Главный врач футбольного клуба "Динамо" Александр Ярдошвили в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Елене Вайцеховской прокомментировал травму Александра Кокорина. Футболист "Зенита" в четверг получил разрыв передней крестообразной связки в матче с "РБ Лейпциг".
- Уже третий игрок российской сборной выбывает из строя по причине разрыва передней крестообразной связки. Можно ли выявить в этом какую-то закономерность, или это просто стечение обстоятельств?
- Вы, как бывшая спортсменка, наверняка понимаете природу подобных травм: в футболе на спортсмена идет постоянная и очень большая нагрузка, которая усиливается во время ответственных матчей, поскольку добавляется очень сильная эмоциональная составляющая. Играют без защиты, много единоборств. Если вы видели сам эпизод, в котором Кокорин получил травму, он достаточно типичен: игрок выпрыгивает вверх, пытаясь в воздухе отобрать мяч у соперника, затем на приземлении опорная нога жестко втыкается в землю, в то время как тело продолжает движение. То есть происходит ротация коленного сустава. И возникает так называемая мертвая зона – на крестообразную связку ложится огромная, запредельная нагрузка, в связи с чем связка просто не выдерживает и рвется. Этот механизм вполне можно сравнить с тем, как высокопрочное закаленное стекло легко выдерживает удары молотка, но разлетается в мелкие куски, когда случайно брошенный камешек попадает в определенную точку.
Получить травму передних коленных связок в футболе вполне можно, что называется, на ровном месте, когда футболист просто бежит по газону и при каком-то шаге ставит ногу так, что в коленном суставе возникает ротация. Но в случае с Кокориным все произошло гораздо более жестко.
- Неужели невозможны какие-то предостерегающие меры?
- В этом случае – нет. Предугадать или заранее просчитать все нагрузки, которые приходится выдерживать футболистам, невозможно. Крестообразные связки рвутся у абсолютно здоровых игроков – это не тот случай, когда предпосылки к травме накапливаются длительное время. У меня в команде подобная история случилась с Кириллом Панченко и Антоном Тереховым, причем оба рвали связки, будучи абсолютно здоровыми. Так что могу с уверенностью сказать, отвечая на ваш вопрос, что три одинаковых травмы у игроков сборной подряд – совпадение, рок, злая воля – назовите это, как хотите, но не закономерность, к которой привели чьи-то неправильные действия.
- Почему, на ваш взгляд, оперировать разорванные связки почти все российские игроки предпочитают за границей?
- Причина скорее психологическая – так привыкли. Мы, как правило, отправляем своих спортсменов в одну и ту же клинику к одному и тому же специалисту. "Под хирурга", что называется. Это профессор Паоло Марьяни, который оперирует коленные суставы в римской клинике "Вилла Стюарт". Туда же, знаю, отправляют травмированных игроков "Локомотив", "Спартак", другие клубы. Учитывая, что тренирует "Зенит" итальянец, мне кажется, он тоже должен высказать пожелание отправить Кокорина в Рим.
Симонян о травме футболиста Кокорина: пришла беда, это большая потеря >>>
Марьяни 72 или 73 года, и это единственный специалист на всю Италию, который в этом возрасте имеет хирургическую лицензию. Я почему так подробно об этом рассказываю, потому что на первоначальном этапе крайне важно, насколько хорошо сделана операция. Она достаточно сложна – это так называемая аутопластика: из собственной подколенной зоны берется материал, из него формируется связка и укрепляется специальными болтами. Далее пациенту на сустав ставится специальный насос, который убирает лишнюю жидкость, и буквально на следующий день после операции начинается процесс реабилитации. Его задача – как можно быстрее накачать и укрепить мышцу, которая держит коленный сустав – от этого зависит, насколько быстро пойдет процесс восстановления связки.
- Сколько времени занимает процесс полного восстановления?
- Он, к сожалению, долгий, идет в течение пяти месяцев при том, что различные процедуры и упражнения ежедневно занимают у человека шесть часов. И только потом, когда новая связка полностью прирастает, спортсмен получает разрешение начинать играть в футбол.
В плане реабилитации у нас есть все необходимое, накоплен достаточно большой опыт, и могу сказать, что, несмотря на столь длительный перерыв, игроки возвращаются на поле, не теряя ни скорости, ни других качеств. В этом плане спортивная медицина шагнула за последние годы далеко вперед.
Крест Кокорина: мимо домашнего чемпионата мира на пике карьеры >>>
- Чемпионат мира, тем не менее, Кокорин пропустит.
- Увы, здесь нужно, прежде всего, быть реалистами – природу не обманешь. Пока под большим вопросом даже участие в чемпионате Георгия Джикии, а ведь он получил разрыв связок и был прооперирован еще в середине января. Я более чем уверен, что у Кокорина все будет в порядке, что он прекрасно восстановится и будет играть еще много лет, показывать самые высокие результаты и радовать болельщиков. Если вы будете об этом писать, хотел бы попросить передать Саше мои слова, чтобы он ни в коем случае не отчаивался. Но чемпионат мира действительно пройдет без него.