Бразильский вратарь Густаво, который с 2011 года выступает за сборную России по мини-футболу, в разговоре с корреспондентом "Р-Спорт" Василием Коновым-младшим продемонстрировал хороший уровень владения русским языком, рассказал о своей жизни в России и Казахстане и эмоционально рассуждал о теме натурализации.
Максимум буду играть до 40 лет
- Густаво, есть ли у вас осознание того, что вам 37 лет?
- Я чувствую себя молодым (смеется). Желание играть у меня большое! Я не ощущаю того, что мне 37 лет! Плюс я вратарь, я двигаюсь меньше. Думаю, максимум до 40 лет поиграю, хотя я об этом не думаю.
Вообще я в детстве очень сильно хотел стать футболистом, и эта мечта осуществилась. Что тут сказать? А в Бразилии я начинал как полевой игрок. Может быть, поэтому я могу ногами играть (смеется). А уже в 12 лет меня поставили в ворота, когда вратаря у нас не было. Вот всем понравилось.
- Вратари на формулировку "стоять в воротах" обижаются.
- В Бразилии такого не было, а говорили "тащить ворота" (улыбается). Поэтому на фразу "стоять в воротах" я не обижаюсь.
- Есть ли понимание, что вы достигли определенных результатов в своей карьере?
- Есть, конечно. Но рассуждение на эту тему я бы оставил на потом (улыбается). Сейчас есть новые задачи. Все, что ты выиграл – это история. А вот когда закончу, смогу детям или внукам сказки (о карьере) рассказывать.
Вот пример Виктора Вальдеса. Играл за "Барселону", а сейчас подписал контракт с бельгийским "Стандардом". А до этого тренировался один. Так что в футболе сегодня ты звезда, а завтра – ты никто. Об этом нужно всегда помнить. На данный момент у меня в карьере, слава Богу, все хорошо, но нужно работать.
- После завершения карьеры тренером планируете стать?
- Нет, для тренера у меня нет нужного терпения (улыбается). Я хочу остаться в футболе, но где-то в менеджерской сфере.
- Существует мнение, что в мини-футболе играют те, у кого не получилось в большом футболе…
- Да, было такое время. В мини-футболе играли те, у кого не сложилась карьера в большом. Например, когда я выступал за "Кайрат", в Казахстане выступали где-то 90% тех, у кого не получилось в большом футболе. Да я и сам играл в большом футболе, точнее совмещал. Но в один момент меня сначала позвали играть за сборную штата в Бразилии (по мини-футболу), а потом была конкретика в карьере. И я решил сосредоточиться на мини-футболе. Сейчас же очень сложно прийти в мини-футбол из большого. Такие случаи очень редки.
Дети говорят по-русски лучше
- Не скучаете по Бразилии?
- Я уже 10 лет не живу там, и, честно говоря, для меня Бразилия уже не совсем родная. Да, я бываю в Бразилии, потому что там мои родственники. А вот Россия для меня родная, честно. Мне здесь очень хорошо и спокойно, я ко всему привык. Я даже шучу, что уже к пробкам привык. А это непросто (смеется). Так что когда я бываю в Бразилии, я дома, и когда в Москве – тоже.
- Ваши дети на каком языке говорят?
- Дома на русском. Также учат английский, но по-португальски тоже спокойно разговаривают. Одному сыну (Рафаэло) восемь лет, а второму (Леонардо) – шесть. У них же есть уникальная возможность знать эти языки. Я, как папа, не могу это упустить! Плюс в детстве все лучше усваивается. А их папа еле-еле говорит по-английски (улыбается), а больше по-русски. Хотя меня старший сын поправляет, что я неправильно говорю по-русски. На что я ему отвечаю, чтобы он говорил по-португальски. Так что дети лучше меня говорят по-русски. Были случаи, когда я даже что-то не понимал (улыбается). В итоге мне жена объясняла по телефону. Был вообще период, когда с женой изъяснялись рисунками. Слава Богу, он уже прошел (смеется). Тяжело сначала, конечно, было. Но любовь – уникальный язык!
- Дискомфорта из-за общения на русском нет?
- Нет, я уже все хорошо понимаю, объясняюсь. Все уже автоматически, я уже думаю по-русски. Кстати, мне сильно помогали фильмы и театры, а поначалу было такое, что моя жена смеялась, и я думал, что она не просто так смеется, и сам сразу же начинал ее поддерживать. А сейчас я уже русский юмор понимаю. К этому я дольше всего привыкал. Но я никогда не учил русский язык с учителем. И я до сих пор я не могу ничего написать, кроме моего имени.
- Когда вы уезжали из Бразилии в Казахстан, никто не пытался разубедить?
- Ничего такого не было. Когда я в Бразилии говорил про Казахстан, никто не знал, о чем речь. Да, родители переживали, но это же нормально. Вообще в Казахстане у меня было хорошее предложение от "Кайрата", который тогда планировал вырасти как клуб. Что в итоге и случилось. Так что я не раздумывая, поехал в Казахстан, о чем я совсем не жалею, ведь именно там я встретил Зарину. Вот меня спрашивают, почему я не стал играть в большом футболе, на что я отшучиваюсь, что в этом случае не играл бы в Казахстане и не встретил Зарину.
- Про Россию какие-то стереотипы слышали? Например, медведи с балалайками…
- Была история, когда я только перешел в "Сибиряк". А в первый сезон было очень-очень холодно. Я звонил и говорил маме, что на улице встретил медведя, а рядом был пингвин. И она в это верила (смеется). А вообще о Новосибирске и команде у меня остались очень хорошие воспоминания. Ко мне там великолепно относились.
- А Москва – это другой мир?
- Да, этот город сильно отличается. Я всегда мечтал жить в Москве. Мне здесь очень нравится, здесь у меня было все спокойно, никаких таких "особенных" историй нет (улыбается).
"Слава Богу, я стал гражданином России"
- Вы в 2010 году получили российское гражданство. А не было ли варианта стать гражданином Казахстана?
- Было даже такое предложение. Слава Богу, я стал гражданином России! Я никогда не жалел о своем решении! Честно! Мне нравится страна, я играю в одной из лучших сборных мира, в одной из лучших команд мира. Я благодарен руководству "Сибиряка" за помощь в получении российского гражданства.
- Сейчас в России довольно популярна тема натурализации во всех видах спорта…
- Я могу говорить о мини-футболе. Если ты сыграл пять лет в российской Суперлиге и не заиграл за свою сборную, то можно получить российское гражданство. Я считаю это уникальной возможностью. Ведь пять лет – это срок! Если тебе что-то не нравится, ты не сможешь пробыть пять лет в стране… Я очень долгое время в России, я хочу играть за Россию, я здоровье отдаю.
- Ну кто-то рассуждает, что вы занимаете место парня, рожденного в России…
- Если есть возможность, то почему не звали? Мы не занимаем место русских. Скажите мне, каких других русских вратарей можно пригласить в сборную? Из десяти специалистов только один специалист, которому я просто не нравлюсь, меня звать не будет, а остальные – будут. Я россиянин, я не занимаю чье-то место, у меня есть право выступать за сборную! Если есть кто-то лучше, то тогда без вопросов он встанет в ворота. Это же касается и Роби (Робиньо), Ромуло, Эдера Лимы… У нас есть молодой вратарь Сергей Викулов, в будущем это номер один сборной России.
Я просто не понимаю, когда рассуждают о натурализации. Они думают, что мы играем за деньги? За сборную в мини-футбол никто не играет за деньги, честно. Мы играем потому, что мы любим Россию. И это не просто слова! В сборной система премирования: выиграл – получил. Так что разговоры на тему нашей натурализации уже реально неприятно слушать. А мы столько лет уже живем в России. Я гражданин России, как и все, просто я родился в другой стране. Все! (смеется).
- Тем не менее, многие от сборной отворачиваются, когда видят в первой четверке трех бразильцев.
- Жалко таких людей. Повторю: если есть лучше, то пусть играют.
- После завершения карьеры останетесь в России?
- Я с женой на эту тему уже разговаривал. В России минимум я хочу остаться на год после завершения карьеры. А потом я не знаю. Нужно найти работу, ведь жить в Москве недешево.
- С кем из бразильцев вы хорошо общаетесь, если не считать ваших партнеров?
- Знаю Марио Фернандеса, Гилерме. Один из моих самых близких друзей – Карвальо. Я даже шучу, спрашивая, когда он вернется в ЦСКА. Он отвечает, что не против вернуться.
- Как вам решение голкипера московского "Локомотива" Гилерме получить российское гражданство?
- Я его поддерживаю и поздравляю. Он уже столько лет в России, плюс получить российский паспорт, насколько я знаю, было исключительно его желанием. Да, у нас есть Игорь Акинфеев, один из ведущих вратарей мира, есть Артем Ребров, мой друг по Instagram, есть и другие вратари, поэтому у Гилерме для выступления за сборную будет очень большая конкуренция. Но пусть он попробует завоевать место.
- Вот и защитник ЦСКА Марио Фернандес тоже раздумывает над получением российского гражданства…
- Он бы усилил сборную России! Это очень хороший защитник с сумасшедшей скоростью. Решение за ним.
- Если в большом футболе встретятся сборные Бразилии и России, на чьей стороне будут ваши симпатии?
- На стороне ничьей (улыбается).