Футбол

Стадион "Фишт". Олимпийское наследие для премьер-лиги

Читать на сайте rsport.ria.ru
Денис Косинов побывал на стадионе "Фишт", увидел, как проходят матчи ФНЛ на арене, принимавшей Олимпиаду и чемпионат мира, пообщался с руководством стадиона и клуба "Сочи" и констатировал, что потенциал "Фишта" огромен, но используется пока мало. Впрочем, могло быть и хуже.

Везучая арена

У олимпийского наследия, как правило, очень трудная судьба. Попросту говоря, оно чаще всего никому не нужно. Периодически в сети появляются снимки бывших олимпийских объектов Барселоны, Пекина, Ванкувера и так далее по всем континентам. Как говорил один грустный ослик: "Душераздирающее зрелище". Местные власти сначала пытаются использовать арены по прямому назначению, потом хоть по какому-нибудь назначению, затем тщатся продать обременительную недвижимость, отчаиваются это сделать и оказываются перед последним выбором - либо демонтировать сооружение, но это дорого; либо отключить от всех коммуникаций, и пусть разрушается потихоньку, это дешевле.
Сочинские объекты живы-здоровы. Не то чтобы в них с утра до ночи кипела какая-то жизнь, но и не стоят вовсе без дела. Горнолыжные склоны приобрели изрядную популярность, лыжно-биатлонная "Лаура" востребована самыми разными командами, проводящими сборы в среднегорье. В бывшем конькобежном дворце "Адлер" - академия тенниса, в "Большом" играет хоккейный клуб "Сочи", а по всему олимпийскому парку проложена трасса "Формулы-1". Порой по ней катаются на мощных машинах любители быстрой езды, которых в отечестве нашем, как известно из классики, очень много.
Стадиону "Фишт" в Сочи, вроде бы, повезло больше всех. Еще до начала Игр-2014 стало понятно, что эта арена понадобится и во время чемпионата мира по футболу 2018 года. Проект подкорректировали, и стадион, использованный для церемоний открытия и закрытия зимней Олимпиады, сразу после Игр закрыли на реконструкцию. И вот летом 2018-го "Фишт" предстал во всем своем 45-тысячном великолепии. Футбольное перевоплощение увенчалось незабываемым четвертьфиналом Россия – Хорватия.
Тут-то и настал критический момент, поскольку больше ничего глобально-спортивного в Сочи не намечалось. Так нет же, опять подфартило. Тем же летом 2018-го петербургское "Динамо" перебралось из культурной столицы в спортивную, получило название ФК "Сочи", и "Фишт" понадобился для проведения матчей ФНЛ. Не Лига чемпионов, конечно, но хоть что-то. И кто бы мог подумать, что всего за год "Сочи" доберется до РПЛ. Итак, уже ближайшим летом на этой арене начнутся матчи сильнейших российских клубов.
"Сочи". Клуб-"няшка" с философией будущего
Что ж, у "Фишта" всё хорошо? Увы, не совсем. Можно даже сказать, что не будь этих счастливых совпадений, всё было бы совсем скверно.

Ремонтные работы

И без всяких коллизий футбольно-спортивного толка поддерживать стадион в хорошей форме довольно сложно. Соседство с морем, которое так эффектно выглядит на съемках с вертолета, доставляет много хлопот персоналу "Фишта". С морем, что называется, шутки плохи. Руководитель арены Никита Минченко не настроен шутить.
«
"Мы находимся в очень агрессивных условиях. Рядом море, то есть у нас влажный воздух, насыщенный солью. Стадион у нас открытый. Наши соседи полностью закрыты, они не подвержены внешним воздействиям. Мы же открыты везде. А металл имеет свойство ржаветь. И из-за близости моря ржавеет очень быстро. Вы знаете, у нас маляры вообще без дела не сидят. У них план расписан на год! Они просто не заканчивают, потому что этот процесс – бесконечный. Мы постоянно следим за тем, чтобы стадион не приходил в негодность. Стоит немножко запустить, и затраты на восстановление будут в разы больше", – уверенно заявляет руководитель стадиона.
Есть и другая ремонтная необходимость. "Фишт" снова придется видоизменять. Не так серьезно, как перед чемпионатом мира, когда построили новые трибуны, но всё же придется. Минченко хладнокровно описывает различия между матчами мирового чемпионата и Премьер-лиги.
"В требованиях РПЛ есть вещи, которых нет в требованиях ФИФА. Самый простой пример – это сектора для активных болельщиков, в частности, сектор поддержки для гостевой команды. У нас такого не было, поэтому сейчас необходимо будет это реализовать. Эти сектора должны занимать 10% от общей вместимости стадиона, к тому же в регламенте РПЛ и в постановлении правительства №1095 четко прописано, как они должны быть оборудованы. Обязательно – защитное стекло, потому что это люди очень активные. Для того, чтобы они не выпали, не выбежали на поле, стекло должно быть достаточно высоким и крепким. Должны быть сетки, потому что фанаты имеют обыкновение кидать всякие предметы. Сетка защищает и их, и от них", - говорит Минченко.
О да, сейчас такой проблемы нет. Но это вторая проблема – как бороться с "активными людьми, имеющими обыкновение кидать предметы и выпадать на поле". Проблема первая – заманить людей на стадион. Хоть каких-нибудь.

Связи с болельщиками

На матчи "Сочи" в ФНЛ ходило совсем немного болельщиков. Осенью 2018-го бывало, что и полутора тысяч не набиралось. Это на 45-тысячной арене! Весной 2019-го, когда команда заиграла в очень симпатичный футбол, выдав серию из девяти побед и двух ничьих, народ потянулся на трибуны. На заключительном домашнем матче сезона побывали шесть с лишним тысяч зрителей. Это больше, чем полторы, и всё равно "Фишт" выглядел, мягко говоря, пустоватым.
Но лиха беда начало. Ведь почти 20 лет в городе не было хоть сколько-нибудь заметной футбольной команды. А тут вдруг свалилась как снег на голову. Еще вопрос: что для Сочи было более редким явлением - снег или футбол? Поначалу игроки вообще не ощущали никакого внимания со стороны горожан. То-то вольготно было гулять или ездить за покупками. Теперь уже не всё так просто. Вратарь "Сочи" Николай Заболотный ощутил это одним из первых.
"В городе, если куда-то выйдешь, люди стали нас замечать и интересоваться футболом. Сколько вам осталось выиграть, чтобы выйти в РПЛ? – Да вот, нам осталось набрать 6 очков - и будем в Премьер-лиге. И так постоянно. Какой-то интерес чувствуется, посторонние люди всё время о чем-то спрашивают. Так и понимаешь, что в городе появился какой-то интерес к нам", – описывает весеннюю ситуацию Заболотный.
Разумеется, эта ситуация не возникла сама по себе. И дело не только в игре команды. В современном мире мало сделать хороший товар, его еще нужно суметь продать хоть в прямом смысле, хоть в переносном. Клубная пресс-служба и подразделение по связям с общественностью сбились с ног, пытаясь воплотить собственные идеи по привлечению болельщиков. Идей много, рук мало. Но справились и подняли посещаемость до 5-6 тысяч. Специалист по работе с болельщиками ФК "Сочи" Александр Ким, конечно, мечтает об аншлаге. Но он реалист.
"В первой части сезона ФНЛ мы очень много своих гипотез тестировали и смотрели на реакцию зрителей. Увы, посещаемость падала до 1400 болельщиков. Потом были три зимних месяца, когда мы много анализировали. И у нас был прогноз на весеннюю часть чемпионата, что мы должны были собирать по 5-6 тысяч человек. Вот эти 5-6 тысяч человек сейчас здесь есть. Что же до РПЛ, то хороший показатель, на "четверку с плюсом", будет 10 тысяч, великолепный – 17 тысяч. Но на самом деле на категорию "великолепный" претендуют пока только матчи с "Зенитом" и "Спартаком", потому что очень много болельщиков этих команд живут в ближайшем окружении стадиона "Фишт". Не в обиду другим клубам, скажем "Уралу" или "Уфе", если на матчах с ними будет по 10 тысяч зрителей, это будет хорошо", – оценивает перспективу на сезон Александр.
Александр Ким (справа)
Но и это, конечно, не составит проблемы. Еще бы, арена проектировалась совсем под другую посещаемость. Настолько другую, что руководитель "Фишта" Никита Минченко даже сожалеет об отсутствии трудностей, связанных с большими людскими потоками.
"То количество болельщиков, которое сейчас приходит на матчи ФНЛ, стадион переваривает совершенно без каких-либо проблем. Мы их даже не чувствуем. Понимаете, для нас, для такого стадиона, для его возможностей это вообще не нагрузка. Мы надеемся, что с выходом клуба "Сочи" в РПЛ увеличится количество посетителей. А если возрастет число зрителей на футболе, то увеличится интерес людей к самому стадиону. Потому что мы будем развивать его не только как футбольный стадион. У нас есть амбициозные планы на развитие его как многофункционального объекта", – делится планами Минченко.
Что ж, это верно. Не футболом единым. Мировой опыт показывает, что футбол и вовсе не главный источник заработка для серьезной арены. Это опыт можно и даже должно перенимать.

Календарный план

Самый очевидный пример – легендарный "Уэмбли". Ближайший футбольный матч пройдет на этом стадионе только 7 сентября, это будет игра отборочного турнира Евро-2020 Англия – Болгария. То есть всё лето никакого футбола на арене не будет. Ни регби, ни собачьих бегов, ни американского футбола. Вообще никакого спорта. Но! Только в июне на "Уэмбли" пройдут 13 концертов. И каких! Bon Jovi, Билли Джоэл, Spice Girls и корейская мальчишеская группа BTS, от которой девчонки визжат громче, чем кричат футбольные фанаты.
Такая же история на других крупных европейских аренах. Увы, на "Фиште" не было ни одного концерта. Вообще. Год прошел после чемпионата мира, но пока залучить сюда серьезный шоу-бренд не удалось. Что ж, это не просто. И труднее всего – сделать первое шоу. А большое шоу – большие деньги. Но большие деньги есть только у больших продюсеров, а эти люди не любят рисковать. Руководитель арены это понимает.
"Звезды расписывают график на много лет вперед. А привезти сюда надо такую звезду, которая могла бы собрать 45 тысяч зрителей. Арендовать стадион, это дело для богатых. Не надо сравнивать "Фишт" с другими дворцами. Да простят меня ледовые дворцы "Айсберг" и "Большой", это совсем другой масштаб, совсем другие суммы. Для того, чтобы оплатить затраты на аренду стадиона, на безопасность и так далее, должен быть большой бюджет. А для того, чтобы окупить такую историю, нужно привезти того, кто сможет это сделать. Но стоит один раз осуществить, и дальше все увидят, что это возможно и актуально", – говорит Никита Минченко.
Более того, он утверждает, что скоро, может, и удастся сдвинуть дело с мертвой точки. По понятным причинам Минченко темнит, рассказывая о планах. Конфиденциальность переговоров священна, и вообще, тьфу-тьфу, не сглазить.
"Мы сейчас активно работаем с одной продюсерской компанией, которая планирует провести у нас ряд концертов. Я не буду раскрывать интригу, потому что переговоры еще идут. Но это очень известные мировые звезды - не российские и не из 80-х – 90-х. Это именно современные, актуальные на сегодняшний день звезды, которые и собирают по всему миру стадионы, и делают просто потрясающие шоу. Эта компания очень серьезно нацелена, мы уже с ними прорабатываем организационные моменты. Когда всё это состоится? В этом году я этого не ожидаю, но надеюсь. А в следующем – прямо ожидаю", – интригует руководитель ГБУ КК "Фишт".
ГБУ КК расшифровывается как "Государственное бюджетное учреждение Краснодарского Края". И то, что "Фишт" именно ГБУ, осложняет дело. Минченко утверждает, что осложнения незначительны, но это он, как и положено государственному человеку, соблюдает правила общения с прессой. Может, так и есть. В конце концов, ему, как чиновнику, виднее. Но когда же отечественная бюрократия была незначительным препятствием?
"Мы можем оказывать услуги по проведению концертов или, как сейчас, по проведению футбольных матчей. Если бы стадион был коммерческим, проблем бы не было вообще никаких. Но так как он государственный, мы находимся в жестких рамках в плане своих полномочий. У нас есть определенные процедуры на уровне края, и получается дольше, чем на коммерческих стадионах. Тот же договор аренды у нас – довольно длительная процедура, требующая определенных согласований", - говорит Минченко.
Однако у руководства "Фишта" есть союзники в борьбе за популярность арены как таковую, а не только футбольную. И это – менеджмент футбольного клуба. Странно? Ничуть.

Наследие общественного значения

Казалось бы, им-то что? Команде надо где-то играть, и вот он – стадион. Плати аренду и играй на здоровье! Но генеральный директор ФК "Сочи" Дмитрий Рубашко утверждает, что эдакое отношение стратегически ошибочно. Всё просто.
"Фишт, который практически не используется, это вопрос, над которым мы работаем вместе с руководством стадиона. И за один день такое не делается. Мы думаем, как еще можно совместно использовать "Фишт". Ведь для нас важно, чтобы стадион, наша домашняя арена, также развивался вместе с нами. Вернуть себе людей не так-то легко. А если они будут приходить сюда на концерты, то и на футбол потянутся", - четко объясняет гендиректор "Сочи".
Поддержка клуба стадиону не помешает. Президент ФК "Сочи" - Борис Ротенберг, человек с большими деньгами и большими связями. А что такого? В России всё держится на связях и влиянии. И если возможности Ротенберга вкупе с усилиями тружеников клуба и стадиона будут подкреплены качественным футболом и звездными шоу, "Фишт", при всем его государственном статусе, имеет хороший шанс коммерчески засиять. Он ведь и так уже сияет. Олимпийский парк находится совсем рядом с аэропортом, и всякий, кто прилетал в Сочи поздним вечером, видел эту эффектную картину: вдруг из темной воды вырастает берег, а на нем – светящийся разноцветными огнями "Фишт".
Красиво. Но не прибыльно. Пока не прибыльно. Но кто сказал, что олимпийское наследие не способно приносить наследникам доход? Особенно если наследники – мы все. Раз уж мы любим спорт и платим налоги.
Обсудить
Рекомендуем