Благодаря колоссальному всплеску интереса к фигурному катанию в России (что нашло отражение в телевизионных рейтингах) контрольные прокаты сильнейших фигуристов страны в Челябинске увидели все желающие. А как они смотрелись глазами специалистов, для которых, собственно, и проводились? Об этом корреспондент РИА Новости Борис Ходоровский побеседовал с техническим специалистом ISU Игорем Бичом.
— Цели, которые преследуют спортсмены и тренеры на первом выходе в свет, в целом понятны. А что такое контрольные прокаты для специалистов?
— Наша задача указать фигуристам и тренерам на недочеты в программах, чтобы к соревнованиям они подошли во всеоружии. Традиционные баллы при этом не выставляются.
— Как проходит общение между спортсменами и тренерами — с одной стороны и судьями и техническими специалистами — с другой?
— Мы находимся в гуще событий с первых тренировочных дней. На всех тренировках присутствуют судьи и технические специалисты, которые дают свои рекомендации. Они относятся и к постановкам, и к элементам, и к их уровням сложности, и к компонентам. На соревнованиях важна любая мелочь. Первые разборы проходят после каждой тренировки, основной — после проката коротких программ. После проката произвольных разборы не проходят.
— В Челябинске у ведущих российских специалистов было полное единодушие в оценках работы, проделанной тренерами и спортсменами летом?
— Без различных мнений и дискуссий не обошлось. Так ведь и на соревнованиях бывает. Неслучайно техническая бригада состоит из трех специалистов, которые должны прийти к единому мнению путем голосования. В Челябинске был большой разброс во мнениях, и тренерам есть о чем подумать.
— На контрольных прокатах Александра Трусова выложила мощные козыри и исполнила произвольную программу с пятью четверными прыжками, с которой она могла бы и с мужчинами на Олимпиаде посоревноваться. Другие фигуристы не спешили демонстрировать свой самый сложный контент.
— Судьи и технические специалисты оценивали то, что видели. Трусова показала выдающуюся произвольную программу, но говорить о ее безукоризненном исполнении не стал бы. Были помарки, на которые ей и тренеру Этери Тутберидзе указали. Хотя то, что с такой программой Александра могла бы соперничать с мужчинами, тоже все отметили.
— Не называя конкретные фамилии, были ли среди участников контрольных прокатов фигуристы, которым настойчиво порекомендовали бы сменить программы на олимпийский сезон?
— Думаю, что эта информация не должна быть предназначена для всеобщего обсуждения. Хотя смена программы по ходу сезона — это нормальная практика. После первого же турнира это сделали Евгения Тарасова и Владимир Морозов. Тренеры видят все плюсы и минусы своих подопечных и достаточно оперативно реагируют на соревновательные прокаты. Что бы ни рекомендовали специалисты и федерация, окончательное решение всегда за тренером.
— У многих поклонников Михаила Коляды вызвал тревогу его, скажем так, не лучшие прокаты в Челябинске.
— Незадолго до контрольных прокатов сборной видел Михаила в Санкт-Петербурге, где был организован закрытый прокат. Он очень хорошо исполнил четверные сальхов и тулуп, а также тройной аксель. Мне кажется, Коляда прибавил по сравнению с прошлым сезоном. При чистых прокатах она сможет побороться за высокие места не только на чемпионате Европы, но и на Олимпиаде.
— Подтверждать третью олимпийскую квоту на турнире в Оберстдорфе доверили Марку Кондратюку…
— В Челябинске он выглядел увереннее остальных. Мне кажется, что ФФККР приняла правильное решение. У Марка хорошие программы, он очень артистичный фигурист. В Челябинске показал себя настоящим бойцом. Боролся за каждый элемент! Небольшие помарки были, но для начала сезона они простительны. Не думаю, что Кондратюк спасует перед соперниками, которые будут у него в Оберстдорфе.
— Наиболее внимательно вы наблюдали за прокатами спортивных пар. Программы наших лидеров позволят им бороться за победу на Олимпиаде?
— Безусловно. У каждой из наших ведущих пар есть резервы для усиления, но уже сейчас их программы конкурентоспособны. Конечно, нужно обкатать и отшлифовать их на соревнованиях, прежде всего, этапах и финале Гран-при и чемпионате Европы, но на перспективы наших спортивных пар в Пекине смотрю с оптимизмом. Как и на перспективы наших одиночников. В танцах на льду контрольные прокаты не дали ответы на многие вопросы. Не приехали в Челябинск Александра Степанова и Иван Букин, а Тиффани Загорски и Джонатан Гуррейро показали только ритмический танец.
— Как скажется высокая конкуренция за место в олимпийской сборной России, особенно у одиночников, на выступлениях сильнейших в нынешнем сезоне?
— Чем выше конкуренция, тем лучше. Лидеры на каждом соревновании должны доказывать, что они сильнейшие. Не докажешь — тебя мгновенно вытеснят конкуренты. Даже на тренировках в такой ситуации фигуристы стараются показать свой максимум, зная, что на них, как и на их соперников, смотрят судьи и специалисты.
— Контрольные прокаты долгое время были закрытыми для широкой публики. Присутствие зрителей на трибунах не мешало?
— Вообще-то контрольные прокаты стали открытыми уже несколько лет назад, и это приносит свои плоды. Присутствие зрителей всегда помогает! Обстановка, как минимум, приближена к соревновательной, и фигуристы получают необходимый заряд энергии. Был бы аншлаг, вообще с совершенно другими эмоциями участники контрольных прокатов выходили бы на лед. Хотя сейчас нельзя исключать даже того, что Олимпиада пройдет при пустых трибунах.