Президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Семёну Галькевичу рассказал об ожиданиях от майского чемпионата мира в Москве и Санкт-Петербурге, вспомнил домашние турниры, в которых принимал участие, и объяснил, почему не скучает по хоккею "Красной машины".
- Владислав Александрович, завтра стартует домашний чемпионат мира. Волнуетесь?
- (Улыбается) Волнение всегда есть, ведь каждый чемпионат мира, особенно домашний – это экзамен для российского хоккея. Беспокоят новости о травме Евгения Малкина, не до конца ясно, полностью ли здоров Павел Дацюк, а нам очень хочется, что сборная на домашнем турнире была представлена лучшими игроками, чтобы болельщики увидели самых ярких звезд.
- Бронзовые медали домашнего чемпионата мира 2007 года были признаны успешным результатом. На этот раз бронза нас не порадует?
В 2007 году у нас была очень сильная команда, и тогда сборная России ведь не проиграла ни одного матча в основное время, единственное поражение команда потерпела в овертайме от финнов. Нас тогда фактически обыграл вратарь Кари Лехтонен, просто пробить его никак не могли, не получалось взломать. Уверен, мы бы выиграли турнир, если бы вышли в финал. Но и бронза была признана успешным результатом, все-таки медали мы в то время выигрывали нечасто.
- Вы дважды играли на домашних чемпионатах мира. Какие воспоминания оставили турниры 1973 и 1979 года?
- С одной стороны было легко, потому что на своей площадке, при своих болельщиках играть всегда проще, с другой – ощущалось психологическое напряжение. Домашний чемпионат мира – это двойная ответственность, потому что проиграть дома нельзя никак. Мы справились с этой ответственностью и выиграли оба турнира. По атмосфере это, конечно, был праздник, мы должны и сейчас сделать все, чтобы домашний чемпионат мира стал настоящим праздником.
- Вообще, какой чемпионат мира для вас самый памятный?
"В самом начале карьеры меня опекал Брежнев"
- Тринадцать золотых медалей чемпионата СССР, десять золотых медалей чемпионата мира, три золота Олимпийских игр, Кубок Канады 1981 года… У вас никогда не было чувства пресыщения победами? Как удавалось сохранять интерес к игре?
- Всегда было интересно, как вам удавалось сохранять тонус в матчах, когда соперник не мог в принципе доехать до ворот?
- Это было неимоверно сложно. Именно поэтому, если играя с канадцами, я получал удовольствие, то в матчах против чехов мучился. Любой вратарь вам скажет, что когда он в игре, когда идут броски, он ни о чем не думает. Когда бросков нет, в голову постоянно лезут мысли: "Что, если я пропущу? Что, если мы проиграем?" Приходилось их отгонять, специальные аутогенные тренировки использовать. Но волнение постоянно присутствовало, ведь с чехами мы как правило играли в финалах, и один их точный бросок мог оставить нашу команду без золотых медалей. Поэтому матчи с чехами были самыми тяжелыми, это ведь полевые игроки сменяются, сидят на скамейке, водичку пьют, общаются, а вратарь постоянно в напряжении, каждую шайбу должен контролировать. Через работу мне это удавалось, удавалось держать себя.
- А из партнеров кто помогал вам? Вы ведь долгое время были самым молодым игроком в сборной.
- С другими вратарями как у вас складывались отношения?
- Конечно, у них было определенное неприятное отношение, ведь я, получается, им не давал играть. Но это не моя вина, это решение тренера. Если честно, я иногда сам очень уставал и хотел отдохнуть, но тренеры всегда ставили меня. Но проблем у меня никогда ни с кем не было, ни с Виктором Коноваленко, ни с Александром Пашковым, ни с Виктором Криволаповым, ни с Владимиром Мышкиным, ни с Александром Сидельниковым – все мы хорошо общались.
По хоккею "Красной машины" просто некогда скучать
- Известно, что генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев посещал все матчи сборной СССР на домашних чемпионатах мира 1973 и 1979 года. Вы могли бы сравнить внимание к хоккею со стороны государства тогда и сейчас?
Главное, что руководство не простит безвольной игры, такой, какую сборная показала на домашнем чемпионате мира 2000 года. Вот где был позор, отсутствие огня в глазах и неуважение к соперникам привели к 11-му месту, в той сборной были звезды, но не было команды. Тогда, конечно, все это привело к большому неудовольствию со стороны президента.
- Есть ли вообще турнир, который бы вам было еще более неприятно вспоминать, чем чемпионат мира-2000, где вы работали тренером вратарей сборной России?
- Только если Олимпиада в Лэйк-Плэсиде и чемпионат мира 1977 года в Вене. Нам тогда нужно было выиграть один из трех последних матчей, чтобы завоевать золотые медали. Мы проиграли все три.
- Почему?
- Во-первых, расслабились, думали – что, мы один из трех матчей разве не выиграем? К сожалению, это свойственно нашему характеру: идем, идем, делаем, а в конце расслабляемся. Во-вторых, когда до победы оставался один матч, мы начали ездить на какие-то демонстрации – то есть, был и тренерский просчет. Мы потрясающе играли на том турнире, канадцев разорвали 11:1, а в конце взяли и проиграли два матча шведам, чехам проиграли. Так что этот турнир тоже не люблю вспоминать.
- (Улыбается) Мне скучать-то некогда, просто нет времени скучать – настолько график плотный. Да, было время, но оно прошло. Очень быстро прошло, к сожалению, как один миг пролетело. Знаете, я, когда выступаю перед молодыми игроками, всегда говорю: "Ребята, хоккейная жизнь очень коротка. Вам бог дал талант, мастерство, пользуйтесь этой возможностью. Работайте, не давайте себе поблажек, доказывайте каждый день, что вы лучший, и тогда по крупицам вы сделаете себе имя, которое потом вам поможет в жизни. Играйте в хоккей, и потом хоккей будет играть на вас".
- Что касается графика, сейчас семья, наверное, видит вас дома даже чуть ли не реже, чем в годы карьеры?
- Получается так, да. Постоянно события, и я стараюсь максимум охватить, максимум регионов посетить по линии Федерации хоккея России. Просто всегда, когда я приезжаю, у меня проходят встречи с губернаторами, мэрами, и я знаю, что им нужно сказать, на какие болевые точки указать. И это дает импульс, я вижу плоды: появляются новые стадионы, коробки, интерес к хоккею растет. Плюс, конечно, хватает работы по депутатским делам. Мне вообще сложно представить себя вне работы.
- Да, я планирую принять участие в выборах в Государственную думу VII созыва. У меня очень хорошие отношения с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым. У нас большая программа по развитию хоккея, по развитию спорта в регионе. И уже сделано очень многое. Если еще пять лет назад Ульяновская область была одной из самых отсталых по спортивной инфраструктуре, то сегодня вышла на высокий уровень. Хотелось бы продолжить эту работу, да и в принципе статус депутата сильно помогает в работе по популяризации хоккея.