальный буллит Дацюка?
- Это же был его последний матч перед отъездом, поэтому все знали, что Дацюк шедевр какой-нибудь исполнит. И он сделал свое дело.
- Неделю спустя Дацюк вместе с Ковальчуком приехал в Челябинск. Вы ходили на Матч звезд?
- Нет, мне сложно смотреть хоккей со стороны, потому что сразу хочется выйти на лед, играть.
- Помните, когда впервые пришли на хоккейный матч?
- Думаю, это было в Казани, когда играл за школу "Ак Барса" в 2007 году. В Челябинске на матчи "Трактора" до этого я точно не ходил, потому что в наш старый дворец спорта ("Юность") меня не очень тянуло. Вообще, в детстве мне было пофигу на хоккей. Много других интересов было: я параллельно с хоккеем занимался теннисом и гандболом.
Помню даже, как пропустил первый полноценный лагерь в хоккейной школе и поехал с гандболистами на какой-то турнир, я, кстати, в гандбол играл за команду ребят на два года старше. И неплохо играл (смеется). Мы на первенство Челябинской области выступали, правда, постоянно проигрывали.
- В каком возрасте определились с видом спорта?
- Лет в восемь-девять, кажется. Я долго не мог выбрать что-то одно.
"Медведев спал почти всю дорогу до Сочи"
- Вы дебютировали в КХЛ 21 ноября прошлого года. Последние шесть месяцев можно назвать самыми напряженными в вашей жизни? Скауты, журналисты, история с отъездом на юниорский чемпионат мира, неожиданный обмен в "Динамо"…
- Куда деваться? Делать-то больше нечего. Рад, что все происходит именно так. У меня все хорошо. Хуже было бы, если бы ничего этого не было. С журналистами мне интересно общаться, потому что скучно становится, когда просто так играешь, и кажется, что никому это не интересно.
- Сейчас, когда эмоции от финала Кубка Гагарина схлынули, как оцениваете результат "Трактора" в сезоне?
- Можно было обыгрывать "Динамо". Как я мечтал в первый же свой сезон в КХЛ поднять над головой Кубок Гагарина… Но мы проиграли, ничего не поделать. Будет куда стремиться.
- Самый эмоциональный момент прошедшего плей-офф?
- Победа в седьмом матче финала конференции в Казани. Это была не игра, а бойня просто. В аэропорту в Челябинске сколько народу нас встречало! Я такого еще не видел.
- Апрельская ситуация, когда было неясно, доиграете ли вы финал Кубка Гагарина или уедете на юниорский чемпионат в Сочи, сильно дергала вас?
- Я не обращал внимания. Ничего страшного бы не случилось, даже если бы я приехал на следующий день после первого матча с США. Из пяти команд в нашей группе в плей-офф выходило четыре. Мне кажется, что на предварительном этапе было необязательно всех "рвать", можно было спокойнее играть, не тратить силы. Их потом нам и не хватило в полуфинале против США. Что на молодежном, что на юниорском чемпионатах мира американцы всегда в группе проигрывают, но турниры выигрывают исправно. Может, они специально? Никто об этом не задумывался?
- В Сочи вы летели на личном чартере президента КХЛ Александра Медведева. Как так получилось?
- Мне просто сказали, что Медведев тоже летит в Сочи, и с утра мне нужно быть в аэропорту.
- Как там – в чартере Медведева?
- (улыбается) Уровень! Самолет очень классный, маленький такой - человек на пять, но очень комфортный.
- О чем разговаривали с президентом КХЛ?
- (улыбается) Да он спал почти всю дорогу. Так, о хоккее поговорили немного, не более того.
- Какое событие минувшего сезона считаете главным для себя?
- Конечно, молодежный чемпионат мира. Именно с него, с той шайбы канадцам в овертайме матча за третье место для меня все и началось.
- Задумываетесь об Олимпийских играх в Сочи?
- Пока об этом точно рано говорить. Все возможно. Я посмотрел на (нападающего сборной США Алекса) Гальченюка в четвертьфинале чемпионата мира – просто блестяще сыграл, а ведь парень только вышел из молодежного хоккея и дебютировал в НХЛ. Посмотрим, как начну следующий сезон. Если буду забивать больше всех, то не вижу причин, по которым меня могут не пригласить на Олимпиаду.