Самый титулованный российский бобслеист, двукратный призер Олимпийских игр пилот Александр Зубков в интервью специальному корреспонденту агентства "Р-Спорт" Олегу Богатову рассказал о неожиданном переходе в бобслей на пике карьеры в санном спорте, подготовке к очередной Олимпиаде и надеждах на награды в Сочи.
Зубков занял второе место на Играх-2006 в Турине в четверках и третье на Олимпиаде-2010 в Ванкувере в состязании двоек.
- Александр, если вернуться к началу карьеры - как произошел ваш переход в бобслей - ведь наверняка перепробовали и другие увлекательные виды спорта?
- Я раньше занимался санным спортом, и достаточно долго - около двадцати лет. А после Олимпиады в Нагано мне поступило предложение от президента федерации бобслея попробовать свои силы в качестве пилота.
- И каковы были ваши первые ощущения - получалось или нет?
- Когда впервые сел в болид, было интересно - все видно, идешь по трассе и управляешь машиной, которая весит очень много. Двойка весит 270 кг, а четверка - 210. Поэтому мне было очень интересно. Главная сложность заключалась в том, что в санном спорте я по рейтингу находился в первой десятке мировой элиты, а в новом виде спорта пришлось все начинать заново. Здесь тебя никто не знает, и надо было отбросить прежние амбиции человека первой мировой десятки и все начинать с нуля.
- Бобслей ведь более травмоопасный вид спорта?
- Он более травмоопасный, потому что здесь очень большие перегрузки и машина очень тяжелая - если она переворачивается, то переворачивается на весь экипаж, и это может привести к серьезным травмам.
Обратной дороги нет
- После первых падений и травм у вас не было желания вновь сменить вид спорта и вернуться в те же сани, где вас хорошо знают?
- Нет, я об этом даже не думал, потому что я принял решение. Я принимал его не один, а вместе с женой. А заднего хода я никогда не включаю. Если принял решение, то надо работать, а что получится - то и получится.
- А после какого старта или турнира вы поняли, что у вас начало что-то получатся в бобслее?
- Впервые я ощутил подобные чувства, когда в 2002 году попал на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити. Тогда я за год научился управлять машиной и попал в "коридор", который позволял пробиться на Игры.
- Сколько обычно у пилота занимает путь от начала управления машиной до вхождения в мировую бобслейную десятку?
- Мое мнение - от четырех до шести лет, но олимпийский цикл (четыре года), как минимум, - это стопроцентно. Может быть, у кого-то существует другое мнение, но я вижу это так. Потому для того, чтобы подготовить пилота, даже если он пришел из санного спорта, нужно именно четыре года, как минимум, чтобы биться за первую мировую десятку.
- Александр, в мире бобслея вы очень известны, а на улицах вас узнают?
- Да, узнают - подходят и здороваются. И это очень приятно.
- А в общественном транспорте, или это невозможно?
- Не все, конечно, узнают, но тот, кто смотрит зимние виды спорта и тем более бобслей, узнают.
Для Германии - злостный конкурент
- А если сравнить с популярностью в Германии, где бобслей можно фактически назвать зимним видом спорта номер один?
- Поскольку я являюсь самым злостным конкурентом для спортсменов сборной Германии, в этой стране меня очень хорошо знают (улыбается). Многие четко понимают, кто такой Зубков и как он может гоняться именно в Германии.
- Турнир в Сочи будет соперничеством именно России и Германии или, на ваш взгляд, кто-то из других стран включится в борьбу за золотые медали?
- Я уверен, что нашими конкурентами будут не только бобслеисты сборной Германии, но и спортсмены Швейцарии, Канады, США и Латвии. За медали будут биться шесть стран.
- А если детализировать оппонентов по двойкам и четверкам?
- Если исходить из результатов прошлого сезона, то в четверках нашим главным конкурентом будут спортсмены Германии и Латвии. И в то же время я не снижаю шансов Стивена Холкомба из США, потому что он сильный боец. А в двойке это будут швейцарцы, которые очень быстры на старте, латвийцы и немцы.
- На Олимпийских играх вы будете выступать и в двойках, и в четверках. Насколько сложно распределить подготовку между двумя различными видами программы?
- Сейчас подготовка к Олимпиаде ведется очень тщательная, потому что есть небольшие сбои. Дело в том, что в прошлом году двойка отработала примерно процентов на шестьдесят, а четверка - великолепно, на все сто процентов. Есть определенные нюансы, которые мы должны доработать в двойке. Потому что все задают вопросы - почему в четверке у нас получается лучше, чем в двойке? Но это же спорт и мы все понимаем, что многое зависит от особенностей технологий и техники. Работа ведется и я думаю, что все будет нормально - мы будем достойно бороться (за высокие места) и в двойках, и в четверках.
Надеюсь на сохранение экипажа
- Вы уже определились, с кем будете выступать в экипажах - с теми же ребятами, что и в прошлом сезоне?
- Я надеюсь, что именно с ними, потому что они показали великолепные стартовые результаты на контрольных тренировках. А основной отбор будет проходить в октябре - на эстакаде в Парамоново.
- Как бы вы охарактеризовали своих коллег по экипажам (Дмитрия Труненкова, Алексея Негодайло и Максима Мокроусова)?
- Все ребята очень хорошо подготовлены и сообща делают большую работу. И просто радует глаз, что с каждым сезоном они все добавляют и добавляют. Они крепнут год от года, и главный тренер нашей сборной (канадец, олимпийский чемпион) Пьер Людерс сказал: "Если бы у меня были такие разгоняющие, я бы ничего не боялся".
- Синхронность действий ваших экипажей уже отработана до автоматизма, процентов на 95-98, или все же есть моменты, в чем можно добавить?
- Безусловно, еще есть в чем поработать на стартовом отрезке. Но результаты работы великолепные - уже в августе мы вышли на тот результат, который в прошлом сезоне показывали только в декабре. А основная техническая работа на льду ведь только начинается. И я ребятами очень доволен.
- Олимпиада в Сочи для вас будет не первой. Есть какие-то яркие воспоминания о предыдущих Олимпийских играх?
- Первая Олимпиада всегда запоминается как очень красочная и интересная. Потому что это происходит впервые, и для любого спортсмена (попадание туда) уже является большим достижением - независимо от того, как он выступил. Это уже большая заслуга - как спортсмена, так и тренера, который довел его до участия в Олимпийских играх.
Техника старта стала выше
- Если провести параллели с Играми в Ванкувере - в чем вы стали сильнее за три с половиной года?
- Мы поменяли технику старта и увеличили выходную скорость после старта, чем, можно сказать, всех просто ошарашили в прошлом сезоне. Никто из конкурентов не ожидал, что мы так сильно прибавим в этом компоненте. Мы много работаем над техникой, еще надо немного поработать над коньками. Но сейчас все соперники не дремлют, много работают и, думаю, продвигаются вперед.
- С чем вы связываете свои ожидания от Олимпиады в Сочи? Что для вас будет самым главным итогом?
- Хорошее, достойное выступление, интересная борьба и, конечно, любая медаль будет для меня большим достижением. Особенно с учетом того, что мы будем выступать дома.
- Но наверняка вы ставите задачу победить?
- Мы к этому идем, но ведь все ставят такую же задачу. Борьба будет очень сложная, и каждая сотая секунды будет очень важна.
- Повышенная ответственность, которая накладывается на вас как на лидера сборной, сильно давит? За счет чего удается с ней справляться?
- Мы уже вошли в ритм олимпийской подготовки, поэтому с давлением справляемся спокойно. Мы готовимся в обычном режиме и знаем, что без этого не обойтись. Тем более, что выступление дома вызовет двойное давление - и со стороны прессы, и со стороны болельщиков, которые требуют от нас только победы в Сочи.
Трасса изучена на три четверти
- Если говорить об олимпийской трассе, насколько она удобна для вас по сравнению с другими?
- Честно говоря, мне бы хотелось, чтобы она была чуть-чуть посложнее и более скоростной. Но ничего страшного, любой трек хорош своими нюансами. Нам надо сделать как можно больше наката (заездов) дома. Трасса интересная, и с каждым разом нам становится все интереснее прохождение по треку. Есть участки, где можно отыграть отставание - главное, чтобы все получилось, и нам сопутствовала удача.
- Трасса изучена вами досконально или до сих пор таит в себе неожиданности?
- Процентов на семьдесят пять мы ее изучили. Важно, чтобы сохранился тот профиль, который в прошлом году был на Кубке мира. После тех стартов мы остались в Сочи и тренировались, пробуя свою технику - как она работает в различных положениях, в разных климатических условиях - в зависимости от качества льда. Если это сохранится, то нам будет намного проще подготовиться к Олимпийским играм.
Главный фактор успеха - удача
- В чем домашняя трасса может нам дать преимущество?
- Самое основное - это накат и техника, которая готовится именно под эту трассу.
- Какие три фактора вы бы назвали главными для успеха на Олимпиаде?
- В первую очередь - удача. Второе - быстрый старт и третье - хорошее прохождение трассы.
- Александр вы уже почти три десятка лет в большом спорте. Наверняка ведь устаете от трассы, от городов, от постоянного общения в одном и том же кругу. В чем вы такие минуты находите мотивацию, чтобы продолжать выступать?
- Самое главное - отвлечься от работы и побыть в семейном кругу. Пообщаться с близкими людьми и в тоже время не видеть, честно говоря, трек и тренерский штаб. Потому что мы все равно устаем друг от друга, мы понимаем, что у каждого свои амбиции, свои претензии, свои требования. А когда пообщаешься с семьей и оторвешься от работы, это добавляет только положительных эмоций. Прошлый сезон был самым тяжелым, потому что на этапе Кубка мира, который проходил после чемпионата мира, мы были уже измотанными, потому что все, что возможно, выдали на мировом первенстве.
Трассы, к счастью, не снятся
- Но трассы вам по ночам снятся или уже прошли этот этап?
- Нет, не снятся. И это очень плохо, когда снится трасса, когда тебя потряхивает и ты просыпаешься. Зачем это нужно раньше времени (улыбается)?
- Специфика подготовки к Олимпиаде, как вы говорили раньше, будут зависеть от результатов выступления на первых четырех этапах Кубка мира. Но спортивные задачи в турнире при этом не снимаются?
- Нет, просто этапы Кубка мира мы проходим как разновидность тренировочной работы. Мы смотрим, что у нас получается именно в гонке. Ведь другого варианта нет - тренировка тренировкой, а гонка есть гонка, и на ней видны лучшие качества всех спортсменов-конкурентов. На тренировке можно выглядеть великолепно, а выйти на этап Кубка мира или чемпионат мира - и не попасть в десятку. Вот и весь ответ.
- На Олимпийских играх многие ведущие спортсмены «ломаются» психологически. Вы прошли через несколько таких турниров - сейчас у вас есть внутренняя уверенность, что вас ничто не может выбить из колеи?
- Мы это отрабатываем, потому что в прошлом были и сбои. Моя Олимпиада в Турине завершилась, можно сказать, "убойно", потому что я лишился медали в двойке, оставшись четвертым. А в четверке в то же время мы были великолепны, выиграв четвертый заезд вчистую (россияне в итоге завоевали серебряные медали Игр). Да, были сбои, и я это честно признаю. Мы были очень сильно готовы к Олимпиаде в Ванкувере именно в четверке, но стечение обстоятельств - немного не сработало рулевое управление - привело к падению. Было очень обидно - и тяжело начинать готовиться к следующей Олимпиаде. Было желание закончить карьеру, "зачехлиться" и уйти на покой.
- Сезон вы начнете с теми же болидами, на которых выступали в прошлом году?
- Да, но по ходу сезона мы будем работать с механиком и думаю, что мы найдем ту необходимую технику, которая будет достойно выступать и показывать результат.
- Вы определили для себя некий момент - допустим, в ноябре или декабре, когда вы можете сказать - мы идем по верному графику и находимся в хорошей форме?
- Да, это будет известно после прилета с этапов Кубка мира, которые пройдут за океаном, мы будем понимать, в каком направлении мы идем, и что надо подкорректировать перед Олимпийскими играми.
Пропал страх - пора завершать карьеру
- Александр, когда вы летите вниз на огромной скорости, вы испытываете чувство страха, или оно уже атрофировалось?
- Нет, страх всегда присутствует у любого пилота. Каждый пилот знает - если чувство страха ушло, надо завершать заниматься любимым видом спорта. Потому что ты уже не получаешь тот адреналин и не идешь на те результаты, которые планируешь для себя. Когда ты выходишь на трассу в спокойном состоянии, то уже не достигнешь ничего. Страх должен всегда присутствовать, потому что на тебе лежит большая ответственность - ты ведь не один спускаешься, а везешь экипаж из трех человек...