Уже несколько дней развивается скандал вокруг матча квалификационного турнира Евро-2020 между Украиной и Люксембургом (2:1). И дело даже не в том, что жовто-блакитные отскочили в матче со вчерашним футбольным карликом лишь на последней минуте благодаря автоголу. Только совершенно далекие от футбола люди не понимают, насколько далеко шагнул футбол в Люксембурге за последние несколько лет. Тяжелый матч был вполне предсказуем. Дело в другом: обеим сборным грозят технические поражения из-за участия натурализованных игроков в матчах первых двух туров. Максим Траневский объясняет, как это вышло.
Бразило-украинец
Сразу после того, как команда Андрея Шевченко сыграла вничью с Португалией (1:1), журналисты самой западной страны континентальной Европы забили тревогу. Они обратили внимание на то, что в сборной Украины на поле вышел натурализованный бразилец Жуниор Мораес. Он долгое время играл в украинском чемпионате и не так давно получил украинское гражданство. Матчи отборочного цикла Евро-2020 стали для него первыми в своей новой национальной команде.
Португальцы же уверены, что Федерация футбола Украины (ФФУ) нарушила правила натурализации и не имела права выпускать его на поле. Вслед за публикацией в прессе с официальным запросом в ФИФА обратились представители сборной Португалии, надеясь, что Украине могут засчитать техническое поражение. Их примеру последовали и представители футбольной федерации Люксембурга – в матче с их сборной Мораес тоже принимал участие. ФИФА пока молчит, а Украина пытается защититься.
Мораес на распутье
Правила ФИФА в этом вопросе достаточно сложны, но там четко прописано, кто может получить новое спортивное гражданство, а кто – нет.
Во-первых, играть за новую для себя сборную могут счастливые обладатели бабушек и дедушек с гражданством этой страны, как делают бразильцы и аргентинцы в Европе, или, чего уж далеко ходить, Роман Нойштедтер. У Мораеса украинских бабушек и дедушек, очевидно, нет.
Во-вторых, сменить футбольное гражданство может человек, родившийся на территории этой страны. Так поступил Константин Рауш, выступающий за сборную России. Но Мораес родился через полконтинента и целый океан от Украины. Это – тоже не его случай.
В-третьих, сменить гражданство имеет право футболист, отыгравший на территории новой страны пять лет, если до этого он не был заигран в официальных матчах за другую сборную. Как раз по этому пункту Мораеса и натурализовали, как в свое время сделала Россия с Марио Фернандесом, Гильерме и Ари.
Два плюс два – пять?
Проблема заключается в том, что Мораес отыграл в чемпионате Украины четыре полных сезона, после чего провел в соседней для нас стране еще восемь месяцев и уехал на футбольные заработки в Китай. На это и обратили внимание португальские журналисты. Пять полных лет в Украине Жуниор не прожил, как ты календарь ни крути. Однако у Украины есть как минимум две лазейки.
Первая – одно из правил ФИФА, которое разрешает натурализовать футболиста лишь после двух лет игры в новой для него стране. К несчастью жовто-блакитных, это правило распространяется лишь на небольшое количество стран, которые ранее были частью другого государства, чаще всего его заморской территорией или, проще говоря, колонией. Таким образом получают голландское гражданство многие выходцы из Суринама.
Вторая лазейка – украинское законодательство, которое засчитывает человеку полный год проживания на территории страны после того, как он проведет в ней больше 183 дней. Мораес под эту лазейку подпадает, но, во-первых, это правило чаще используется для расчета налогов, а во-вторых, ФИФА может просто наплевать на законы Украины и руководствоваться своими правилами, международными нормами и обыкновенным отрывным календарем. Ответ от ФИФА мы пока ждем, как и португальцы с люксембуржцами и украинцами.
Португало-люксембуржец
А пока руководство мирового футбола решает, что делать, положение может стать еще запутаннее. Российские журналисты обратили внимание на зеркальную ситуацию в сборной Люксембурга, за которую играет родившийся в Португалии 23-летний Жерсон Родригеш.
Его история очень схожа с жизненным путем Мораеса. Он родился в Португалии и, не имея люксембургских бабушек с дедушками, транзитом через французский "Метц" оказался в этом карликовом государстве в достаточно юном возрасте. Поиграв в футбол в Люксембурге, он уехал в Голландию, откуда перекочевал в Японию.
Журналисты "Советского спорта" где-то раскопали статистику, согласно которой Родригеш тоже провел в Люксембурге менее пяти лет и, следовательно, мог быть натурализован не по правилам. Раз так, то и Люксембургу можно засчитать техническое поражение за то, что в их составе выступал неправильно натурализованный игрок.
Пока Украина решает, подавать ли ответное обращение в ФИФА, мы решили разобраться в вопросе с Родригешом. Оказалось, что статистика его выступлений в разных источниках разнится, причем, достаточно серьезно. Где-то написано, что он начал свои выступления в чемпионате Люксембурга в 2014 году и до сих пор не имеет права играть за национальную сборную. Где-то указано, что он уже в 2012 году играл за юношеские команды в Люксембурге и, следовательно, имеет право надевать футболку маленького, но очень гордого герцогства.
Интересно, если оба футболиста в итоге будут признаны нарушителями, какой счет будет зафиксирован в матче? 0:0? 3:3? Или по 0:3 проиграют обе команды? Прецедентов в мировом футболе пока не было.