Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Девчачьи схватки на льду: русский сезон

© РИА Новости / Владимир Песня / Перейти в фотобанкМияхара Сатоко, Евгения Медведева и Елена Радионова (слева направо)
Мияхара Сатоко, Евгения Медведева и Елена Радионова (слева направо)
Сезон в фигурном катании в разгаре, а женское одиночное катание насыщено непредсказуемостью. Уже всем понятно, что поток сюрпризов движется через европейское первенство на чемпионат мира в Америку из России. Каждая из россиянок уже прошла треть пути. Кто дойдет до конца? И кто готов остановиться?

Сезон в фигурном катании в разгаре, а женское одиночное катание насыщено непредсказуемостью. Уже всем понятно, что поток сюрпризов движется через европейское первенство на чемпионат мира в Америку из России. Каждая из россиянок уже прошла треть пути. Кто дойдет до конца? И кто готов остановиться?

 

Туктамышева ходит в одиночку

 

Девчачьи схватки ныне, по сути, проходят в трех категориях. Первая: резвое, практически безошибочное катание в борьбе на грани одной какой-нибудь помарки на риттбергере от 16-летних Елены Радионовой и Евгении Медведевой. Вторая: спотыкающиеся с тревожным взглядом олимпийские чемпионки Юлия Липницкая и Аделина Сотникова. А третья категория – это Елизавета Туктамышева. Как в ходившем когда-то анекдоте про сборную Украины начала 2000-х годов с тремя амплуа одиннадцати футболистов: было у "жовто-блакитных" амплуа защитника без конкретизации профиля, амплуа опорного полузащитника, которым наделялись человек шесть-семь, и амплуа "Андрей Шевченко".

С конца и начнем. Туктамышева, в отличие от Шевы, не претендует на незыблемо главную роль, пока она даже не лидер стаи и периодически играет в догонялки на разных турнирах: срывает короткую программу, а потом с героическим сюжетом закрывает произвольную, устраиваясь с букетом на пьедестале. Она скорее борется, чем катается, причем сама с собой и своими прокатами.

После седьмого места в короткой на этапе Гран-при в Канаде заслуженный тренер России Виктор Кудрявцев заметил, что фигуристка "не выкатала еще программу". Это же понимал и ее тренер Алексей Мишин, а когда ляпы в короткой закончились пятой позицией в Бордо, "Кармина Бурана" была заменена на проверенное чемпионским сезоном "Болеро".

В сезоне-2015/16 Туктамышева ходит в одиночку. Только Мишин в кепке за ней по-отечески наблюдает и хвалит ее при каждом удобном случае, откашливаясь при вопросе о минусах. Специалисты видят отсутствие связок у Лизы, на что Мишин, шутя, но не улыбаясь, парирует: "Связей у нее полно".

Действующая чемпионка мира даже на этапе Гран-при не смогла толком сойтись с внутренней конкуренткой Липницкой: обе "размялись" в короткой программе во Франции, а произвольной не состоялось из-за известных событий.

Кажется, что нет у Туктамышевой четкой победоносной линии и есть, как выразился тренер Рафаэль Арутюнян, "технический перекос", но есть именно что пахота и борьба – стиснутые зубы, прямая осанка и тройной аксель, смысл которого совсем не в докрученности, а в вере в него. И с этим багажом Лиза прет, а не скользит, и Мишин разговорам о балансе предпочитает планы по второму акселю в 3,5 оборота в произвольной.

Прагматик, воспитавший не одного олимпийского чемпиона, с жалостью смотрит на великого, но не достаточно прыгающего Патрика Чана, вызывающего театральный восторг и спортивную снисходительность. "Чан для меня по своему обаянию - фигурист номер один. Но парочка даже корявеньких четверных Ханю приведет к победе японца", - сказал Мишин перед Финалом Гран-при.

 

Новое платье, новый тренер Липницкой

 

Липницкая уверенно перемещалась по пошарпанной и серо-желтой подтрибунке интересного по архитектуре, но провинциального по состоянию ледового дворца Meriadeck в Бордо. Глаза ее не бегали вокруг, поглядывали прямо, но взгляд не задерживался. С букетом она возвращалась уже после первой тренировки, в то время как соперницам, пока более успешным, были положены лишь аплодисменты десятка рук. Секундная улыбка появилась на лице Юли, когда она увидела Максима Транькова, рассказывающего корреспондентам "Р-Спорт" о понижении своих амбиций.

Она приехала во Францию с неимением никаких шансов на Финал и даже неимением тренера, которого она поменяла почти одновременно с платьем для короткой программы, но не чувствовала себя обделенной. Эти обстоятельства ее не печалили: место Этери Тутберидзе занял плюшевый медведь, и только потом – Алексей Урманов, а от комментария, почему оно так происходит, фигуристка отказалась и ретировалась в лифте.

"У нас, видимо, из крайности в крайность: либо ярко по-детски, либо взрослое, более темное - черное. Много было положительных отзывов, в основном, от болельщиков, но было много и отрицательных. Поэтому решили, так скажем, сделать строго и со вкусом", - рассказывала Юля про вещевую обновку.

На московском этапе Гран-при она хлопала соперницам, общалась с Виталием Мутко. Кому-то показалось, что они вместе с министром приехали в Лужники. "А, уже так? Две минуты поговорили", - выразила недоумение спортсменка. В остальное время олимпийская чемпионка в командных соревнованиях сочинских Игр выступала на льду, приноравливалась к непрочувствованной ею музыке Элвиса Пресли.

Марина Зуева, перед тем как поставить ей программы, спросила Липницкую, есть ли у нее чувство юмора. И после одобрительного кивка появилась композиция Devil In Disguise ("Дьявол под прикрытием"). "Я не понимала в то время, как меня будут оценивать, - вспомнила она начало сезона. - Как меня воспримут. Не могла расслабиться, но сейчас знаю, что программа нравится, она "вкатана".

"В начале моей программы поется про ангела, а потом - дьявол. Начинается такая тема, которая требует раздвоения личности", - заговорила она почти философски, даже еще добавила, что по гороскопу она - близнецы. "Мне это близко", - это был финальный аккорд.

 

Сотникова и прокат "на троечку"

 

Катание Липницкой провоцировало ощущение торжества борьбы над творчеством. Подобные чувства возникали и при прокатах Аделины Сотниковой. Репортеры информагентств вглядывались в нее на тренировках и пытались прочесть по глазам: "Не снимается ли?". Олимпийская чемпионка боролась с прыжками, страдала под произвольную Je suis malade с надрывным вокалом Лары Фабиан и, думается, просто спасалась от перенапряга в заводном латиноамериканском танце в короткой. Сама Сотникова призналась, что поначалу не хотела принимать "латину", но убедил хореограф Петр Чернышев.

Сотникова, пожалуй, осторожнее других прощупывает текущий сезон. Ее катание то было недостаточно качественным на фоне шикарно откатавшей произвольную Анны Погорилой в Саранске, то совсем провальным, как в Загребе, то просто было, как в Москве. "На троечку", - подтвердила сама фигуристка.

На домашнем этапе она осталась без заболевшего тренера Елены Буяновой, отсутствие которой после недавнего "трансфера" Липницкой навело на некоторую подозрительность. Чернышев, поддерживавший Сотникову у борта, несколько растерялся при вопросе о причинах неприезда Буяновой на Малую спортивную арену. Но хореограф Аделины Ирина Тагаева тут же разрядила ситуацию, наверное, неумышленной неправдой: "Вечером она будет". Не было.

- Представьте, вы десять лет выходите рядом с мамой, а потом, бац – ее нет, - поделилась с прессой Сотникова после проката.

- Но мама ваша сидела на трибуне.

- А второй-то не было. Елена Германовна мне как вторая мама.

 

Медведева и разум

 

Медведева и Радионова, несмотря на школьный возраст, совсем не выглядят стандартными отличницами, которые зубрят до часу ночи учебник, а на утро палят знаниями как из пулемета, без излишних обдумываний. Каждая из них способна не ошибаться в решающие моменты благодаря умению думать, и именно эта способность оставляет за бортом многих конкуренток.

Кто-то из уважаемых тренеров говорит, что девчонки пока маленькие, что ноги у них тянутся лучше, а тело в тройном прыжке взмывает как с пропеллером на плечах, но свои первые места они завоевывают с разумом. Причем индивидуальность мысли пробивается даже сквозь умение говорить "правильно".

Радионова, может быть, более чувственная, она плачет под "Титаник" Селин Дион в самом конце произвольной, но неизменно сохраняет контроль над собой. "Можно было сложить ручки и просто прыгнуть "3-2", - вспомнила она Финал Гран-при, в котором ее не могло порадовать ничего, кроме золота. - Но я сделала "3-3" во второй половине программы". Она добилась бронзы и расстроилась.

Медведева сентиментальность тщательно скрывает, реагируя полными ответами, на которые не способно большинство ее коллег-спортсменов даже из числа тех, кто вдвое старше этой героини сезона:

"Я даже не могу себе представить, как это - чувствовать себя звездой. Мне кажется, что если так думать, то опускать себя на ступеньку ниже";

"Мне пока рано сравнивать, но не думаю, что у побед бывает побочный эффект. То есть привыкание. Планки-то все время повышаются";

"Для меня победы никогда не были грузом – только мотивацией. У меня нет ощущения, что я должна, есть понимание, что я могу. И это помогает";

Как настоящий образ в фигурном катании передается коньком, так и мысль Медведевой отображается в ее скольжении. Видящая многое Татьяна Тарасова не случайно поделилась "уверенностью за ее элементы" во время проката. Этот 16-летний человек делает то, о чем думает. И когда он все-таки ошибется, наверняка все взвесит вновь и придет к разумному решению.

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала