Защитник казанского УНИКСа Евгений Колесников в интервью корреспонденту РИА Новости Вадиму Кузнецову рассказал о том, почему российские баскетболисты не едут играть за рубеж, сравнил конкуренцию в спорте и кино, а также объяснил, зачем открыл свою спортивную школу.
Американский менталитет отличается от российского
- Кажется, что в Лиге ВТБ ничего нового – ЦСКА лидирует, Алексей Швед забивает больше всех. Чем вам запомнились первые месяцы сезона?
- Наверное, яркими покупками игроков из НБА. Это запомнилось больше всего. В "Зените", "Химках" подписали опытных баскетболистов, поигравших в Америке. Думаю, это увеличит интерес к Лиге ВТБ тех, кто раньше следил только за НБА.
- Если человек провел в НБА 200 матчей, это еще ни о чем не говорит. Мы не знаем, какую роль он выполнял, зачем его брали в команду. Много случаев, когда игрок попадал в НБА на сезон-два, а потом путешествовал по Европе и заканчивал карьеру. НБА это, конечно, показатель, это знак того, что игрок достиг многого, но бывает такое, что баскетболист после студенческой лиги и драфта попадает в команду, где сидит в запасе несколько лет. Мастерства и опыта за это время у него прибавилось немного, так как он играл по две-три минуты. Помогает то, что в клубах НБА много тренеров по индивидуальной работе, что дает возможность развиваться.
Другой момент, что, приезжая в Европу, игроку нужно перестроиться под другие правила, быть готовым к новому ментально. Если в НБА больше игры один в один, то в Европе более командный баскетбол. Если в НБА в первой части сезона команды могут играть расслабленно, то в Европе каждый матч на вес золота. Все бьются по максимуму в каждом матче. И если игрок из Америки это поймет, то у него хороший шанс себя проявить здесь.
Отличие игроков с опытом выступлений в НБА, как правило, в том, что у них очень высокий уровень технического мастерства. Это помогает использовать их в большом количестве опций в нападении.
Другой момент, что, приезжая в Европу, игроку нужно перестроиться под другие правила, быть готовым к новому ментально. Если в НБА больше игры один в один, то в Европе более командный баскетбол. Если в НБА в первой части сезона команды могут играть расслабленно, то в Европе каждый матч на вес золота. Все бьются по максимуму в каждом матче. И если игрок из Америки это поймет, то у него хороший шанс себя проявить здесь.
Отличие игроков с опытом выступлений в НБА, как правило, в том, что у них очень высокий уровень технического мастерства. Это помогает использовать их в большом количестве опций в нападении.
- Часто вам приходилось ставить на место легионеров, которые приезжали с настроем, что они самые лучшие, были в НБА, а потом задирали нос слишком высоко?
- В этой ситуации нельзя однозначно говорить, что кто-то неправ. Менталитет американских и российских игроков кардинально отличается. Воспитание противоположное. Если в России мы говорим, что тебе нужно стремиться, делать то и то, и только тогда ты станешь лучшим и самым сильным, то в США ребенку с рождения внушают, что ты самый лучший, самый-самый-самый. И это остается у него на подсознании. И это присутствует в той или иной степени у всех американских игроков. Кто-то более эгоистичен, кто-то менее, но это неизбежно. Иногда это поворачивается в плохую сторону, но иногда в хорошую.
А что касается ставить на место, то это работа тренера. Как он сможет направить их эгоизм в нужное русло, так это и отразится на результате и отношении в коллективе. Игрок будет доволен собой, им будут довольны в команде.
- Если один игрок в мужском коллективе ведет себя не так, как нужно, в любом случае все решает тренер?
- Все это в его руках. А что могут игроки? Вот подойдешь ты к иностранцу, скажешь ему "Давай делай так", а тренер от него требует совсем другого. Так что все зависит от тренера.
- Как выстраивать коллектив, если за лето каждый год в команде меняется шесть-семь игроков из 12?
- Приходят люди, и они для тебя как новая книга. Сначала ты видишь обложку, потом открываешь первую страницу и идешь дальше. До конца прочитать человека невозможно. Все равно остается что-то новое, он меняется в результате разных ситуаций, и только в них ты можешь узнать, что он за человек. Как он себя ведет в тяжелых ситуациях, как реагирует на то, когда все хорошо. Первая страница или обложка могут быть красивыми, а потом окажется, что внутри ничего интересного. А может быть, что игрок вроде бы ниоткуда, играл в каком-то колледже или малоизвестном клубе из Европы, а потом ты понимаешь: "О, у него столько интересного, у него можно поучиться". Это все узнаешь в тренировочном процессе со временем.
"Калашников" в Испании
- В Испании, где вы играли, отношение к легионерам отличается от российского?
- Мне нравится предвзятое отношение, когда от тебя требуют результат и говорят, что ты должен быть лучшим. В Испании именно так все и было. Мне доверяли, давали игровое время и хотели, чтобы я прогрессировал. Мне это нравилось. Отношение к легионерам отличается, но для моего характера это подходило.
- Что запомнилось в Испании в бытовом плане?
- В Испании все по-другому. Жизнь в Испании кардинально отличается от России. Уровень жизни населения примерно одинаковый, среднего достатка. Баскетбол является традиционным и популярным видом спорта, на матчи ходят семьями, от мала до велика.
Когда приходишь в зал, а там десять тысяч человек разных возрастов вместе с тобой живут и дышат игрой, это очень приятно осознавать. За несколько часов до игры у арены выстраиваются огромные очереди, люди играют в барабаны, поддерживают тебя, и ты просто не можешь не отдаваться баскетболу на 100%.
- Как вас называли в Испании? Сомневаюсь, что все могли выговорить фамилию Колесников.
- Кто-то называл Калашниковым, как автомат. Им так было проще (улыбается).
В Испании я жил недалеко от границы с Португалией, и как-то на выходных я поехал в город Порту. Мне очень понравилось, и я очень советую побывать там всем, кто будет в этой части света. Жаль, не хватило времени на Лиссабон. Порту – очень разнообразный город. Там объединено множество культур. В одной части находится маленькая Венеция, в другой – пальмы, пляжи, дорогие яхты. В третьей – старый город, архитектура постмодерн.
- Российские игроки не едут в Европу только из-за того, что там платят меньше, или в Лиге ВТБ им просто комфортнее?
- На моем примере расскажу, как было. Мне предлагали контракт в Испании еще на один год, звали даже во время следующего сезона, но у меня был действующий контракт, и я никуда не поехал и остался в УНИКСе. Основной момент того, почему игроки остаются в России – это разница в подходе к комплектованию составов. В России комплектование начинается раньше. Здесь тебе предлагают уже готовый контракт, в котором остается только расписаться, а в Европе говорят: "Да, мы тебя хотим, но все детали будут оговариваться позже, когда сформируется бюджет". И ты можешь ждать у моря погоды, или подписывать готовое предложение в России. В моем случае было именно так. Когда мне был 21 год, меня звали в Европу несколько команд, но нужно было ждать несколько недель конкретных предложений, а в России мне предлагали контракт сразу. Можно было остаться у разбитого корыта. Если бы предложения из Европы поступили раньше, кто знает, может, моя карьера сложилась бы иначе.
- В больших европейских лигах игрокам вашего уровня платят меньше, чем в России?
- Примерно одинаково. Если бы предложения из разных клубов и лиг приходили в одно время, и ты бы мог реально выбирать, то это один разговор. Но обычно один клуб говорит, что ему нужно время определиться, другой ищет деньги и так далее.
Баскетбол и кино
- Ваша супруга – актриса Александра Прокофьева. Как вы думаете, где конкуренция выше – в российском баскетболе или кино?
- В кино. И намного выше. Начать хотя бы с того, что поступить в Щукинское училище намного сложнее, чем на физкультурный факультет. Конкурс в Театральный институт имени Б.В. Щукина до 300 человек на место, так что конкуренция очень высокая. А еще нужно доучиться и выпуститься, что удается далеко не всем.
- Смотрите, в Единой лиге ВТБ 14 команд, половина составов – это легионеры, и на россиян остается 50-60 рабочих мест. Режиссеров и фильмов намного больше.
- А в российской киноиндустрии примерно 20 режиссеров, которых всех знают, и к которым все хотят попасть. Сама профессия актера намного сложнее. До встречи с женой я не представлял, насколько это трудно даже физически. Со стороны кажется, что там такого - отснялся, посмотрел. А на самом деле, попробуйте в минусовую температуру доиграть сцену в легком платье на улице. Чтобы снять одну сцену, уходит несколько часов, и все это время нужно стоять на холоде, так как с первого раза не все получается. И еще нужно передать свои эмоции. На ровном месте плакать или улыбаться, быть серьезным или разорвать всех своим настроем. И сделать так, чтобы люди поверили тебе, что не так сложно. Для меня это невозможно! Жена всему этому училась, у нее были сильные преподаватели, про которых она часто рассказывает. Что касается конкуренции, то в российских фильмах примерно 20 топовых актеров, которых все хотят и все зовут. Одно место уже минус. Стараются брать тех, кто уже засветился, и молодым пробиться уже тяжело.
- Как в баскетболе.
- В принципе, все похоже, но в кино во много раз сложнее. Там тебе нужно пробиваться одному.
- Вы познакомились до того, как увидели ее на экране?
- Мы познакомились случайно – на отдыхе. Я не знал, что она актриса, мне она понравилась как человек. Спустя год я решил ей написать, и после этого мы поняли, что созданы друг для друга. Мы встречались меньше года, и я сделал ей предложение.
- Ваше отношение к российскому кино после встречи с супругой изменилось?
- Я стал больше анализировать, смотреть и сопоставлять какие-то моменты. Я раньше не уделял внимание движениям, как снято – красиво или не очень. А сейчас смотрю и пытаюсь понять, почему именно с этой стороны снято, предполагаю, что и почему. Давать какие-то рецензии фильмам не могу, но благодаря жене стал понимать в них больше. Я стал чаще появляться в театре, на постановках супруги, если есть время, стараюсь бывать.
- Какой фильм с ее участием самый известный?
- "Анна Герман". Она сыграла главную роль. Мне нравится.
О школе
- Почему в НБА каждый год появляется по несколько молодых звезд, а в лиге ВТБ это случается очень редко?
- Это вопрос, о котором я думаю постоянно. Я сам себе его задаю. Давайте сравним, сколько лиг и игроков есть в США, и сколько в России. У нас не хватает тренерских кадров высокого класса, которые хотели бы работать с детьми. Это сложная кропотливая работа. Ты берешь десять человек, и не факт, что из них получится звезда. И так же может быть в следующем году, а каждый хочет получить результат, он за это платит деньги. Тренеры уходят во взрослые лиги, где бы они могли зарабатывать и содержать семью.
В США в каждом штате огромное количество колледжей и около 500 команд. Идет серьезный отбор, огромный охват детей по всей стране, и если сравнить это с тем, что у нас, то легко понять, почему результат такой. И даже в США из такого количества молодых баскетболистов звездами становятся всего по несколько человек в год, так что это не такой простой процесс. Сейчас в России ведется определенная работа в этом направлении, нам нужно время, чтобы появлялись свои звезды, и хорошо бы, чтобы у нас появлялись тренеры по индивидуальной работе. Чтобы был хороший дриблинг, чтобы поставили правильный бросок, а если это есть – это уже залог успеха. Если у нас будет достаточно молодых игроков с дриблингом и броском, из них можно создать не одну юношескую сборную, а два-три состава, чтобы они могли менять друг друга.
- Несколько лет назад вы открыли собственную школу баскетбола. Для вас это бизнес-проект или что-то другое?
- Хочу дать детям возможность заниматься баскетболом, выстроить какую-то систему, чтобы хотя бы один человек достиг Лиги ВТБ, не говоря уже об НБА. Это мечта любого человека, который создает школу баскетбола. А основное – хочу, чтобы дети не просто болтались по улице, искали приключения, а занимались баскетболом. Я приходил в свою школу несколько дней назад, и мне понравилась дружеская атмосфера на тренировке. Увидел слаженный коллектив, который получает удовольствие от игры. Не все получается, но все стараются, все хотят заниматься и развиваться. Это дорогого стоит.
- Сейчас нужно уводить ребенка не с улицы, а от монитора компьютера. Сложно завлечь детей в спортивные школы, когда вокруг столько всего?
- Это уже задача родителей – правильно расставить приоритеты. Проблема с тем, чтобы завлечь детей в спортивные школы, конечно, есть, но много и тех, кто говорит родителям: "Я хочу заниматься только баскетболом. Мне это нравится". Приятно, когда приходят дети именно с таким настроем.
О блогерстве
- У вас интересный блог о баскетболе. Какая оценка у вас была в школе по литературе?
- Твердая четверка. Всегда я много читал, но по орфографии была четверка. У нас был сильный преподаватель по русскому языку, соответственно она мне говорила, что нужно еще много-много знать.
- Откуда у вас увлечение выражать мысли письменно?
- Мне интересно. На бумаге легче выражать свои мысли, подкорректировать что-то, если не получается.
- Ваш блог – это записки будущего журналиста или конспекты начинающего тренера?
- Я пишу без какой-то цели или задачи. Хочется делиться интересными мне вещами, чтобы люди их видели, понимали, больше узнавали о баскетболе. Если хотя бы несколько человек заинтересуются баскетболом, прочитав мой блог, то я буду рад. У меня нет цели писать каждую неделю, да и это непросто с нашим расписанием. Но когда появляются какие-то интересные мысли, какая-то тема, на которую хочется написать, и есть время, начинаешь раскручивать ее, думаешь, что было бы интересно людям прочитать об этом.
- Российские журналисты часто ругают Единую лигу ВТБ, называя ее скучной. Что вы думаете об уровне российских баскетбольных журналистов?
- Я могу объединить их с комментаторами? Иногда есть квалифицированные люди, а иногда мне, как баскетболисту, непонятно, что комментатор не знает элементарные правила. В большей степени приходится смотреть матч и анализировать игру, не слушая, что говорят. Есть, конечно, интересные комментаторы, которых интересно слушать, но есть и другие примеры. Наверное, это связано с тем, что не так много людей занимается комментированием баскетбола, и очень сложно найти грамотных людей. И то же самое сейчас в спорте в подрастающем поколении, где в профессионалы выбиваются единицы. Такой же период сейчас переживает и спортивная журналистика.
Еще больше интересных статей и интервью - на нашей странице в Яндекс.Дзен