Руководитель команды "КАМАЗ-мастер" семикратный победитель ралли-марафона "Дакар" Владимир Чагин в интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Астахову рассказал о подготовке к предстоящему в январе в Перу "Дакаре", главных соперниках, выборе экипажей на гонку и ответственности, связанной с юбилеем команды и завода.
- Соперники "КАМАЗ-мастер" давно потирают руки в надежде сместить российскую команду с первой строчки общего зачета. Не дождутся?
- Понимаю прекрасно наших соперников в категории грузовиков, они не только хотят выиграть "Дакар", но и оставить позади "КАМАЗ-мастер". В этом году гонку пропустил Жерар де Рой, но в 2019-м он полон сил, чтобы бросить нам вызов за лидерство на "Дакаре". Есть еще талантливейший гонщик Федерико Вильягра, показавший себя на прошлой гонке с хорошей стороны.
Поверьте, никто из пилотов не складывает оружие, все готовятся в напряжении: и команды, и их конструкторы, чтобы успеть внедрить что-то новое до отправки машин в Перу. Уверен, что темп январской гонки будет высочайшим и любая поломка и остановка сразу же повлияет на шансы на подиум, поэтому надежность автомобилей крайне важна. Та конкуренция, что есть сейчас у грузовиков, обязывает делать машину не только быстрой, но и гипернадежной.
- С каждым годом требования к машинам ужесточаются. Насколько тяжело постоянно совершенствовать автомобили?
- Сейчас не только в спорте ритм стал другим. В жизни все быстро меняется, все идет такими шагами, что если ты отстал даже на неделю, то уже сложно догонять. Для того и собран наш коллектив из хороших и грамотных специалистов, которые способны быстро принимать конструкторские решения, испытывать новинки. Они сделали в этом сезоне все, чтобы автомобиль нас порадовал.
Машина новая, в таком качестве мы ни разу не выступали, чтобы вся команда на 100% была на обновленных грузовиках. Конечно, есть риск. Ведь предыдущее поколение КАМАЗов было проверенным, все было понятно и отработано. На то он и спорт, чтобы всегда было что-то новое в ощущениях, ожиданиях.
- Кто не рискует, тот не пьет шампанское?
- Именно. Правильные слова.
"Шелковый путь" стал хорошим испытанием для команды
- 13-литровый двигатель себя зарекомендовал?
- Еще немало предстоит доводочных работ, особенно по температурным режимам. Мы адаптируем двигатель к высоким нагрузкам, к мощности, которая способна привести машину на подиум. На сегодняшний день, если у тебя меньше 1050 лошадиных сил, рассчитывать на первое место бессмысленно.
- Техника техникой, но экипаж должен соответствовать. Согласны?
- Конечно. Автомобиль напичкан огромным количеством датчиков температур, задача механика контролировать это, чтобы не допустить выхода какого-то агрегата из строя. И уже на стадии повышения температуры предупредить пилота, чтобы тот изменил темп, манеру управления, чтобы не допустить остановку на трассе.
- До отправления во Францию на технические проверки остается меньше месяца. Можете сказать, что "КАМАЗ-мастер" к "Дакару" готов?
- Наступила финальная стадия подготовки: доводочных работ, установки новых агрегатов. Последние две недели будут самыми ответственными. У нас будут тесты настройки подвески и двигателя на нашем полигоне. Все, что удалось спроектировать за долгие месяцы до этого, придется качественно внедрить в машины в оставшееся время дома. Чтобы домашние заготовки и поломки не вылезли по ходу "Дакара".
- Есть внутренняя уверенность, что техника не подведет?
- Да. Всегда стараемся сделать так, чтобы во время гонки ничего не вызывало волнения и беспокойства. Как только начнется гонка, начнется бой. Задача на сегодня – отправить машины из Набережных Челнов в идеальном состоянии. А тот месяц-полтора, что они будут в дороге, будем готовить команду к ралли-марафону, проводить физическую подготовку и не переживать, что машины не подведут.
- Еще не наступило то время, когда механики работают в круглосуточном режиме?
- Команда и так в течение года около 70% времени работает с восьми утра до семи вечера. Темп очень интенсивный, практически нет выходных, только по воскресеньям. Машины с каждым годом становятся сложнее, работы добавляется постоянно. От коллектива требуется все больше и больше подготовки.
- "КАМАЗ-мастер" в этом году дважды одержал победу на "Шелковом пути". К "Дакару" подходите в хорошем настроении?
- Каждая гонка – это оценка работы команды за текущий период. "Шелковый путь" стал хорошим испытанием для нас. Российский и китайский этапы были очень полезны для команды в плане испытаний и доводки нового автомобиля, чтобы машина была надежной и быстрой. Хочется, чтобы в следующем сезоне на "Дакаре" и "Шелковом пути" автомобили радовали всех: команду, партнеров и болельщиков.
На "Дакар" мы едем только за победой
- В команде пять пилотов. В числе участников не оказалось Антона Шибалова. Как выбирали экипажи на "Дакар"?
- У команды в распоряжении четыре автомобиля, и мне нужно было принять решение, кто из ребят поедет на них. Хорошо знаю экипажи, и состав, объявленный на "Дакар", является самым оптимальным – это победитель последних двух "Дакаров" Эдуард Николаев, Айрат Мардеев, Андрей Каргинов и Дмитрий Сотников. Антон – талантливейший пилот, очень хорошо едет по пескам. Из нашей пятерки он один из лучших в этом компоненте.
У всех наших пилотов примерно один уровень, так что, по большому счету, было непринципиально, кто будет участвовать в ралли. Все тренировочные сборы команды нацелены на то, чтобы поддерживать одинаковый уровень подготовки экипажей. А на Антона в Перу мы рассчитываем. Как инженер-аналитик команды он будет полезен на "Дакаре" не меньше, чем в качестве пилота.
- В 2018 году 30 лет исполняется команде "КАМАЗ-мастер", в 2019-м – 50 лет заводу КАМАЗ. Накладывается ли дополнительная ответственность из-за юбилейных дат?
- Ответственность чувствуем. В такой год хочется дать позитив всем тем, кто связан с заводом, с командой. И ребята понимают, что необходим хороший результат, то есть победа. Конечно, волнение есть у всех.
- Помимо победы важно будет занять весь пьедестал?
- А разве от "КАМАЗ-мастер" ждут что-то другое? Конечно, все предыдущие наши победы говорят о том, что мы должны ехать только за победой. За годы существования команды планка поднята очень высоко. И мы будем делать все возможное, чтобы ее держать.
- Владимир Геннадьевич, у вас за годы с момента завершения карьеры ни разу не возникало желания вернуться за руль?
- На сегодня у меня столько задач, вопросов и проектов, что даже нет мысли подумать о возвращении. В моей жизни это был самый яркий период, как и у любого спортсмена. Поражения, подиумы и победы – это яркие и незабываемые моменты. Но прошло время, я стал взрослее, появились другие цели и ориентиры. И я очень рад, что остаюсь верен автоспорту.
- В футболе говорят, что надо "убить" в себе футболиста, чтобы стать тренером. Вы уже "убили" в себе гонщика?
- Спортивная карьера - мой вчерашний день. Если будешь оглядываться назад, то не будет эффективного и поступательного движения вперед.
- Опытом с молодежью делитесь?
- Конечно. Это была моя первая задача, когда я оставил руль гоночного грузовика в 2011 году. Первые три-четыре года я провел в кабине больше, чем пилотом на протяжении 15 лет. Всецело отдавался ребятам, передавал им свой опыт и багаж знаний. Теперь славу нашей команде и заводу приносят другие ребята.