На сайте агентства "Р-Спорт" состоялось долгожданное возвращение в ряды экспертов двукратного чемпиона мира в танцах на льду Максима Ставиского. В интервью корреспонденту Марии Воробьевой фигурист подводит итоги турнира танцоров на третьем этапе Гран-при - Кубке Китая, а также делится впечатлениями от первых двух соревнований серии.
Молодые, дерзкие и красивые наступают: лучшие российские фигуристки сезона >>>
- Этап Гран-при в Китае оставил очень спорные впечатления. Если говорить по порядку, то главная неожиданность – это победа французов Габриэллы Пападакис и Гийома Сизерона. Но если взять во внимание все, что там произошло, результаты, наверное, объективные. У французов неплохие программы, причем они не выглядят сырыми, наоборот, постановки выкатаны. Пападакис и Сизерон своим выступлением дали понять, что у них есть все шансы бороться, скажем образно, за серьезные места.
- А в чем тогда заключается основное противоречие?
- У меня уже давно такое чувство, что по какой-то причине "тянут" Майю и Алекса Шибутани, которые в Китае стали вторыми. При всех положительных качествах американского дуэта, это не та пара, которую я бы "тянул". Они производят очень спорное впечатление, хотя, нельзя не заметить, ребята постоянно стремятся к тому, чтобы предстать перед зрителем в новых образах, раскрыться с какой-то другой стороны. Честно говоря, я считаю, что вальс, поставленный американцам в произвольной программе, не их танец. Кроме того, даже если брать композицию со сменой темпа и силы музыки, все-таки целиком на четыре минуты вальс сложноват для восприятия. В их заслугу можно сказать, что они постоянно работают, не покладая рук, просто какие-то фанатики этого спорта! Но в катании Майи и Алекса не хватает какой-то взрослости, профессионализма… Понимаете, нет ведь какого-то разделения – китайцы могут совершенно спокойно и даже очень ярко катать пасодобль или вальс, а американцы или канадцы брать за основу какие-то народные африканские мотивы. Но в Майе и Алексе я пока не вижу, чтобы они катали именно выбранную ими музыку, чтобы они жили в своем танце. На мой взгляд, на льду мы видим добросовестных учеников, которые четко выполняют предписанные им движения. А в танцах, помимо качественного исполнения элементов, умение "прожить" постановку играет огромную роль.
- К слову о "тянут" - ведь на этапе в США Шибутани стали вторыми, а победу одержали Мэдисон Чок и Эван Бэйтс. Тренер Майи и Алекса Марина Зуева тогда довольно жестко выразилась по поводу судейства, считая, что второе место ее учеников было незаслуженным.
- Я, к сожалению, не смог посмотреть этап Гран-при в США, хотя в курсе событий. Не думаю, что их засудили и намеренно "задвинули" на второе место. Просто в танцах, наряду с технической оценкой, существует человеческий фактор. Судьи могут порой руководствоваться понятием "нравится – не нравится".
Триумф Туктамышевой и Ковтуна, дебют Ильиных/Жиганшина на этапе Гран-при в Китае >>>
- Если вернуться к противоречиям китайского этапа - что, на ваш взгляд, случилось с чемпионами мира итальянцами Анной Каппеллини и Лукой Ланотте, которые стали третьими?
- Про пасодобль (короткий танец) я могу сказать следующее. Я даже не беру во внимание ту часть танца, которую придумывают сами спортсмены, но обязательная серия пасодобля выглядела довольно странно. Все танцоры нового поколения этот танец прекрасно знают. Для меня их исполнение "обязаловки" было непонятным. Во-первых, у них были серьезные расхождения с музыкой. Мой тренер Наталья Линичук, которая вывела нашу с Албеной Денковой пару на чемпионские места, всю жизнь говорила: что бы ты ни делал, если это не в музыку, смотреться это не будет, как ни старайся. Так вот, постановку итальянцев я поначалу воспринял как некое цельное произведение, но как только они вошли в эту серию пасодобля, я потерял концентрацию и перестал смотреть танец – меня отвлекало то, что фигуристы постоянно выскакивали из музыки. Они тоже очень опытная и скатанная пара, которая мне обычно безумно нравятся. Но в коротком танце я заметил, в том числе, какие-то недочеты по элементам – пусть мелкие, но все это складывается в одну общую картину. А о произвольном танце даже говорить не хочется – спортсмены, которые падают на 20-й секунде, и из их головы на протяжении всего танца не выходит это падение, производят особенное впечатление. Я знаю, что творилось у итальянцев на душе в тот момент, сам так падал – тебя оставляют силы, покидает желание что-либо делать и хочется просто встать и уйти. Конечно, никто этого не делает, но факт, что после того падения они катали танец просто кошмарно, неоспорим. Я не хочу судить о танце, когда он был настолько ужасно исполнен – без эмоций, сухой и неживой прокат. Вот когда они откатают чисто, ярко, со всеми элементами, тогда и будем о них говорить. Для итальянцев старт получился провальным, поэтому делать выводы можно будет позднее.
- Исходя из ваших рассуждений кажется, что все это - сиюминутные ошибки, которые итальянцы вскоре поправят. Многие же сходятся во мнении, что Каппеллини/Ланотте, как и все герои Олимпиады-2014, после победного чемпионата мира до сих пор не могут прийти в себя, а потому в серьезные конкуренты записывать их не спешат. Справедливо?
- Нет, я думаю, что сначала нужно посмотреть, как все будет складываться дальше. И мое мнение – все у них будет складываться хорошо. Кроме того, пара их уровня, я просто их знаю лично, ни в коем случае после каких-то успешных турниров не потеряет ощущение реальности. Думаю, что в этом сезоне итальянцы еще выстрелят. Нужно немного прийти в себя и на следующем старте показать свои программы во всей красе.
- Их короткий танец также оставил несколько неоднозначные впечатления. Я объясню – это было слабовато по катанию, присутствовала суета в перехватах в позициях, неодновременное исполнение шагов, толчков, были ошибки в элементах в дорожках. А все это сказывается на баллах, да и на общем восприятии. Произвольный танец, который как бы предполагает и дает спортсменам более широкие границы для действия, получился куда более интересным и насыщенным. В этом виде они мне понравились на порядок больше. Там была скорость, появились какие-то более-менее необычные элементы, танец был исполнен почище, покачественнее. Хотя на фоне всех соревнований могу подчеркнуть, что Руслан пока все-таки не дотягивает до уровня Лены. И Ильиных, чтобы не убегать от партнера, немного сбавляет свои обороты. Сейчас, возможно, нужно поступать именно так, но в будущем на росте пары это точно хорошо не скажется. Стремиться всегда нужно к тому, кто лучший в паре. Руслан должен очень быстро и целенаправленно подтягиваться к Лене, тогда у них будут шансы выйти на новый уровень.
- В чем Жиганшин уступает Ильиных? В чем ему нужно добавлять?
- Для начала нужно просто "сесть" на ноги. Он высоко "сидит" на ногах, а от этого страдает и катание в паре, и исполнение отдельных элементов. Когда он будет "в ногах" и сможет спокойно делать все элементы, можно добавлять артистизм и эмоции. Физически Руслан достаточно сильный партнер – он Лену поднимает, переворачивает и меняет позиции в поддержке абсолютно без проблем. Здесь все отлично. И как только Руслан начнет чувствовать себя на коньках и рядом со своей партнершей уверенно, тогда можно будет расти дальше. Но для начала нужно просто подтянуть катание. Ведь пара неплохая, они только дебютировали, и мы все понимаем, что за те несколько месяцев, что партнеры провели вместе, очень сложно скататься до такого уровня, чтобы на соревнованиях выйти и бороться за призовые места. Они сделали огромный объем работы, но это мы с вами можем дать им скидку, а судьям все равно, катался ли ты с партнером четыре года или четыре месяца. Так что нужно быть объективным и стараться представить себя на месте судей.
- В принципе, да. И это закономерно. Но мы сначала должны посмотреть на ребят – нельзя строить догадки, когда мы пару фактически ни разу не видели. Очевидно одно – ни Кацалапову, ни Ильиных в этом сезоне не удастся расслабиться, легко им точно не будет. Могу сказать, что когда Албена получила серьезную травму, из-за которой мы пропустили чемпионат мира и потеряли свои позиции в рейтинге, наше возвращение в следующем году было под вопросом. И мы отдавали себе отчет в том, что если дадим хоть малейший повод, нас закатают под лед. Это очень сложный период, но другого пути, кроме как бороться, я не вижу.
- Максим, в этом сезоне уже успели выйти на соревнования два других российских танцевальных дуэта. Что можете сказать о Ксении Монько и Кирилле Халявине, которые на этапе в Канаде заняли четвертое место, хотя, откровенно говоря, могли быть в призах?
- Видел их произвольный танец в Канаде. Скажу так – они старались кататься на разрыв, выдали мощные эмоции, но забыли про качественное исполнение элементов. Наверняка до следующего этапа будет проведена работа, чтобы подобных ошибок больше не было. В целом все у ребят неплохо, нужно совершенствоваться дальше.
- А призеры американского этапа Александра Степанова/Иван Букин?
- Ох… Букин… Сложный вопрос. На мой взгляд, в пасодобле им нужно добавлять характер, а также уделять пристальное внимание дорожкам, которые у них, кстати, очень хорошие. У каждого элемента есть три фазы – въезд, исполнение элемента, выезд с него. Только тогда мы сможем увидеть весь элемент целиком. Как мне показалось, Саша с Ваней в каких-то моментах немного не дорабатывали то одну, то другую фазу. Не сказать, что были какие-то критические ошибки, но придраться к исполнению было можно. Что судьи, собственно, и сделали. А еще я бы посоветовал партнеру сменить костюм с белого на черный. Ваня довольно крупный, плечистый, мощный партнер. И увеличивать искусственно его в размерах не стоит.
- Что скажете про фирменные твиззлы Степановой/Букина в "пистолетике"?
- Я, если честно, не понял, за что их на том турнире так строго наказали. Может быть, я чего-то не увидел. Но мне все-таки кажется, оценка была несправедливо занижена. А элемент интересный.
- В заключении назовите, кто на ваш взгляд, на сегодняшний день является лидером в танцах на льду?
- Безусловно, это Кейтлин Уивер/Эндрю Поже. Их произвольный танец, поставленный на классическую музыку, получился не нафталиновой классикой, но и не модерном. А современной, добротной и яркой постановкой. При этом замечу, что они ничего сверхъестественного по элементам в этом сезоне не делают. Бывает так, что спортсмены стремятся поразить всех, демонстрируют какие-то находки (хотя и здесь бывают крайности и за элементами не видно танца). Так вот, отсутствие каких-то невероятных элементов не является слабой стороной канадцев. Наоборот - вся композиция смотрится очень целостно от начала и до конца. Есть переходы из элемента в элемент, чувство партнера и музыки. А это всегда цепляет.