Начиная с 2000 года практически на каждой Олимпиаде у России появлялась новая чемпионка по художественной гимнастике. Лишь дважды правило не сработало: в 2012 году Евгения Канаева защитила уже имеющийся у нее титул, в 2021 году Дина Аверина проиграла золото израильской гимнастке Линой Ашрам в условиях неоднозначного судейства.
Таким образом, последнему на данный момент олимпийскому золоту России в художественной гимнастике, которую у нас считают почти национальным видом спорта, уже 6 лет. Добыто оно было в условиях, заслуживающих романа с последующей экранизацией.
На Игры-2016 в Рио-де-Жанейро главный тренер сборной России Ирина Винер привезла трех учениц – лидеров Яну Кудрявцеву и Маргариту Мамун и резервистку Александру Солдатову. Девушки готовились одинаково интенсивно, следуя принятому в команде закону: решение о финальном составе в многоборье принимается не за один раз, а по итогам множества контрольных тренировок перед Олимпиадой. Смотр не прекращался вплоть до начала квалификации в многоборье, и Винер все же выбрала Мамун и Кудрявцеву. Менее опытная и титулованная, но бесконечно талантливая Солдатова осталась за бортом. Возможно, упущенный на пике формы шанс всей жизни вкупе с новыми правилами тогда убил Александру как гимнастку. Она рано завершит карьеру из-за травм и психологических проблем, не выиграв и половины медалей, которых была достойна.
Впрочем, винить тренера сложно. Это был, вероятно, самый сильный набор спортсменок в сборной, сравнимый с эпохой Кабаевой и Чащиной. Так что участие и Мамун и Кудрявцевой в Олимпийских играх – 2016 было объяснимо.
Маргарита и Яна – уникальные в своем стиле и абсолютно разные, такие непохожие по характеру, но очень сдружившиеся за годы тренировок на одном ковре в Новогорске. Яна – более титулованная, Рита – не менее достойная, но значительно более нестабильная. Яна с выдающимися личными спортивными качествами: нацеленность на победу и готовность тренироваться хоть на одной ноге, если будет здорова только одна нога. Тренер Елена Карпушенко рассказывала, как ученица спрашивала ее перед выходом: "Сколько мне нужно набрать, чтобы победить?" – а потом набирала ровно столько. Эмоциональность Маргариты Мамун была и даром, и проклятием, потому что позволяла воплощать образы невероятной глубины и силы, но при этом часто приводила к срывам в упражнениях. В остальном же выбрать между ними было невозможно: одинаково сильная работа тела и предмета, выразительность и лучшие программы.
Только этой спортивной составляющей уже достаточно для соревнований с поистине олимпийским накалом. Но реальная основа драмы Рио-2016 была связана с личными переживаниями каждой из финалисток. Кудрявцева подошла к главному старту жизни полуготовой: за полгода до Олимпиады ей сделали операцию на ноге из-за сложного перелома. В сети завирусилось видео, как Яна с еще неснятым гипсом, отложив костыли, крутит поворот на неоперированной ноге. Только она сама, пожалуй, знает, какой боли и преодоления стоила ей подготовка к Олимпиаде.
У Маргариты Мамун в это время тяжело болел отец – онкология. Когда Рита уехала на предолимпийский сбор в Рио-де-Жанейро, дела дома были совсем плохи: она не знала, застанет ли отца, когда вернется домой. Не знала, увидит ли он ее выступление, а если увидит – каким оно будет.
В многоборье соревнования идут в два этапа: квалификация и финал. Квалификацию неожиданно выиграла Мамун, хотя обе россиянки выступали без грубых ошибок. На результаты многоборья квалификация не влияет, но психологически может давить или помогать. Возможно, именно тогда Яна дрогнула и впервые засомневалась в себе, а Рита, наоборот, сбросила мешавшее ей напряжение. Так или иначе, в финале многоборья ситуация повторилась: лидировавшая после двух видов Кудрявцева уронила булаву на последней секунде упражнения. Уронила там, где не роняла никогда. Мамун благодаря этой ошибке и своему чистому исполнению вышла вперед.
Оставался последний вид – лента. Ею трудно выиграть, но легко проиграть, потому что даже маленький узел на атласном хвосте будет стоить минусов от судей. А в условиях бразильской влажности ленты не слушались гимнасток категорически – их приходилось часами разглаживать утюгом и особенным образом хранить.
Тем не менее, это были лучшие в карьере Мамун и Кудрявцевой упражнения с лентой. Ни узла, ни сбоя, один сплошной поток – все как требовала от них Ирина Винер. Яна была прекрасна, но этого уже не хватило, чтобы обойти Риту – та была роскошна и победила.
Кадры с награждения гимнасток в Рио – одни из самых драматичных за всю историю этого вида спорта. На высшей ступени Маргарита Мамун в слезах – счастливая, что папа все видел. Он даже дождется ее дома и успеет подержать в руках олимпийское золото.
На второй ступени – Яна Кудрявцева в слезах, с полным непониманием, как теперь жить, и поглощающим разочарованием от непоправимости собственной ошибки. При этом девушки продолжали поддерживать друг друга все время. Доброта и сопереживание в условиях такой конкуренции – лучший образец fair play, какой только можно придумать.
На третьей ступени – улыбающаяся украинская гимнастка Анна Ризатдинова. Она выступила блестяще и поднялась так высоко, как только могла.