Претендент на звание чемпиона мира по шахматам россиянин Сергей Карякин в интервью специальному корреспонденту агентства "Р-Спорт" Олегу Богатову подвел итоги титульного матча с обладателем мировой шахматной короны норвежцем Магнусом Карлсеном и подчеркнул, что провозглашенная несколько лет назад цель - вернуть России мировое господство в шахматах - в связи с неудачей в Нью-Йорке не снята с повестки дня, она отложена на два года.
Карякин сыграл вничью с Карлсеном 12 партий в классические шахматы (6:6), но потерпел неудачу на тай-брейке в быстрых шахматах (1:3), позволив оппоненту сохранить звание чемпиона мира.
- Сергей, на церемонии завершения матча вам вручили красивую серебряную медаль за второе место на чемпионате мира. Если бы не эта награда, не было бы обидно, что, кроме суммы призовых, у вас ничего не осталось на память?
- Материальные блага - это не главное. Все-таки самое важное - это памятные партии. Я думаю, что наш матч еще не раз будет разбираться специалистами и какие-то моменты в будущем войдут в шахматные книги. Мне за свою игру в матче не стыдно.
- Вы имеете в виду третью и четвертую партии в "классике" и вторую партию в рапиде, в которых вы проявили феноменальную находчивость при защите практически проигранных позиций?
- Сэйвы в этих партиях, действительно, были очень неплохими. Но также была хорошая победа в восьмой партии - я получил удовольствие не только от своего выигрыша, но и от того, как протекала борьба. В целом матч был очень насыщенным, и коротких ничьих, за исключением последней, двенадцатой, партии в нем не было. У нас получился полноценный поединок за мировую корону, который закончился так, как и должен был завершиться.
Не хватило опыта чемпионских матчей
- В чем вы стали сильнее после матча в Нью-Йорке?
- Я думаю, что мне, в первую очередь, не хватило опыта подобных встреч на таком высоком уровне - и теперь я его приобрел. В общем-то, все было в моих руках, но я как-то не сумел правильно распорядиться полученными шансами. Все-таки для Магнуса это был третий матч за мировую шахматную корону, и он был более опытным матчевым бойцом, чем я.
- Сергей, вы чувствовали в Америке поддержку болельщиков из России? Потому что здесь вы всколыхнули такой пласт интереса к шахматам, которого не было, пожалуй, со времен матчей Анатолия Карпова и Гарри Каспарова?
- Да, я это чувствовал. И мне на самом деле очень приятно, что в России был такой колоссальный интерес к нашему матчу. Я это ощутил на себе - мне передавали приветы и присылали сообщения некоторые люди, которые не писали мне несколько лет. Мне многие звонили, но не всегда я всем успевал отвечать. Но огромную поддержку всей нашей страны я чувствовал, и она мне очень помогла.
Потенциал раскрыт только на 90%
- Вы сыграли очень здорово, в чем-то даже превзойдя ожидания многих. А насколько, по внутренним ощущениям, вам удалось реализовать свой потенциал?
- Я считаю, что выложился процентов на девяносто, не больше. Если бы мне удалось показать все 100%, я бы, наверное, выиграл этот матч - мне чуть-чуть не хватило в концовке классической части поединка. Был ряд ключевых партий - восьмая, которую я выиграл, девятая, в которой у меня было большое преимущество и надо было додавливать Магнуса. Ну, хорошо, не додавил, мы сыграли вничью, а потом в десятой партии я должен был форсировать вечный шах и завершать партию вничью.
После этого я становился бы явным фаворитом поединка, потому что оставалось играть всего две партии. И Карлсену в том психологическом состоянии, в котором он находился в этот момент, было бы колоссально тяжело отыграться. Но и у него были нереализованные моменты в третьей и четвертой партиях. Поэтому можно сказать, что матч справедливо закончился вничью, если исходить из сугубо шахматной составляющей. А что касается тай-брейка, я, к сожалению, не смог перестроиться с "классики" на быстрые шахматы. Но это тема уже для отдельного разговора.
Чемпионский матч еще будет
- В 2012 году в Москве проходил титульный матч между обладателем чемпионского звания индийцем Вишванатаном Анандом и претендентом из Израиля Борисом Гельфандом. Там также все решалось на тай-брейке, и в позиции, близкой к выигранной, Гельфанд двинул вперед не ту из двух соседних пешек. Мне кажется, что этот ошибочный ход ему снится до сих пор - движение, лишившее его звания чемпиона мира. Вам не снится то, что вы в 10-й партии не взяли конем на f2 и не сделали гарантированную ничью?
- Нет, все-таки это меня по ночам не беспокоит, потому что я стараюсь философски ко всему относиться. Ведь меня в 2014 году спрашивали, когда у меня были большие шансы выиграть турнир претендентов в Ханты-Мансийске (россиянин занял второе место), не снится ли мне, что я выиграл решающую партию у победителя соревнований Ананда, которую я должен был выигрывать. И я отвечал: нет, потому что у меня еще будут шансы на победу в турнире претендентов. И спустя два года я выиграл этот турнир.
Поэтому первый блин, как это часто бывает у меня, к сожалению, вышел комом. Но я верю в то, что у меня еще будет шанс стать чемпионом мира. И кстати, о матче Ананд - Гельфанд, о котором вы вспомнили. Посмотрите на их возраст - им было на тот момент примерно лет по 45. А мне сейчас только 26, и я практически убежден, что у меня еще будет чемпионский матч, на который я выйду обновленным. Шахматная составляющая у меня есть, а опыт таких встреч у меня теперь появится.
- То, что вы, как участник титульного матча, без отбора попадете в турнир претендентов в следующем чемпионском цикле, позволит вам сохранить больше энергии для победы в данном соревновании?
- Да, я думаю, что это мне поможет. Сейчас мне не надо думать - участвовать ли в серии Гран-при, или играть в Кубке мира, или пытаться отобраться в турнир по рейтингу. Сейчас я могу полностью сконцентрироваться на подготовке. И я не вижу препятствий, почему я не могу побороться за первое место?! Просто надо подойти к турниру в хорошей форме.
Поражение - не трагедия
- Сколько вам понадобится времени, чтобы отойти от такого тяжелого матча, который, по всей видимости, отнял у вас несколько лет жизни? Наверняка вы за эти три насыщенные недели настолько устали от шахмат, что теперь долго на них не сможете смотреть?
- Нет, ну что вы, не стоит так говорить. Я человек спокойный. Конечно, мне хотелось победить, но если не получилось, не стоит из этого делать трагедию. Я играл очень хорошо и выступил, скажу так, на пять с минусом. Я профессиональный шахматист. Отдых, конечно, мне сейчас нужен, но, думаю, что двух недель вполне хватит. Потому что уже в конце декабря я буду участвовать в чемпионате мира по быстрым шахматам и блицу, который пройдет в Катаре. В 2012 году я стал чемпионом мира по быстрым шахматам, и сейчас мне вновь очень хочется побороться за это почетное звание и победить.
- Кто вас поздравил после окончания матча?
- Да, пожалуй, практически все, кто только мог это сделать. В первую очередь это президент Российской шахматной федерации Андрей Васильевич Филатов. На самом деле без его помощи и поддержки, которые мне были оказаны перед матчем и во время поединка, мне было бы тяжело так хорошо подготовиться. Также я благодарен моей супруге Галие, моему менеджеру Кириллу Зангалису, моим друзьям и спонсорам - все за меня болели, переживали и поддерживали. И мне перед ними сейчас не стыдно.
Прогнозы сменили сюрпризы
- Перед началом матча многие специалисты отдавали вам преимущество в дебюте, но ни в одной из 12 партий вам не удавалось получить в начале осязаемого превосходства. С чем это связано - настолько хорошо был готов Магнус, или он предугадывал те дебюты, которые выберете вы?
- В какой-то степени справедливо и то, и другое, о чем вы сказали. Потому что Карлсен многое предугадывал, но он и сам хорошо подготовился. Как раз дебютных проблем у него и не было. Но если вы читали предматчевые прогнозы, то все эксперты говорили, что в эндшпиле он обязательно будет меня переигрывать. А по факту получалось наоборот - в концовках партий я действовал довольно уверенно, и как раз именно он там ошибался несколько раз. Поэтому в какой-то степени это были матчевые сюрпризы - то, что у меня не было преимущества в дебюте, а у него - в эндшпиле.
- Вы не собираетесь разнообразить свой дебютный репертуар - все же к вашему первому ходу e4 готовиться довольно легко?
- Я думаю, что это вам так только кажется, потому что Магнус почти весь матч тоже начинал партии ходом e4. И я с ним играл d4. Нет, в этом плане все нормально. Я могу сказать, что у меня есть бригада тренеров, которая мне подсказывает, как надо играть в том или ином случае.
- Ваш девиз, провозглашенный несколько лет назад, - "Вернем шахматную корону в Россию!" - по-прежнему остается в силе?
- Да, он не снимается с повестки дня, просто он чуть-чуть временно переносится. Можно сказать, что я уже пощупал, какая она, корона, но пока что не смог забрать ее у Карлсена.