Президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк в аэропорту Сочи ответил на все вопросы российских журналистов, признавшись, что пока не понимает причины поражения сборной на Олимпийских играх, ждет их объяснения от главного тренера команды Зинэтулы Билялетдинова и не исключает возвращение в сборную Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина.
Не было команды, которую хотели увидеть
- С какими мыслями вы проснулись после поражения? - первым делом спросили журналисты Третьяка, который утром приехал в аэропорт провожать российских игроков НХЛ.
- Я и не спал сегодня. Какой тут сон? Просто до сих пор трудно осознать, что мы больше на Олимпиаде не играем. Столько надежд было у себя дома, и команду хорошую собрали. Все лучшее, что есть, было у нас в руках.
- Этот результат сборной стал неожиданностью для вас?
- Конечно, мы не могли ожидать такой результат. Все-таки федерация все сделала, и все шло нормально. Подготовка у команды была, все хоккеисты приехали, все были готовы, у всех было огромное желание у себя дома выступить. Но, к сожалению, не смогли взломать оборону финской сборной. С одним голом трудно выиграть. Все ребята старались, но здесь оказалось старания мало. Мастера все хорошие, но той команды, которую мы хотели увидеть, не было. Не хватило атакующей мощи, которой мы славились.
- Канадцы с латвийцами тоже проблемы испытывали…
- Все играют в защите, особенно против нас.
- Но проблемы по игре сборной России были с первого матча Олимпиады...
- Да, весь турнир был тяжелый. Но для нас все складывалось удачно. Мы бы играли против таких команд... и финны, и шведы. Мне казалось, канадцы и американцы соперники сильнее, а мы с ними бы вообще только в финале встретились бы.
Билялетдинов должен назвать причины поражения
- Будем разбираться в причинах. Приедем в Москву, соберем исполком (ФХР), выслушаем специалистов. Билялетдинов отчитается и сам скажет, в чем причина. Он - тренер и должен первым разобраться, почему мы так мало стали забивать.
- Билялетдинов заявил, что хочет продолжить работу со сборной. Вы как к этому относитесь?
- Это его решение. Он профессионал, действительно специалист высокого класса. Исполком решает, но у него контракт до июля месяца.
- Сейчас сразу подняли тему отставки. У вас к этому какое отношение?
- Я подчиняюсь решению исполкома. Как исполком решит, так и будет.
- Вы с Билялетдиновым говорили после игры?
- Да, приходил в раздевалку. Что он сказал? Трудно что-то говорить, когда такое... Немногословны все были. Просто не могут пережить. Такое состояние у всех было сложное. На исполкоме поговорим, послушаем, что нам старший тренер скажет, почему такое произошло. Разберемся, что нам нужно делать дальше. Какие-то выводы будут естественно.
Поражение в Сочи обиднее, чем в Ванкувере
- В спорте всегда есть победа и поражение. Мы проиграли, и все.
- Это поражение сильнее, чем то, что было в Ванкувере в 2010 году?
- Думаю, да. Там мы проиграли олимпийским чемпионам, а здесь... Мы проиграли финнам. Не знаю, как они дальше сыграют. Но у себя дома обиднее. Поражение серьезнее. Все-таки у себя дома.
- Самое большое начальство с вами на связь уже выходило? Владимир Путин не звонил?
- Нет. Пока нет (улыбается). Естественно, все дома у себя ждали золото, но, к сожалению, команда сыграли ниже своих возможностей. Такой силы ударной мы не увидели.
Пятерку за Олимпиаду можно поставить Бобровскому
- Не знаю даже... Я до конца все-таки верил, что такие мастера могут переломить исход. В Квебеке тоже мы проигрывали 1:4, но выиграли 5:4. Хотя там было беспросветно. И сейчас у меня какая-то вера была, но, к сожалению, она не оправдалась.
- Почему все эти звезды, Овечкин, Малкин, не раскрылись?
- Мало. Вот и я и говорю, разве можно с одной шайбой выиграть Олимпийские игры? Мы за выход в полуфинал команде Финляндии одну шайбу забрасываем. Надо у тренера спросить. И у самих игроков спросить - почему они так мало забивали.
- Хоть одному игроку сборной вы могли бы поставить за Олимпиаду пятерку? Хоть один сыграл так, как должен был?
- Бобровскому я бы поставил пятерку. Сейчас перед отлетом я поговорил с Сергеем, сказал, чтобы он не обижался, что мало играл тут, и пожелал удачи. Он сказал, что все нормально.
- С выбором вратаря на игру с финнами вы были согласны?
- Трудно сказать. Билялетдинов ответил на это - поставил бы он другого вратаря, тот сыграл бы плохо, и сказали бы тоже, что ошибся... Оба вратаря хорошие, понимаете. Да, в первой шайбе ошибка была. Но во всем винить вратаря ни к чему, потому что с одной шайбой не выиграешь. Если бы мы им забили пять, а они нам шесть, можно было бы искать причины во вратаре. Как у нас было на чемпионате мира, там действительно была вина защиты и вратаря. А здесь нет. Забивать надо.
- А Бобровский был готов через сутки после игры с норвежцами?
- Это не мое решение. Я не хочу говорить об этом. Есть тренер. Зачем тогда нужен тренер? Тарасов отвечал за себя. Ни президент федерации, ни министр ему были не указ. И Тихонов был такой же. Тихонов принял решение снять меня на Олимпийских играх и снял. У него есть свои мысли, своя стратегия, и надо с него спрашивать.
- Я бы не сказал, что он поплыл. Но в нем не чувствовалось уверенности.
- Вы принципиально не вмешивались в дела Билялетдинова?
- А что мне вмешиваться? По-человечески мы говорили. Есть тренер, и он отвечает. Я ему свое мнение говорил по некоторым вопросам - что мне нравится, что нет. Мы практически все вбрасывания проиграли американцам. По вратарям у меня было мнение. Мы обсуждали это. Но я ему сказал, что принимаешь решение ты. А иначе я буду старшим тренером, давайте? Федерация должна обеспечить сборную и тренера всем, что нужно. Ему надо восемь тренеров - пожалуйста. Надо было бы десять - пожалуйста. ФХР выполнила все условия, которые просил Билялетдинов.
- Но вы, как человек, который психологию вратаря понимает, скажите, нормальна ситуация с вратарями, когда нет первого, то один, то другой играет?
- Есть тренеры, которые отвечают за свой результат. Там восемь тренеров, которые решают, кого ставить. Меня спрашивали, и у меня свое мнение было, но принимает решение всегда тот, кто отвечает за результат.
- А восемь тренеров - это нормально?
- У канадцев столько же. Я с ними вчера общался, у них только шесть человек наверху в ложе сидели. И тренеры, и специалисты, все анализируют.
Малкин и Овечкин не должны были играть вместе
- Мне кажется, наверное, им не надо было играть вместе. Может быть, что-то надо было поменять. Потому что, действительно, это звено не выглядело так, как на них рассчитывали. Звено Радулова оказалось мощнее.
- Говорят, Малкин с Овечкиным разругались даже, что игра не шла у них.
- Я не слышал, чтобы они ругались.
- Показалось, что не сплотились игроки как-то...
- Внутри команды они все были дружные, друг друга поддерживали. Я видел это. Все было нормально.
Сборную России не будут освистывать
- На чемпионате мира мы даже Франции проиграли. Казалось, хороший урок перед Сочи. А выводов, похоже, не было сделано...
- Да, но поэтапно все складывалось нормально. Нам хуже было бы играть против Америки, Канады.
- Два крупных поражения - чемпионат мира и Олимпийские игры. Оба в четвертьфинале. Скоро будут освистывать...
- Не думаю, что болельщики будут освистывать сборную. Понимаю, что у всех от поражения настроение не очень хорошее.
- Чемпионат мира через пару месяцев в Минске. Представляете, какой будет негатив вокруг сборной Билялетдинова? Быкову все вспоминали Ванкувер. От чего зависит, доработает ли Билялетдинов контракт?
- Работа проведена большая, и не только с этими игроками, которые приехали в Сочи из НХЛ, а и с игроками, которые у нас выступали на Евротурах, на чемпионате мира. В Казани были сборы. Команда там готовилась к чемпионату мира.
Сборную должен тренировать россиянин
- Что взяли Билялетдинова?
- И Быкова убрали.
- Я считаю, что выбор правильный был. Его все поддержали. Билялетдинов и сегодня остается профессиональным тренером. Он доказал это на чемпионате мира (2012 года). Из десяти матчей десять мы вообще никогда не выигрывали. И сейчас никто так не выиграет. И тогда у нас все было нормально, забивали больше всех. И здесь у нас было не так много, но команда показала хороший хоккей.
- Правда, что вам долго пришлось тогда уговаривать Билялетдинова стать главным тренером? Говорили, что аргумент был: надо помочь выиграть Олимпиаду, это задача государственной важности.
- Билялетдинов один из сильнейших, и я свое мнение не убираю. Все специалисты, когда Билялетдинова назначали, в том числе и Фетисов, сказали, что это правильный выбор. Не было ни одного сомневающегося. И он выиграл чемпионат мира. И никто в нем не сомневался. А тут поражение. Это спорт. Канадцы даже вчера могли вылететь. Все лучшие энхаэловцы не могли латышей обыграть. Нолан как поработал.
- А вы можете представить на посту главного тренера сборной России иностранца?
- Нет, я не могу представить. Я считаю, что русскую команду должен русский тренировать. С русским духом.
Возвращение в сборную Быкова и Захаркина не исключается
- У нас все главное - и чемпионат мира, и Олимпиада. Всегда, когда наша сборная участвует, мы ставим цель выиграть. Мы будем всегда нацеливать команду на победу.
- Все несерьезно относились к разговорам Быкова в свое время про победный дух. Но сейчас у сборной России победный дух ушел. На Евротуре победа уже не важна.
- Евротуры действительно нужны, чтобы обкатывать молодежь. Победы всегда нужны, но в первую очередь нужно обкатывать молодежь, смотреть, кто есть. Сейчас мы уже молодых игроков проверили, посмотрели и узнали - кто есть кто. Вот, к сожалению, звезд в КХЛ нет, как Малкин и Овечкин. И ни одного звена в КХЛ нет.
- Тренер сборной должен быть освобожденным? Не поменяли мнение?
- Важно, чтобы у него была возможность ездить везде, с тренерами поговорить, с игроками. У Быкова результат был и когда он не был освобожденным. Здесь нет стопроцентного решения. Лучше, когда тренер освобожденный, он больше времени отдает.
- Больше всего сейчас в интернете обсуждается тема, возможно ли возвращение Быкова и Захаркина? Или вы исключаете это?
- Я ничего не исключаю. Я не говорил, что мы их пригласим. Но у меня с ними хороший контакт, мы их пригласили сюда (на Олимпиаду в Сочи). Федерация пригласила. Мы их уважаем. Они вернули нам победы. У меня всегда с ними были хорошие отношения, но это будут решать специалисты на исполкоме. Как все будет? Сейчас трудно говорить. Давайте переживем хотя бы неделю, посмотрим. Опомнимся все сейчас.
- Болельщики сейчас говорят, что игру сборной смотреть невозможно...
- Игры не было, да. Желание было. Болельщики поддерживали. Большое спасибо всем. Все вокруг было здорово, кроме игры сборной России. Это если откровенно говорить. Самое главное, что у нас есть звезды, которые могли решить исход против финнов - Малкин, Овечкин, Дацюк, Ковальчук. Одни из сильнейших игроков в мире, которые забивают по 50-60 голов. Надо правильно использовать потенциал. А почему этого не произошло? Почему не было мощной команды? Надо разобраться. Время есть. Тренер должен подумать, в чем он недоработал, где его вина, где он неправильные расстановки сделал. Тренер должен нам объяснить, в чем он ошибся. Он на пресс-конференции сказал, что виноват. В чем? Он должен рассказать, почему мы не показали результат, которого от нас все ждали.
Билялетдинов пока в шоке
- Потому что он в шоке. Все в шоке. Так сразу выводы не сделать. Надо разобраться, послушать специалистов. В первую очередь мы должны его выслушать. И я думаю, что с прессой всегда надо общаться и объяснять, что происходит по мере возможности. Поймите, если бы я был старший тренер, я бы тогда с вами хоть каждый день общался и объяснял свои решения. Быков тоже не всегда общался.
- Билялетдинов после поражения на чемпионате мира внятно не объяснил, почему это произошло. Сейчас можно рассчитывать, что причины будут названы?
- А что там было объяснять, когда такие ошибки были? Дураку было понятно. Когда 3:8 проиграли, из них половина ошибок была у вратарей и защитники давали издеваться над нами. Если бы с финнами двух ошибок не было, мы бы 1:1 играли и могли выиграть. Никитина обыграли один в один, и Войнов не добежал. Две ошибки в обороне - два гола. В остальном была равная игра. Я не говорю, что это решило исход. Нападение должно забивать. Я, например, в вое время мог одну-две пропустить запросто, но знал, что моя сборная три забьет всегда. Мы меньше трех не забивали.
- Правильно было сажать звено Трещенко?
- Это тренер решал. А куда было силы экономить? Бросали в бой все, что было. Всегда в трудный момент играют в три звена. Нужно, чтобы опытные игроки больше играли, атаковали. Если я был бы тренером, тоже перешел бы на три звена.
- Билялетдинова надеялся, что Ничушкин забьет, ставя его на игру. Но Ничушкин играл три минуты.
- Я не слышал (смеется). Я не тренер.
ФХР выступает за трех легионеров в КХЛ
- Не считаю результат закономерным. Закономерно разве, что фигуристка наша упала? Это же спорт.
- Но все чаще поднимается тема, что игроков в России нет.
- Да, игроков маловато. Поэтому надо думать. Надо сокращать число легионеров в КХЛ. Ни одного сыгранного звена в КХЛ нет.
- Билялетдинов не захотел Мозякина брать. И высказался про него очень жестко.
- Это дело тренера. Он считает, что Мозякин здесь бы, как он написал, не доехал бы (до ворот). Но это его мнение. Я считаю, это его мнение, не мое. Я к Мозякину очень хорошо отношусь. Но тренер подбирает состав.
- У соперников нет таких звеньев.
- Канадцы играют у себя, у них связки есть. У нас связок не было. Я заинтересован в КХЛ, я был бы рад, если бы у нас было звено из "Динамо", которое выиграло два Кубка Гагарина, или из СКА. Да, КХЛ хорошо работает, много что сделала, но ни одного звена нет.
- Возможно такие звенья создавать?
- Команды должны создавать. Но как, если в каждом звене иностранцы? 131 иностранец, из них 27 с двумя паспортами. В Нижнем Новгороде девять игроков, которые занимают место игроков сборной. Хотя пять разрешено. Но они с двумя паспортами.
- Задача, чтобы в КХЛ играло как можно больше россиян. Какой лимит? Сейчас у нас пять, а получилось, что по 8-9 играют. ФХР вообще за три легионера, но именно хороших. Да, приезжал Ягр, еще пара игроков, а остальные игроки средние. И словаки, и канадцы играют второсортные. Я не против иностранцев, но берите лучших. Берут лишь бы взять. Они дешевле. А молодых не хотим растить.
- Скорее всего, после Олимпиады КХЛ не будет ФХР слушать.
- Не думаю, что так все будет. Не думаю, что КХЛ все сделают сами. Сейчас нужно совместными усилиями все делать. Потому что КХЛ не живет где-то отдельно от хоккея (смеется). Мы все вместе должны работать, посмотреть, как сделать, чтобы было больше хороших своих игроков. Нужно растить новых звезд. А чтобы растить их, нужно дать им возможность играть, а не уезжать куда-то.
- Вопрос самый серьезный?
- Надо посмотреть ситуацию с легионерами. Если мы вообще откроем, то будет как у немцев, которые вообще сюда не попали. В Швейцарии два легионера, в Канаде ни одного молодого вратаря не берут. У канадцев вратари свои пропали. А мы открываем для всех. Давайте еще больше сделаем. Финны, которые нас обыграли, в КХЛ играют, мы их наигрываем против своей команды. И это нормально.
- Российские игроки просто проигрывают конкуренцию по качеству, по цене?
- Ничего они не проигрывают. Все зависит от игроков. Мы должны защищать свои интересы. У нас свой чемпионат, российский. Если мы лимит откроем вообще, будем занимать 11-е место. Если будут одни иностранцы, как будем сборную собирать? Из кого? В НХЛ свой чемпионат. Мы всегда ждем хоккеистов из НХЛ.
Дадим Билялетдинову очухаться и проведем исполком
- Приедем в Москву и решим. Дадим ему (Билялетдинову) очухаться. И начнем готовиться уже к чемпионату мира. Чемпионат мира уже через два месяца. В апреле уже Евротур.
- Для прессы исполком можно сделать открытым? Хотя бы часть его.
- Исполком всегда закрытый. И старший тренер и я выйдем потом, ответим на все вопросы.
- Билялетдинов может уйти до чемпионата мира?
- Он сказал, что хочет остаться. Пока мы с ним пока об этом не разговаривали. После матча у нас совсем другие разговоры были.
- А на домашнем чемпионате мира в 2016 году нужно обязательно выиграть? Или это не Олимпиада, и так вопрос стоять не будет?
- Мы всегда ставим задачу. В Москве нужно обязательно выигрывать. Тем более после такой Олимпиады, чтобы опять вернуть себе силу российского хоккея.