Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Безумство на холодную голову или "ас из асов". 50 лет Михаэлю Шумахеру

Третьего января исполняется 50 лет Михаэлю Шумахеру. Великому гонщику, вот уже пять лет борющемуся за возвращение к полноценной жизни после тяжелейшей травмы. Денис Косинов рассказывает о тех фрагментах биографии прославленного юбиляра, которые известны гораздо меньше, чем победы на трассе, сделавшие Шумахера семикратным чемпионом "Формулы-1".
Журналистам французской газеты L’Equipe не свойственна склонность к преувеличениям. Пафосные заголовки на ее страницах редки. Но однажды на первой странице появилась фотография немецкого пилота с подписью: "Михаэль Шумахер, ас из асов". Полагаете, накануне он стал чемпионом мира? Нет. Просто выиграл гонку. Но выиграл так, что видавшие виды французские спортивные репортеры только разводили руками, пытаясь понять, как он это сделал. Таков Шумахер. Он всегда потрясал до глубины души даже профессионалов.
Есть два общеизвестных факта. Михаэль Шумахер — семикратный чемпион "Формулы-1". И Михаэль Шумахер, увы, инвалид. Многие даже спрашивают, он еще жив? Да, он все еще жив. И даже вроде бы поправляется, хоть и очень медленно. Впрочем, не мудрено, что медленно. С таким-то диагнозом. Черепно-мозговые травмы — это едва ли не самая малоизученная область медицины.
Поклонники Шумахера, имя которым легион, очень сочувствуют Михаэлю и его семье. Но сочувствуют по-разному. Одни сокрушаются о том, как ужасно, фатально не повезло их кумиру. Другие радуются, что ему посчастливилось остаться в живых. Что ж, это извечная дилемма, считать стакан наполовину пустым или наполовину полным.
Так вот. Сам Шумахер, вероятнее всего, счел бы, что его стакан наполовину полон. И если бы мог мыслить так же хладнокровно и точно, как он это делал на трассе, то без колебаний объяснил бы свою позицию. Конечно, сказал бы Михаэль, мне повезло. Ведь я жив, а это значит, что я могу все исправить. Только смерть лишает человека всяких шансов.
И добавил бы, что вся его жизнь — чреда шансов, ни один из которых он не упустил.

За углом от картодрома

Михаэль Шумахер родился 3 января 1969 года. Шумахеры жили в городке Керпен неподалеку от Кельна и жили весьма скромно. Так что отцу Михаэля приходилось постоянно чинить старенький автомобиль. Впрочем, Шумахеру-старшему это даже нравилось, и однажды ему пришла в голову интересная идея: поставить на игрушечную машинку сына мотоциклетный мотор. Мальчику было всего четыре года, и папа попросил малолетнего гонщика сильно не разгоняться. Ну-ну. Педаль в пол, и понеслась. Разумеется, вписаться в поворот юному водителю не удалось. Что ж, Михаэль моментально нашел единственный радикальный способ остановить машину. Чуть подработал рулем и врезался в столб. Не правда ли, узнаваемая манера? 4-летний гонщик нашел призвание.
Вот только далеко не сразу понял, что это был именно привет от Судьбы. До 17 лет Михаэль и не собирался становиться профессиональным автогонщиком. Гораздо больше его интересовал футбол, в частности, знаменитый вратарь Тони Шумахер, защищавший ворота сборной ФРГ и "Кельна". Так что Михаэль полевым игроком себя не видел.
Вместе с тем ему очень нравилось гоняться на картах. И вот с этим повезло. Когда Шумахер-старший потерял работу, то в поисках заработка наткнулся на картодром в соседнем поселке под названием Мангайм. На этом картодроме он был и кассиром, и механиком, и управляющим, а со временем стал даже покупать старые карты, чинить их и сдавать в аренду уже от себя. Вскоре нашелся небольшой домик в Мангайме, куда семья и переехала. Так что Михаэль жил буквально за углом картодрома и мог тренироваться хоть круглосуточно.
© AP Photo / Caren Firouz/Files Михаэль Шумахер
Михаэль Шумахер
Михаэль Шумахер
И вот именно на этой трассе в 1983 году прошел юношеский чемпионат мира по картингу! Представляете? Но даже если бы семья Шумахеров жила непосредственно в паддоке, вряд ли их старшего сына включили в число участников, если бы он не представлялся хорошим картингистом. А он именно таким и стал в считанные годы. Заметьте, даже выступив на том чемпионате, Михаэль еще не думал, что это дело может оказаться его профессией. Впервые такая мысль пришла в его голову лишь через три года.
В 1986-м финал чемпионата Европы по картингу состоялся в Гетеборге. Далековато от Мангайма, но 17-летний Михаэль уже был довольно именит для того, чтобы претендовать на победу и даже найти денег на поездку в Швецию. Правда, деньги нашлись с трудом. Семья по-прежнему жила скромно, а юный талантливый гонщик по-прежнему был любителем. И Шумахер выиграл. Точнее сказать, не упустил победный шанс.
В финале в лидеры вырвались два итальянца, Орсини и Дзанарди. Знакомые фамилии, не так ли? Парни вели борьбу слишком жестко даже для картинга, в котором гонщики сталкиваются, подрезают и таранят друг друга постоянно. Да еще этому заезду предшествовала долгая взаимная неприязнь. Ну и доигрались, вылетели с трассы. А когда принялись выбираться на асфальт, то не столько выталкивали свои карты, сколько мешали вытолкнуть карт соперника. И вот пока они валяли дурака, мимо промчался Шумахер. После победы он кратко описал происшедшее журналу Karting Magazine: "Круг за кругом я ждал, что эти два итальянца выкинут какую-нибудь глупость, — так и произошло!"
Много позже Михаэль так отзывался о картинге: "Я многому научился, включая умение вести борьбу колесо в колесо. Я привык к острым поединкам. Меня научили не торопиться, беречь резину, чтобы она не "поплыла" к финишу. Ну и тактике, конечно. Я хорошо усвоил все уроки и использовал эти знания в своей карьере. Обожаю картинг за то, что здесь настоящая борьба бампер в бампер — это и есть гонки!"

Знание формул

И ведь даже тогда Михаэль еще не воспринимал гонки всерьез. Да, это очень интересное, захватывающее хобби, но именно хобби. Он даже подыскивал себе работу в качестве механика в каком-нибудь автосервисе. Однако после картинговых успехов Шумахера заметили руководители многочисленных "формульных" чемпионатов.
Этих "Формул", как известно, великое множество, и на все команды опытных гонщиков не может хватить по определению. Так что менеджеров нижних "формульных" уровней очень интересовали перспективные гонщики. Но при всех различиях этих "Формул" их начальники с одинаковой осторожностью относились к картинговым успехам соискателей. "Формульные" машины — это совсем не то, что карты. И потому люди, позвавшие Михаэля на тесты в одну из команд "Формулы 1600", не ждали от парня многого.
Но вот он сел за руль, проехал пять кругов, и у наблюдателей глаза полезли на лоб. Хозяин команды, бывший гонщик, сам сел в машину, чтобы иметь хоть какой-то материал для сравнения. И проехал круг на две секунды медленнее юнца. Выбравшись из машины, он снял перчатки, пожал Михаэлю руку и немедленно предложил стать его гонщиком.
И первую же свою "формульную" гонку Шумахер выиграл. Да как выиграл! Это сейчас в "Формуле-1" управление осуществляется кнопками на руле. А тогда все было аутентично, включая ручку переключения передач. Эта-то ручка и сломалась на первых же кругах. Всю оставшуюся гонку Михаэль дергал жалкий обломок и разодрал ладонь в кровь. Но все равно победил.
В 20 лет Шумахер оказался в "Формуле-3", и это было уже серьезно. Дело в том, что и тогда, и сейчас очень сложно получить место в команде без спонсорской поддержки. Например, со стороны богатого папы. Но у Михаэля не было такого папы. Будь ты трижды гениален, чаще всего слышишь извечное: "Нет денег — нет гонок!"
Правда, существуют молодежные программы, согласно котором одаренных ребят сызмальства отбирают и готовят к профессиональной карьере. Например, продуктом такой системы является Даниил Квят. Но если сейчас таких программ довольно много, то в 80-е их было гораздо меньше. И небогатый Шумахер-старший, пытаясь найти для сына команду, получал те самые ответы про деньги и гонки.
© AP Photo / Lionel CironneauМихаэль Шумахер и Мика Хаккинен (слева направо)
Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен  (слева направо)
Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен (слева направо)
И все же нашлись смельчаки из команды Reynard, согласившиеся хотя бы взглянуть на юношу. Михаэля пригласили на тесты на автодром Нюрбургринг, и в первом же тренировочном заезде он удержался за опытнейшим гонщиком Франком Билой. Зрители не сразу поняли, что один из примелькавшихся болидов, прицепившийся к машине Билы, ведет не первый номер команды, а некий безвестный паренек.
Эдакая проба пера произвела сильное впечатление даже на людей, давно отвыкших впечатляться какими угодно талантами. Так Шумахер получил работу. С постоянными гонками. С настоящими инженерами и механиками. С зарплатой! Он с удовольствием вспоминал те деньки. "Мне было всего двадцать, и когда я получил место в молодежной сборной Mercedes, то сказал себе: эге, быть может, это именно то, на чем ты сможешь зарабатывать себе на жизнь!" В общем, Шумахер снова не упустил свой шанс. И знал бы он тогда, что главный жизненный шанс выпадет очень скоро.

Знание формул

В конце 80-х Эдди Джордан, бывший успешный гонщик младших "формульных" классов, создал свою команду. В 1991-м пробился в "Формулу-1". А у него как раз возникла проблема с одним из пилотов, и Эдди срочно понадобилась замена. Поскольку денег у него было мало, а чутья на таланты много, Джордан всегда предпочитал искать молодых спортсменов. Он специально съездил посмотреть на Шумахера в Нюрбургринг и сказал: "Окей, попробуем этого парня".
И парня позвали на тесты в Сильверстоун. Сам Джордан был в Испании, и, как говорится, чутье не подвело старого матадора. Увы, в бизнесе это чутье работало у Эдди гораздо хуже, чем в спорте, но об этом позже. Дело в том, что 22-летний Михаэль, в первый раз в жизни сев за руль болида "Формулы-1", просто потряс весь персонал команды. Ее менеджер Тревор Фостер вспоминал тот день так: "Заканчивая первый круг, Шумахер подлетел к группе, наблюдавшей за ним, на скорости 260 км/час. В том месте трасса делает небольшой поворот и уходит в шикану. Обычно гонщик в этом месте чуть убирает газ, но Шумахер летел на полной скорости. Наблюдатели даже инстинктивно отступили назад, когда Михаэль пронесся мимо и отправился на второй круг. Уже к третьему кругу тормоза на его машине в этой шикане раскалялись докрасна. Он сразу вышел на темп, без всякой раскачки, на раз-два-три. Три круга — и он в теме. Никаких оправданий типа "меня смущают тормоза, потому что они карбоновые, а я никогда с такими не ездил". Ничего подобного, только раз-раз-раз".
Фостер повернулся к помощнику и сказал: "Позвони Эдди в Испанию и скажи, что мы открыли звезду!" Во всем этом ажиотаже был лишь один спокойный человек. Шумахер, вспоминая свой первый заезд на машине "Формулы-1", выразился кратко, чуть не скучливо. "Да, первые три круга были впечатляющими. Конечно, это был несколько необычный день в моей жизни, но не более того".
© AP Photo / Martin MeissnerМихаэль и Коринна Шумахер
Михаэль и Коринна Шумахер
Михаэль и Коринна Шумахер
Как вам это понравится? Тебе 22, тебя сажают в супермашину, ты проезжаешь так, что опытнейшие люди приходят в неистовство, а ты в ответ на все это: "Впечатляет. Но не более того".
Это Шумахер. Даже безумства он всегда совершал на холодную голову. Можно сказать, что вся его жизнь — управляемое безумство. С непредсказуемыми заносами, с ломающейся техникой, но все же управляемое.
Увы, даже самые расчетливые люди иногда совершают фатальные ошибки. Перечитайте первую главу "Мастера и Маргариты", там это красноречиво описано. Однако в 1991-м Михаэль был отделен от злополучного склона в Мерибель многими годами уникальной спортивной карьеры, которой предстояло вот-вот начаться. Но — не в команде Эдди Джордана! Как уже было сказано, деловое чутье, в отличие от спортивного, подвело Эдди.
На тот момент Шумахер числился за "Мерседесом", который был готов отпустить Михаэля к Джордану в обмен на рекламные площади на машинах и комбинезонах гонщиков команды. Вот только у Эдди каждая копейка была на счету. И он принялся торговаться. С самим Шумахером Джордан подписал не контракт, а всего лишь "соглашение о намерениях", но всем казалось, что настоящий контракт — это вопрос времени. Михаэль даже выступил за "Джордан" в своей первой гонке "Формулы-1" в Спа.
И пока Джордан Эдди рядился с людьми из "Мерседеса", Михаэль разгуливал по паддокам. Ну и догулялся до того, что ему предложили протестировать машину команды "Бенеттон", хозяин которой Флавио Бриаторе только что со скандалом выгнал одного из гонщиков. Не то чтобы его окликнули "Эй, парень, не хочешь ли прокатиться на нашей машине?" Нет, конечно. Это "Формула-1", а не картодром в Мангайме. Все было несколько иначе. Менеджеры "Бенеттона", узнав, что у Шумахера все еще не подписан контракт с "Джорданом", сделали свое предложение.
Дальше все произошло стремительно. Шумахер проехал несколько кругов на болиде уволенного гонщика и тут же подписал свой первый контракт на выступление в "Формуле-1". Не с "Джорданом". С "Бенеттоном". Как говорится, ничего личного, только бизнес.
Эдди Джордан попытался оспорить этот контракт в суде, но ничего не вышло. Поражение в борьбе за Шумахера Джордан признал с достоинством. Много позже Эдди сказал: "У меня нет претензий к Михаэлю. Но я надеюсь, он понимает, что мы для него сделали". Что ж, спортивное чутье не обмануло Джордана. Но даже он в 1991 году вряд ли представлял, насколько великого гонщика упустил.
© AP Photo / Wong Maye-EНемецкий автогонщик Михаэль Шумахер на велосипедной прогулке в Сингапуре
Немецкий автогонщик Михаэль Шумахер на велосипедной прогулке в Сингапуре
Немецкий автогонщик Михаэль Шумахер на велосипедной прогулке в Сингапуре
В "Бенеттоне" Шумахер провел четыре с половиной сезона. В 1992-м он занял третье место в зачете пилотов, в 1993-м — четвертым. И настал 1994 год.
Конечно, все болельщики помнят, что это был за год в "Формуле-1". Год, когда погиб Айртон Сенна. Но далеко не все помнят, как он разбился. Зато это отлично помнил Михаэль. Увы, именно он атаковал Сенну на автодроме в Имоле.
Та гонка была очень трудной, авария за аварией. На трассу регулярно выезжал сэйфти-кар. После того, как машина с желтыми огнями в очередной раз освободила дорогу, Сенна рванул вперед, ну а Шумахер принялся наседать на него с новой силой. Многие тогда заметили, что машина Сенны ведет себя странно. Но это же автогонки. Твои поломки — твои проблемы. Если у соперника неполадки, это шанс для того, чтобы его обойти.
Но это же Айртон! Когда и кому он позволял обходить себя только потому, что с машиной что-то не так. И если Шумахер хоть сколько-нибудь виноват в случившемся, то лишь косвенно. И уж точно не преднамеренно. Михаэль не таранил, не задевал и не подрезал Айртона. Не картинг. Шумахер просто слишком энергично пытался обогнать Сенну, чтобы тот смог контролировать и ретивого соперника, и барахлящий болид. И очень скоро безо всякой видимой причины Сенна вылетел с трассы.
Удар казался не таким уж страшным. И когда гонку возобновили, Шумахер без проблем выиграл. Только после финиша стало известно, что Айртон умер в больнице.
Михаэль был потрясен. Он даже спрашивал себя, а надо ли после такого продолжать? Да, это автоспорт, да, он не виновен в гибели Сенны. Но осталась ли в нем та уверенность в себе, без которой нечего и соваться на старт, иначе просто убьешь и себя, и других?
Конечно, он остался. Ведь это Шумахер. Позже он сказал: "Я никогда не попадал в такие ситуации, а попав, понял, что это меня не сломило". И в 1994 году выиграл свой первый титул чемпиона мира, а в 1995-м победил вновь. Так Михаэль Шумахер превратился из мальчишки, жившего за углом от картодрома, в звезду мирового спорта. Цепочка счастливых шансов дошла до замка от хранилища несметных сокровищ, и Михаэль не замедлил открыть заветную дверь.

Своя формула

Собственно, с этого места начинается та часть биографии Шумахера, которая общеизвестна. Ведь она проходила на глазах всего мира, признавшего, что он не просто лучший, а лучший из лучших. Настолько лучший, что в какой-то момент стало даже неинтересно смотреть его победный сериал, казавшийся бесконечным. Кристофер Хилтон, автор книги "Михаэль Шумахер. Его История", писал так: "Иногда в середине гонки впору было поинтересоваться, а нет ли у него на приборной панели кнопки "радио", включающей не радиосвязь, а магнитолу, и о чем он ведет свои переговоры с инженером — уж не делает ли заказ на ужин? А может, потягивает себе потихоньку кофе из термоса? Я, конечно, гиперболизирую, но только чуть-чуть".
Это известный в спорте феномен. Истинно великий атлет своими фантастическим достижениями способен чуть ли не убить свой же вид спорта. Известны случаи, когда букмекеры отказывались принимать ставки на очередной бой Мохаммеда Али ввиду очевидности исхода. Майкл Фелпс и вовсе девальвировал звание олимпийского чемпиона, ибо что такое одна золотая медаль в сравнении с 23-мя! О великой сборной СССР по хоккею и говорить нечего.
Тот же Александр Карелин замучился отвечать на идиотский вопрос, не скучно ли ему бороться с соперниками, которые, видите ли, настолько слабее его? Сан Саныч неизменно отвечал одной и той же фразой: "Они все не из больницы пришли".
О да! И соперники Карелина, и соперники Фелппса, и соперники Шумахера даже не задумывались о том, что поражение неизбежно. Все они были большими мастерами, мечтавшими свергнуть кумира с его трона. В том и состоит спортивное величие, чтобы уверенно, как говорится, с запасом, отбивать такие попытки одну за другой. Нетрудно перечислить все немыслимые достижения Шумахера. Но зачем? Куда интереснее понять, КАК он стал безусловно лучшим из лучших.
Что ж, вот формула успеха от Михаэля. "Расчет + резерв + удача + контраст ". Ну и прилагательное "громадный" ко всем этим существительным.
Шумахер и впрямь способен был просчитать до старта такие тонкости, какие его соперники просчитывать не умели, и даже не подозревали, что тут есть что просчитывать. Например, когда он приехал на тесты к Эдди Джордану, выяснилось, что некому прокатить его по трассе. Так положено, гонщику следует ознакомится с трассой, не отвлекаясь на вождение. Не проблема, ответил Михаэль и достал из багажник своей старенькой машины велосипед. Механики чуть не уронили инструменты, поразившись такой предусмотрительности юнца. То есть он предположил, что подобная ситуация возможна, и заранее подготовился.
Что же до внутреннего резерва Шумахера, то он казался безграничным. Один из инженеров, сотрудничавших с ним, отзывался о Михаэле так: "Он отличался почти гипнотическим умением устанавливать контроль над ходом гонок, использовать любой шанс, находить положительные моменты в самой проигрышной ситуации. Начинается дождь? Мне это подходит больше, чем другим! Шестнадцатый на старте в Спа? Попробуем победить с такой позиции! Завяз в трафике на Хунгароринге? Пересчитай тактику, Росс, а я ее реализую! Осталась всего одна передача? Окей, поедем как на спорт-прототипе".
Удача. А как без нее в большом спорте? Разве не удача подарила Михаэлю отца, работавшего на картодроме? А разве не удача помогла ему добыть первый титул, когда в заключительной гонке сезона требовалось не дать обогнать себя Дэймону Хиллу? В той гонке, по общему признанию, Хилл опередил бы Шумахера, вот только они столкнулись и в итоге оба сошли, что и принесло Михаэлю победу в зачете пилотов. Он ведь даже едва не утонул однажды!
Они с женой Коринной отдыхали на морском курорте и отправились понырять. Никакого дайверского опыта у Михаэля не было, но в современном мире это не препятствие. Хорошее оборудование, опытные инструкторы, несложный вводный курс, и ныряй в свое удовольствие. Ну, он и нырнул в компании с инструктором и еще парой туристов. Вынырнув, поняли, что катера нет. Снесло течением. Вот только куда? И что теперь делать? Эту историю Мизаэль вспоминал со смехом, но тогда было совсем не весело.
"Ощущение было ужасное. Вокруг только довольно высокие волны. Сначала я покричал, чтобы мы собрались все вместе, взялись за руки и таким образом попытались добраться до катера. Но мы никуда не двигались — это вообще было непросто, поскольку волны мотали нас туда-сюда. Я понял, что в одиночку будет легче. Открыл ремни, сбросил груз, подумал, что неплохо было бы сбросить и баллоны акваланга, но не знал, как это сделать, не потеряв при этом спасательный жилет. В общем, так и поплыл, с баллонами. Остальные трое почти сдались. Они просто лежали на воде, полагаясь на свои жилеты. Я плыл почти час, пока не наткнулся на наш катер. Коринна увидела меня первой".
А что до контраста, то Шумахер всегда знал, что нужно отличаться от всех тех, кто тебя окружает. И делать не то, что кажется очевидным для всех. Доказательство тому – успех Михаэля в "Феррари".
С 1979 года ни один гонщик "Феррари" не мог стать чемпионом мира. Кто только не садился в красный болид до Шумахера! Но даже Ален Прост не сумел победить. И вот в 1996-м в команду пришел Михаэль. Его взяли на громадный по тем временам 25-миллионный контракт, и гонщик хорошо понимал, что его заставят отработать каждую копейку. И не только хозяева, но и болельщики. Знаменитый английский инженер Рори Бирн, работавший в "Феррари" вместе с Шумахером, очень ярко объяснял, что за люди болельщики этой команды.
Михаэль Шумахер. Архивное фото
Опубликовано последнее интервью Шумахера перед несчастным случаем
"Здесь, в Маранелло, после побед "Феррари" приходилось выводить на улицы полицию, чтобы контролировать дорожное движение. Повсюду звенели колокола, город просто сходил с ума. Ревели трубы, люди размахивали флагами. Куда бы я ни шел воскресным вечером после гонки, с меня не брали денег за еду. Они отказывались принимать у меня плату! Атмосфера там совершенна иная, чем в Англии, разница невероятная. Я и представить себе не мог, что такое вообще возможно. Эти люди просто сгорают от страсти. Трасса во Фьорано расположена достаточно близко от жилых районов. Но вместо того чтобы жаловаться на шум, — а летом мы иногда проводим тесты до девяти вечера, — они просто садятся у своих окон и наблюдают. Они зовут к себе друзей, рассаживаются на балконах — и смотрят. На улицах — не проехать. Там есть мост над объездной дорогой, так этот мост просто усыпан зрителями, желающими посмотреть, что происходит на трассе. Да, это потрясающе!"
И вот посреди этого кипящего котла истинно итальянской страсти — всегда невозмутимый, отчасти даже холодноватый немец, который, собственно, и заставляет котел кипеть! О, Михаэль хорошо понимал, что такое страсть и как использовать ее в своих интересах. Особенно излишнюю страсть соперников. Ну и болельщиков, конечно. И вот у него все получилось в "Феррари". Не сразу, но получилось.
Шумахер стал третьим в 1996-м, боролся за чемпионство в 1997-м, но был дисквалифицирован, будучи признан виновным в умышленном столкновении с Жаком Вильневом. Обвинения были не слишком доказательными, но Шумахеру и "Феррари" это не помогло. В 1998-м стал вторым, в 1999-м шел лидером, но сломал ногу в аварии, и вот, наконец, в 2000-м Михаэль взял титул. Первый для "Феррари" за 21 год, третий для себя.
Вот тут и начался период великих свершений. Формула "Расчет + резерв + удача + контраст" дала искомый результат. Пять титулов подряд. Масса рекордов. И мировое признание величайшим гонщиком в истории "Формулы-1".

Испытание удачей

Конечно, он разбогател. Разумеется, приобрел миллионы поклонников, но и изрядное число завистников, недоброжелателей и даже некоторое количество врагов. Впрочем, такова доля всех знаменитостей. Восторги болельщиков, журналистов и коллег перемежались злыми репликами поверженных соперников и скептическими высказываниями былых чемпионов, утверждавших, что в прежнюю эпоху "опасного автоспорта и безопасного секса", как называл ее Джекки Стюарт, Шумахер и близко не подобрался бы к титулам, с такой-то манерой езды.
Что ж, все это Михаэль воспринимал как данность. Просто жил, работал, добивался успехов и радовался своей удаче. Пока она его не оставила. Или, наоборот, пощадила. Но об этом уже было сказано…
29 декабря 2013 года Михаэль пошел покататься на лыжах на склоне французского курорта Мерибель. Сойдя с трассы, он всего несколько метров проехал по неподготовленному для катания снегу и наткнулся на камень. Падение, удар головой о скалу.
Сначала казалось, что ничего страшного не произошло. Но уже в вертолете Михаэлю стало хуже. Его едва довезли до госпиталя, где понадобилось экстренно провести две нейрохирургические операции подряд. Жизнь Шумахера удалось спасти. Но только жизнь.
Несколько месяцев он провел в больнице, потом его перевезли в семейный дом в Швейцарии, часть которого пришлось переоборудовать под реабилитационную палату. Там Михаэль и находится все эти годы. Ни прессу, ни болельщиков, ни даже приятелей в дом не пускают. Только врачей, родных и нескольких самых близких друзей. Полная изоляция. Потому и спрашивают иногда обыватели друг у друга: он еще жив?
Казалось, осталось дождаться одного-единственного сообщения. Окончательного. Но это Шумахер! В декабре появилась новость о том, что Михаэль больше не прикован к постели и не пользуется аппаратом искусственной вентиляции легких! А на его личном сайте вышло последнее на данный момент интервью, взятое еще осенью 2013-го. В нем всего несколько реплик, и одна из них, наверное, объясняет решительно все, чем жил и живет великий гонщик.
"Я всегда сознавал, что недостаточно хорош и мне необходимо продолжать работу над собой".
Исчерпывающий ответ, не правда ли? Следование такому девизу гораздо важнее удачи. Хоть без нее никак, увы. Ее и остается желать Михаэлю Шумахеру на 50-летний юбилей. Ну и здоровья, конечно. А что до удачи, то ему много и не надо. Чуть-чуть, и будет достаточно. Остальное он сделает сам. Как делал всегда.
Матч-центр
Рекомендуем
Артем Кузнецов
Российских конькобежцев дисквалифицировали на Кубке мира из-за комбинезона
Матч-центр
Матч-центр
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала