Прошлый большой сезон в фигурном катании начался с исторических пяти четверных прыжков от Александры Трусовой на контрольных прокатах сборной России. Почти в годовщину этого события нечто похожее повторил американский фигурист с русскими корнями Илья Малинин. Повторил лишь в количестве четверных, в чем-то уступив Саше, в чем-то ее превзойдя: с лутца упал, зато сделал чистый четверной аксель. Малинин не первый раз повторяет такой трюк. Правда, прошлые чистые попытки были только на тренировках. Теперь настал черед соревнований.
Прыжок у Ильи получился поразительно легким на вид — пока смотришь и считаешь обороты, даже не успеваешь подумать, что элемент уже скорее пятерной, чем четверной. Особенность акселя в том, что у него число оборотов с половинкой, и добавить ее к уже имеющейся базе сложнее, чем собрать новую с нуля.
Правда, с длинным выездом у Малинина не сложилось, что отразилось в скромных надбавках от судей. Тем не менее аксель докручен и исполнен на плюсы. Отсутствие выезда придает прыжку чуть суетливый характер — так бывает, когда при игре музыкальной гаммы ученик слишком торопится поскорее перескочить сложный момент и как бы "проглатывает" несколько нот. С опытом приходит размеренность, особенно если гамма раз от раза получается все лучше и лучше. Скорее всего, так будет и с прыжком — что, конечно, на отменяет возможности его периодических срывов. Но это может случиться уже не от неумения сделать аксель, а от слабой формы или раскоординации.
Первая мысль, идущая в голову при анализе происходящего — для каждого рекорда есть свое время. Первый женский тройной аксель мы увидели от Мидори Ито в 1988, а не от Ирины Родниной за десять лет до этого, какой бы великой фигуристкой она ни была. Вот и Юдзуру Ханю — грандиозный из грандиозных, но ему пришлось завершить карьеру раньше, чем в полной мере была достигнута его главная цель — чистый четверной аксель на соревнованиях. На момент завершения карьеры Ханю было 27 лет, и изучению четверного акселя он посвятил почти четыре года и свою третью Олимпиаду. На самом деле плата гораздо дороже, потому что японец пытался покорить его ценой усугубленных недолеченных и вновь полученных травм, полностью смещенного курса мотивации, фиксации всего внимания и всех сил только на одном объекте, который нет гарантии сделать своим.
Малинину сейчас 17 лет, и он за этот прыжок, видимо, не платил ничего сверхмеры — только то, что отдал бы за освоение любого другого элемента. Но главное, что совершенно точно пока отличает Малинина от многих других, кто пытался или только хотел начать учить аксель — отсутствие ужаса перед этими четырьмя с половиной оборотами.
В песне группы "Аквариум" есть строчка: "где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?" Да вот же она. Илья Малинин — лишь один из этой "шпаны". Не нужно только понимать цитату слишком буквально — величие Ханю с земли, конечно, не стереть. Но благодаря тому, что великий Ханю положил спортивную жизнь на взнуздание этого строптивого коня, юные и дерзкие типа Ильи Малинина "коня" перестали бояться.
Этот "конь" взнуздан — подайте "шпане" следующего. Кто знает, может, это будет уже прыжок в пять оборотов? Но сначала должен появиться великий — первопроходец.