Одна из главных надежд российского фигурного катания 15-летняя Мария Сотскова рассказала корреспонденту агентства "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову о перевоплощении в волшебную девушку, недетской жизни, эталонных элементах Юлии Липницкой, Елизаветы Туктамышевой и Елены Радионовой, и о происхождении своего отличительного взора, который поразительно на чем-то сосредоточен.
"15 лет – это что все-таки? Не "Чиполлино" же катать"
- Маша, первым делом: откуда у вас такой взгляд?
- Он от того, что я - в себе. На соревнованиях абстрагируюсь. Когда выхожу на лед, то не люблю разговаривать ни с кем. Даже с тренером. Ее я только слушаю.
- И получается такой взгляд вдаль, над головами людей.
- Со стороны так кажется? На самом деле я накапливаю энергию, а потом просто выхожу на лед и выдаю ее.
- Тренер Рафаэль Арутюнян, у которого летом вы тренировались в США, озвучил проблему частой смены лидеров во взрослом женском одиночном катании, когда каждые два года в топе заправляют всё новые лица. Но то же самое вы переживаете на юниорском уровне, когда в 13 лет выиграли Финал Гран-при, но потом всё стало не проще, а наоборот – сложнее.
- Так и есть. Лидеры постоянно новые. Единственное, что меня удручает – то, что я не в их числе. Технически мне в тринадцать лет выигрывалось тоже легче, скользить и прыгать было проще. Тело было меньше, рост ниже. Сантиметров, наверное, на тридцать. Морального груза в эти годы тоже не ощущаешь. Ехала на Финал Гран-при, не зная ничего, и просто вышла и показала всё, на что способна.
В первый раз всегда мало о чем размышляешь. То был мой первый юниорский сезон, первая поездка в Японию, и – победа. Через год я ехала целенаправленно подтверждать титул, но не попала даже в тройку сильнейших, что очень сильно меня задело. Я упала духом. Ненадолго, но всё же. А потом поняла, что нужно ориентироваться не на место, а на максимум на льду. Судьи сами всё распределят.
Раньше всё было понятнее. Мое детство от юности отличалось тем, что если я откатываю чисто, то непременно становлюсь выше всех на пьедестале, а сейчас даже лучший прокат не гарантирует победы. В этом году я дважды победила на этапах Гран-при, что придало мне уверенности. В Барселону я ехала готовой, ехала выигрывать. Я сделала всё, что могла, просто максимум возможного на сегодня. Но итог - второе место с приличным отрывом от победительницы.
- Почему?
- Полина (Цурская) оказалась еще свежее, у нее очень сильная программа – красивая и интересная. И катает она ее на более высокой скорости, и прыжки у нее выше. А я работаю над этим.
- Два года - и ваш черед лидерства на взрослом уровне?
- Я буду стараться, конечно, мне хочется, наконец, стать лидером и занимать первые места. Бывает, выигрываю, но в основном пока заканчиваю второй, и меня это не устраивает. Я хорошо выступила на взрослом чемпионате России, уступив более опытным девочкам с более сильными компонентами (Сотскова заняла 5-е место, обойдя олимпийских чемпионок Аделину Сотникову, Юлию Липницкую и чемпионку мира Елизавету Туктамышеву – прим. "Р-Спорт"), но даже на юниорском уровне я еще не на максимуме.
- Вам 15 лет, рост 170 сантиметров…
- Не думаю, что я стану выше. Ну, может быть, на пару сантиметров. Я не опасаюсь этого. Если смогла приспособиться к такому росту, то почему бы не адаптироваться еще к "+10"?
- К ста восьмидесяти?!
- Это возможно, а почему нет?
- Если сохраните высокий уровень при таком росте, то будете уникумом на льду.
- Надеюсь, что буду все-таки поменьше. Когда вырастаешь, приходится заново себя собирать, чтобы справиться с телом. Впрочем, такое бывает после летнего отдыха, но неделя тренировок – и всё в норме.
- Елена Радионова рассказала, что, прибыв с Финала Гран-при из Барселоны, переросла маму. На чемпионате России в Екатеринбурге платье ей было уже маловато.
- Мне тоже купальнички поджимают, а юбочки становятся короче. В прошлом году я каталась в черном платье со стойкой, которое было мне нереально мало. Но костюмы у нас такого качества, что не рвутся.
- С этого года вы работаете с новым тренером по ОФП.
- Да, с фитнес-тренером, и он очень жесткий.
- Через полгода будете плечистой.
- Нет, это в мои планы не входит.
- Короткая программа нынешнего сезона у вас – Black magic woman. Само название говорит за себя. У Цурской аналогичные тенденции. Девичьи штучки уже неконкурентоспособны?
- Мы растем. 15 лет – это что все-таки? Мне кажется, в эти годы человек уже взрослый. Не "Чиполлино" же катать нам, правильно? Поэтому мы стараемся выбирать такие образы, чтобы смотреться девушками хотя бы на льду, а не девочками с бантиками. Как ни крути, а наши соперницы девушками не просто кажутся, а ими выглядят. Мы же еще не такие, но если и программы детские поставим, то со стороны будет просто смешно. Моя Black magic woman – это не образ женщины опытной, но она акцентирует: я выросла, готова конкурировать со взрослыми и мои программы не хуже, чем у них, мои компоненты могут быть не ниже. И оценивать меня надо соответственно.
- Вызов прямо.
- Не то, что вызов, а стремление выглядеть достойно на фоне фаворитов. Мы можем соперничать с ними и можем их даже обыгрывать. А у детского проката и компоненты будут детскими.
- Михаил Коляда пробился на чемпионат Европы в образе волка из "Ну, погоди".
- У мужчин всё по-другому. У Миши отличная программа, с юмором, но катание ведь взрослое.
- Если условная "Красная шапочка" будет с хорошей хореографией и сложной техникой?
- Я не могу такое представить в реальности.
"Представляю, на что способна Цурская"
- А самой вам детство не надоело?
- А у меня его и не было. Как такового, где я была бы маленькой девонькой. Я всегда была на тренировках, где не делают скидок на возраст. Тренеры спрашивают как со взрослых, и мышление от нас требуют взрослое, и вообще всё тоже должно быть взрослым.
- Хочется, чтобы кто-то пожалел иной раз?
- Иной раз, но для этого есть мама. Тренер таким быть не должен.
- Хотя вы не производите впечатления девочки, которая способна разреветься.
- На самом деле могу. Причина - если тренировка не идет. Девочки все ранимые, если что-то планомерно не получается, то можно и поплакать немножко. Почему нет?
- Опытные люди говорят, что фигуристы часто "убивают" друг друга на предстартовых тренировках, демонстрируя уверенность.
- На тридцатиминутных тренировках мы пытаемся продемонстрировать чистые катание и прыжки, и в первую очередь не для конкурентов, а для судей, чтобы они ставили галочки: этот спортсмен выполняет все элементы, и, если он сделает их в прокате, то это не случайно.
- Когда на тренировке в Барселоне заиграла музыка произвольной Юдзуру Ханю, Патрик Чан тут же чисто исполнил четверной сальхов.
- Они конкурируют между собой и пытаются доказать, кто лучше.
- Когда Цурская в самом начале проката делает каскад "3-3-2", на вас это сказывается?
- А я примерно представляю, на что способна Полина, поэтому нет на соревнованиях такого, что вот она выходит, всё выполняет и все удивляются: "откуда это появилось, ведь этого же не было!" Мы все знаем, кто что делает и кому какие баллы поставят. Опять-таки, примерно. Конкуренция…
- Евгения Медведева на тренировке московского этапа Гран-при прыгнула каскад "3-3-3" с начальным флипом. У вас есть нечто, что пока не выносится на соревнования?
- Конечно, на своем льду мы делаем и риттбергер-риттбергер, и "3-3-3" (риттбергер-тулуп-тулуп, или все тулупы, или дупель с тулупами). Это случается, когда тренировка почти закончена и еще остались силы на прыжки. Но перед стартами этого не показываем. Тройной аксель я пробовала только на полу, но в конце этого сезона хотела бы выучить его на льду.
- Сотникова призналась, что в свои 19 лет чувствует себя старой по сравнению с Радионовой и Медведевой. Когда вы смотрите на 13-летнюю Алису Федичкину…
- …то чувствую себя старше, но не старой. Как в 15 лет себя такой ощутить! Дело в том, что я еще не перешла во взрослое катание окончательно, даже скажу, что не дотягиваю до взрослого. Осталось еще немножко.
- Катание и образ – разные вещи. В произвольной вы тоже Джульетту играете, у которой жениха отобрали.
- Джульетте тоже было пятнадцать. Хотя пятнадцать в ту эпоху – это не то же самое, что в наше время.
- Кстати, в прошлом году вы исполняли роль Одри Хепбёрн, демонстрируя взросление ее героини из фильма "Завтрак у Тиффани". Может, это вам помогло понять чисто женские образы?
- К сожалению, я была после травмы и не до конца выложила, что могла в образе этой актрисы. Но мне очень нравилась та программа и она, по большому счету, удалась. Я посмотрела множество фильмов с Одри, пришла в восторг от ее актерских качеств и, думаю, что человеческих тоже, несмотря на то, что, понятное дело, не знакома с ней. Эмоциями у меня не совсем получалось ей подражать, потому что каждый человек индивидуален. В "Завтраке у Тиффани" она танцевала в кафе. Я столько раз пересматривала эту сцену, чтобы перенять движения и перенести их на лед, пыталась передать настроение танца.
"Танцевать с Поже? Я не из таких"
- Помните первый турнир по фигурному катанию, который вы посмотрели осознанно?
- Cup of Russia. Не помню, какой это был год, но мы с родителями каждый раз ездили на эти соревнования в Лужники или на Ходынку. Атмосфера ледового дворца мне больше импонирует, чем просмотр по телевизору. Раньше на этом этапе Гран-при я просто получала удовольствие от программ, а сейчас изучаю прыжки, подходы к ним, вращения, обороты. Чтоб нужное подобрать себе. И еще с детства помню, что болела именно за наших. Мне было неважно, кто как откатает – главное, чтобы наши были первыми.
- Не так давно слежу за фигурным катанием, но у меня не получается болеть именно за наших. Посмотрев на Каролину Костнер в Сочи и на ее отношение к окружающим, я не могу болеть против нее.
- Против кого-то болеть нельзя, но когда мы на те же этапы Гран-при едем командой, складывается такая атмосфера, что ты откатал, а на следующий день обязательно идешь переживать за нашего спортсмена. Я обязательно это делаю. Мы все дружим.
- Кто из российских фигуристов заставляет больше всего по-болельщицки нервничать?
- Я всегда очень переживаю за танцоров, потому что со всеми ними дружу, а у них такая большая конкуренция.
- Кто бы говорил про конкуренцию…
- У нас-то понятно, но у них, танцоров, совсем всё субъективно. Упасть у них сложно, но, бывает, они делают твиззлы, поддержку, а потом спотыкаются на ровном элементе и вылетают далеко за пределы первой тройки. За этих спортсменов я всегда переживаю. У нас, кстати, желающие побеждать не ограничиваются первой десяткой чемпионата России. Подрастают еще девочки: Нугуманова, Губанова – это очень сильные фигуристки, которые в следующем году дебютируют в юниорском Гран-при.
- Себя в танцах не представляли?
- Когда стала вдруг высокой, то подумывала об этом. Если не получится в одиночном, можно пойти в танцы. Но пока я эту идею держу в закрытом ящике и не собираюсь его открывать.
- От кого-то я слышал, что все девчонки мечтают танцевать с Эндрю Поже.
- Я не из таких.
- Тогда с Юрием Власенко?
- Нет (Смеется).
- Так с кем себя представляли?
- Ни с кем конкретно, но, конечно, это был бы тот человек, который хорошо катается. Иначе конкуренцию в современных юниорских российских танцах не выдержишь. Знаете, надеюсь, мне не придется об этом размышлять вообще!
- Смотря на более опытных конкуренток, кого вы выделяете? Например, во вращениях.
- Если говорить о вращениях, Юля (Липницкая) нравится скоростными с классной растяжкой. Красивые. Вращения Симы (Саханович) отличные, на большой скорости. У нее не такая гибкость, как у Юли, но у Юли она от природы, она ее только поддерживает.
- Первый элемент фигурного катания, название которого я узнал, был бильман.
- В нем специалист Лена Радионова. Ее бильман прямо красивый тюльпанчик.
- Прыжки эталонные у Лизы Туктамышевой?
- Да, мне нравится Лизин тройной лутц. Он невероятен. Я бы тоже хотела так его прыгать, как она. У Цурской прыжки высокие, в пролет. Но во вращении в прыжке Лизе, наверное, равных нет.
"Ты вырастешь, это фигурное катание закончится и что останется после?"
- Летом вы жили в американской семье в Калифорнии. Много было непонятного в быту?
В нашей школе в Реутове, где я изучаю английский, нам рассказывали, как живут американцы. На деле всё так же и оказалось, шокирующих эмоций ни от чего я не испытала. Сначала должна была жить у Нади Канаевой (тренер-хореограф группы Арутюняна – прим. "Р-Спорт"). Но в последний момент всё переиграли и у меня спросили, не против ли я проживания в семье, где есть девочки, которые занимаются у Рафаэля Владимировича. Я смутилась, подумала, это как-то неудобно. Но выбора у меня не было. "Да, конечно, я буду у них жить", - сказала. В новом доме мне понравилось сразу, моя американская семья оказалась доброй и своеобразной. Очень спортивной, с правильным питанием. Я просыпалась каждым утром в семь утра. А остальные поднимались в шесть и ехали на пилатес. Меня звали тоже, но у меня и помимо него было много тренировок. Потом они возвращались, мы вместе завтракали: обязательно овсянка, а никаких гречек и манок у них нет. Ребята с нашего американского катка часто ели фаст-фуд и прочую ерунду, но мне повезло. Затем мы уезжали на тренировку. Две девочки из семьи тоже фигуристки. Весь день на льду, потом домой, совместный ужин. Мама у них не работает, поэтому каждый вечер у меня был такой ужин, который не в каждом ресторане приготовят. Очень вкусно и красиво. Мясо, рыба были очень изящно сервированы, и каждый день было что-то новое. Я даже не успевала запоминать названия блюд.
- Здесь скучаете по какой-то американской еде?
- По некоторой – да. В магазинах у них всё такое радужное, печеньки, которых здесь нет. Скучаю, в основном, по сладостям.
- Тренер Арутюнян больше русский или американский?
- Все равно русский, несмотря на долгое пребывание там. Американские тренеры другие, они тренируют, но не давят на детей. Провалился – не переживай, enjoy. Наши тренеры видят, прежде всего, в тебе не ребенка, а спортсмена, настроены на результат и детей готовят к результату с малых лет.
- В вас сразу поверили?
- Поначалу пришла, было мне три года, и таких было очень много. Потом все куда-то отсеялись, кроме меня. Светлана Владимировна (Панова) сразу обращала на меня внимание, затем мы поехали на первые соревнования и я там очень хорошо выступила. По-моему, для тренера это был определяющий момент. Прыжки тогда были однооборотными, но с ними и другими элементами справилась только я. Постепенно я поднималась.
- Не бросали?
- Нет, моя карьера складывается стабильно, а ситуации, когда тебе плохо, бывают у всех: когда чувствуешь, что совсем ничего не идет, на льду всё плохо, а соперники сильны. В такие моменты приходит такая мысль: тебе вроде бы учиться надо, а из-за этого фигурного катания нет времени. "А, может, пора заканчивать? - теплится идея. - А, может, и правда пришла пора серьезной жизни. Все равно ты вырастешь, это фигурное катание закончится и что останется после него?" Было это у меня. А потом приходит стабильность и ты, даже не задумываясь, едешь на каток резать лед. Здесь нужно либо отдавать всё, чтобы становиться кем-то, либо бросать это всё куда подальше и заниматься другим.
- Становиться биологом? Вы вроде полюбили этот школьный предмет за последний год.
- Сомневаюсь, что я им буду. Ботаника мне не нравится, хотя к зоологии душа лежит. У меня когда-то была идея стать ветеринаром, но потом представила, что я причиню вред зверушке и мне будет не по себе. Или доктором. Но та же теория закрывала тему. С живыми ошибаться нельзя.