Переехав в НБА в 19 лет в 1999 году, Андрей Кириленко стал самым молодым европейским баскетболистом, приглашенным в заокеанскую лигу. АК-47 подписал контракт с «Юта Джаз» и на 10 лет остался в штате мормонов. В 2004 году Андрей с супругой создали благотворительный фонд Kirilenko's Kids, призванный помогать детским домам, больным детям и спортивным школам США и России. Затем к списку прибавилась еще помощь ветеранам баскетбола.
«Десять лет назад я и моя жена Маша, мы решили, что мы открываем фонд «Кириленко детям». Почему мы это сделали? На тот момент, Америка как-то показала нам, что ребята, которые более-менее успешны возвращаются обратно и отдают какую то часть себя, не только финансовую, но и моральную часть себя отдают обратно детям, тем кто воспитал их. Показала, как это действительно правильно делать. Мы решили попробовать и сконцентрировались на трех направлениях: помощь больницам, детским домам и спортивным школам. В результате за 10 лет у нас добавилось такое направление как помощь ветеранам спорта. Команда, которой мы чуть-чуть помогаем, выиграла в этом году Олимпиаду для взрослых. Участвовала в чемпионате мира. Это очень здорово видеть наших ветеранов опять счастливыми, играющими опять в баскетбол», — рассказал Кириленко в интервью Sport Stories.
Мечта Андрея «заразить» детей баскетболом и про это новый проект фонда. «Самый главный проект мы делаем сейчас, — говорит Кириленко. — Мы решили, что мы будем делать школьную лигу». В прошлом году был пробный пилотный проект Андрея в Санкт-Петербурге, собрал участников только из 16 школ, которые между собой играли в течение учебного года. Прошло просто на ура, огромный интерес болельщиков, родителей, друзей. В этом году было решено расширять географию. Поступило огромное количество заявок из разных регионов. Уже более ста учебных заведений хотят стать частью «Школьного мяча». Андрей считает, что это не предел и с каждым годом будет все больше и больше. «Мы получаем ребят, которые будут, так скажем, больны баскетболом, любить баскетбол. — замечает Кириленко. — Победа важна в этом турнире, но главное — это не спортивная составляющая, а общение детей между собой и любовь к спорту. Если они будут заниматься спортом, быть целеустремленными и смотреть в будущее наша цель выполнена».
К своему проекту Кириленко подключил и товарища по сборной Виталия Фридзона. В проекте будут участвовать школы Брянской области. Виталий оказал большую поддержку брянскому баскетболу. «Хочу в этом году переговорить с Тимой Мозговым, — продолжает Андрей, — у него есть свой турнир. Это будет отличное дополнение к нашему. Я называю его «наш», потому что это детище всех. Меня вообще абсолютно не интересует здесь привязка турнир Кириленко. Я хочу, чтобы все лиги играли один общий турнир и помогали друг другу. Думаю, что это перерастет в массовую программу».
Локаут НБА в 2011 году вернул Кириленко на один год Москву, а все деньги, заработанные в ЦСКА, Андрей отдал на благотворительность. «Это был прекрасный год с точки зрения и спортивной составляющей и вне спорта. Была масса мероприятий связанных с детьми-сиротами. На каждую игру мы вывозили воспитанников детских домов. Мы провели несколько мероприятий с НБА, заложили баскетбольные площадки».
Выписать чек и просто отправить деньги не вариант Кириленко и за неделю до начала подготовки в сезону в «Бруклин Нетс» он прилетает в Москву на пару дней чтобы провести мастер-класс для детей и открыть сезон «Школьной лиги». «Это легче всего сделать. Это называется просто откупиться. Задача не откупиться, задача сделать так чтобы твой проект, который ты делаешь, приносил пользу и был действительно хорошим продуктом. Я воспринимаю школьный мяч действительно как детище, продукт в хорошем понимании, им могут пользоваться наши дети, расти, быть здоровыми, получать общение с ребятами из разных регионов, городов. Баскетбол здесь как просто катализатор», — комментирует это сам Андрей.
Пока Кириленко играет в баскетбол за океаном, фондом занимается его близкий друг – Евгений Иванов.
Евгений занимается фондом на протяжении десяти лет. Он также воспитанник Фрунзенской спортивной школы и близкий друг Кириленко. Пока Андрей по ту сторону океана играет в баскетбол, он занимается всеми организационными вопросами. «Каждый план проекта, — говорит игрок «Нетс», — мы очень тесно обсуждаем, близко к сердцу принимаем, это наше детище». «Я всегда ставлю условие, – продолжает Андрей, — не хочу быть связан политически ни с кем. Я хочу быть вне политики, я занимаюсь детьми, развитием лиг, не хочу быть я за этого или этого, поддерживаю того. Я считаю, что мы должны все вместе делать одно общее дело и я очень рад что у нас есть понимание того, что все баскетбольные школьные проекты должны быть частью школьного мяча. Это очень похоже, точнее это моя мечта прийти к этому. Если помните в Советском Союзе были такие турниры как «Кожаный мяч» или «Золотая шайба». Мне кажется, что у школьного мяча есть хорошее будущее в баскетбольном ракурсе занять эту нишу. Я хотел бы, чтобы так произошло».
Америка научила Кириленко и что молчать о своих благотворительных проектах не нужно, хотя в России это больше воспринимают как самопиар.
«В НБА в течение 12 лет я постоянно сталкиваюсь с тем, как нужно правильно делать некоторые вещи. В том числе, если ты хочешь добиться в чем-то успеха, ты должен об этом говорить. Любые публичные люди должны говорить о тех проектах, которые делают. Глупо пиарится на чем-то таком. Самый главный мой пиар это баскетбольные результаты. Если б мне нужен был пиар, то я занимался бы только баскетболом и ничем другим. Слово пиар вошло в лексикон в России, как паразит и оно вызывает негативные эмоции. Все равно огласку нужно придавать такого рода проектам. Кто-то может увидеть в этом самолюбование, пускай, но кто-то придет и скажет: здорово, я тоже хочу так делать в своем регионе, в своей школе. Придет один человек поможет, повесит кольца в зале, другой придет — мяч даст, третий — проведет мастер-класс. И капелька за капелькой набирается огромная помощь».
У Кириленко два паспорта – российский и американский и почти половину жизни баскетболист провел за океаном, но как говорит сам АК-47: «Родился и умру русским».
«Я себя вообще не считаю американцем. Я родился русским и умру русским. Уже говорил сто раз, что хорошо, когда есть второй паспорт, потому что это облегчает твою жизнь. Но я родился на русской земле. У нас в России очень любят сталкивать, любят, когда один человек против другого. Я всегда позиционирую себя, что я не против кого то, я за мир. И у Америки есть чему учиться и у России. Не нужно сталкивать лбами и бороться за какую-то несправедливость. Несправедливость есть везде. Если у тебя есть возможность делать что-то хорошее, это нужно делать и неважно в какой стране ты находишься».