Чемпионка мира по сноуборду Алена Заварзина рассказала корреспонденту агентства "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову о духе сноубордистов, их любви к лесу, снегу и свободе, а также поделилась своими мечтами на ближайшие полгода.
Соберусь, если со мной поговорят жестко
- Алена, некоторые спортсмены в столь ответственный цикл стараются уйти от дум об Играх-2014. Дескать, повесят медаль, и тогда придет осознание. Вы отвлекаетесь от рутины?
- Конечно, отвлекаюсь, но в рамках работы. У нас принято думать об успехе и не думать о медалях. То есть, ты настраиваешься на первое место, но не заморачиваешься.
- Как это настраиваться на первое место и…
- …Не думать о медалях? Не знаю. Вы говорите, когда повесят олимпийскую медаль, тогда и придет осознание. Мне олимпийскую медаль пока не вешали на грудь. Я не знакома с этими ощущениями, я только их предполагаю.
- Психолог не работает с командой?
- Работает. Рекомендует нам заниматься в общем режиме и не думать о плохом.
- А вам нужен такой специалист?
- Да.
- У меня создалось впечатление, что вы сами себе психолог.
- Я, естественно, нахожу выходы из трудных ситуаций, но медленнее. Нужна, бывает, экстренная помощь. Порой завершаются соревнования, а ты настолько разбит, что не знаешь, как себя собрать. На тренировке может что-то не получаться и никто не приободряет тебя. Здесь тоже кстати приходится психолог. Мне нужен человек, который говорит: "Все хорошо, ты все делаешь правильно, и все получится". Чтоб в голове был покой.
- Не функции ли это тренера?
- Тренер у нас не для этого (смеется). За ним все-таки спортивная часть, ведь психолог мне не поможет в исправлении технических элементов. Но он может правильно настроить, отчего технические элементы я буду исполнять с большей уверенностью. На одном из последних сборов у меня не все получалось на склоне, и психолог помогал расслабиться и переориентироваться. Я несколько изменила свои приоритеты в том локальном случае, отпустила ситуацию, после чего более или менее все пошло нормально.
- Приоритеты при этом касались специфики сноуборда?
- В общем. Есть техника, скорость, общефизическая подготовка. Вот извлекаешь нужное, и ставишь на первый план.
- Ребята из сборной страны по шорт-треку рассказывали, что прежний тренер команды кореец Джимми Джен гонял порой безбожно, тренировки начинал в 5.45 утра, но он всегда подчеркивал достоинства каждого спортсмена.
- Это, наверное, классно. Если ты встаешь в пять утра и пашешь весь день, тебе нужно говорить, что ты молодец, и не важно, хорошо ты откатался или плохо. Иначе не у всех хватит сил и духа на преодоление сложностей тренировочного процесса.
- Нашему менталитету близки проблемы?
- Проблемы нас закаляют и собирают. В экстренных ситуациях мы работаем эффективнее, чем в обычных. Если нас всегда хвалить, то пользы тоже не будет. У (главного тренера сборной России по сноуборду) Дениса Валерьевича (Тихомирова) много людей в команде и он не всегда успевает уделять внимание всем психологическим аспектам, так как это все же не основная его работа.
- Шорт-трекистка Татьяна Бородулина затруднилась ответить на вопрос, какой тренер необходим русскому спортсмену. Нужен ли нам жесткий наставник?
- Я тоже не знаю, на самом деле. Собираюсь только тогда, когда со мной общаются в строгой форме. А если всегда говорить о том, что все замечательно, то могу и упасть. Поэтому лучше не расслабляться.
- Пребывание в Соединенных Штатах не изменило такого отношения?
- Да я особо там и не жила. А поводу отношения, давно осознала, что у нас так принято и лучше об этой теме как-то не думать.
От субкультуры к спорту
- С мужем и партнером по сборной России Виком Уайлдом вы всегда друг друга понимаете?
- Думаете, он не строг со мной? Ошибаетесь. Еще как строг! Вообще со мной все строги.
- Отчасти он ваш тренер?
- Нет, конечно. Но советы дает, а я стараюсь их принимать. Минимально.
- На фотосессии у вас хорошо получалось изображать усталость.
- Я ее не изображала. Я действительно устала от всех этих дел, от повышенного внимания. Но, думаю, после Олимпиады все это закончится. Сноуборд у нас не сильно популярен. Мест для катания мало, и по успехам мы далеко не австрийские горнолыжники, у которых склоны, снег и лыжи с детства. А мы на физкультуре занимаемся лишь тем, к чему располагают условия. Хотя спортивный сноуборд развивается. На Кубке России небывалое количество молодых спортсменов, агрессивных, растущих и создающих конкуренцию.
- А тренеры где обучаются?
- В физкультурных институтах. А методики по преподаванию сноуборда, насколько я знаю, в России еще не написали. Все знания берутся из старых, давно выпущенных книг и опыта австрийцев. Научных проектов по этому вопросу пока отечественная история не знает.
- Почему у нас параллельный слалом развит больше остальных подвидов сноуборда?
- У нас сноуборд растет по всем направлениям, просто успехов больше в параллельных дисциплинах.
- Сноуборд – это ведь не просто вид спорта, а еще и субкультура.
- Жесткий сноубординг - уже спорт в чистом виде. Субкультура – это больше о хаф-пайпе и слоупстайле, о фристайл-сноуборде. С этих видов начинался сноуборд, и начинался не как спорт, а как приятное времяпрепровождение, обросшее впоследствии определенной спецификой. В детстве я тоже каталась ради удовольствия, а не пыталась соревноваться. Но, тем не менее, соревновалась – во фристайл-сноуборде, и столкнулась с судейским субъективизмом, после чего перешла на жесткую доску, и вся субкультура для меня закончилась. Теперь у нас субкультура спортсменов. Раньше пафосно звучали речи в стиле "сноуборд - это образ жизни". Это понимание ушло. Для меня, так как я занимаюсь спортом профессионально на данный момент – это жизнь.
- Но начиналось для вас именно с этого?
- Мне было десять лет, я каталась на мягкой доске, смотрела фильмы, музыку слушала. Потом мне стало четырнадцать, я уже перешла на жесткую доску, но время проводила с прежними друзьями. Вливалась в их компанию, меня всегда в нее тянуло. Но я не могу себя обманывать, потому что не могу быть в той тусовке и быть спортсменкой высокого уровня. Поэтому первый вариант мне перестал быть интересен.
- Он перестал быть интересен или он просто был вытеснен более серьезными задачами?
- В жизни появилось понимание главного. А это – мои спортивные достижения.
- Был поворотный момент от субкультуры к результату?
- Был, но давно, в детстве. Как только закончились фестивали и стартовали кубки России, тогда все и поменялось. Но самый поворотный момент случился тогда, когда меня пригласили провести пару сборов с национальной командой России, на которых я поняла, что, скорее всего, в сборной останусь. Тогда весь прежний образ жизни исчез сам по себе. Я даже отказалась в пользу спорта от перспективной учебы.
- Где хотели учиться?
- На экономическом факультете Новосибирского государственного университета. Но сборная России пересилила. У ее спортсменов всегда был особый имидж. Когда она тренируется, все стоят, затаив дыхание. Она катается по чистому склону первой, остальным можно только смотреть и никто не имел права лезть на ее трассу. К этому благоговению я была приучена с малых лет, всегда завидовала тем, кто находился в этой команде, и сама всегда стремилась в нее попасть. Она больше катается и больше проводит время в Европе.
- А вы где?
- А мы впервые в сезоне выходили на склон в ноябре, когда выпадал снег. Иногда в декабре. До этого летом занимались ОФП в лагере, потом ОФП осенью… Накат по сравнению с ребятами из сборной был мизерным, но прогресс целиком и полностью зависел от соревнований именно с ними. Поэтому нужно было что-то противопоставлять в надежде на то, что на тебя обратят внимание. Так везде и всегда происходит. Тренируйся, и если что-то из себя представляешь, то получишь шанс. А о субкультуре забудь.
Олимпизм сделал из нас тружеников
- Но ведь всегда утрачивается что-то важное с уходом культуры, пускай и с приставкой "суб".
- Периодически мы вспоминаем об этом и ощущаем в себе сноубордистов по духу. Нас нельзя сильно загонять в рамки, мы свободные люди. Нам не свойственна монотонность, нам важно катание с друзьями в лесу на свежем воздухе по свежему снегу. Но олимпизм формирует новое мышление, сейчас мы не те сноубордисты, что раньше, а труженики.
- Скучаете по прежним временам?
Нет, у меня нет ощущения, что у меня забрали то, чего прям так не хватает. Хотя есть и такие, которым больше по душе фестивали и съемки в сноубордических фильмах. За это им большое уважение.
- Потому что они хранители традиций?
- Конечно. Думаю, когда-нибудь я тоже в эту атмосферу вернусь. Было бы здорово поехать в Америку и покататься на тамошних фестивалях, когда по окончании сезона все одевают ретро-костюмы, лосины из восьмидесятых, берут старые доски и выходят на них на склон.
- Вик Уайлд не печалится в России из-за того, что сноуборд здесь не то же самое, что в США?
- Вы знаете, по этой самой причине он и переехал к нам, где сноуборд поддерживается, в отличие от Америки. Там наш вид спорта тоже не особо популярен, он никогда не будет футболом или баскетболом. Да и Мекки сноуборда в мире тоже нет. Мы на массовость не претендуем, мы занимаемся тем, что скорее подходит для курортных мест. А Россия – страна равнин, для лыжного спорта. Или для гимнастики, которая испокон веков пропагандировалась в залах. Обожаю ее смотреть, такие красивые спортсменки и такое вытворяют! Видела чемпионат мира и даже прослезилась пару раз. А во время чемпионата мира по легкой атлетике прослезилась раз восемьдесят пять, глядя на то, как Исинбаева получает медаль в Москве, в "Лужниках". Я бы тоже хотела такое испытать…
Сноуборд вряд ли когда-нибудь будет иметь похожий ажиотаж, но на Олимпиаде в Сочи в любом случае будет много зрителей, где я надеюсь получить свой кусочек счастья. Когда все трибуны приветствуют именно тебя, потому что ты русский. А когда ты победил, то все радуются, несмотря на то, знают они тебя или нет. Видели они тебя раньше или нет.
- А потом все тебя забудут.
- Ну почему? Может, не забудут. Может, для кого-то это будет стартовой площадкой для дальнейшего "боления". Кто-то ведь ходит смотреть спорт раз в сто лет, а потом появляется на каком-нибудь состязании и заражается. Однажды я случайно увидела, как играет Вера Душевина на теннисном турнире в Словении. Это был матч против Татьяны Головин. До этого я ничего о них не знала, но после "прогуглила" Веру и стала за ней следить. Болею за Шарапову, как и все.
- За вас кто болеет из спортсменов?
- Юля Тимофеева из бобслея. Мы как-то раз с ней вместе жили на сборах. А больше… Это сноубордисты смотрят другие виды спорта, а остальные на нас не отвлекаются.