"Они заслуживают казни". Легенда ЦСКА и сборной России воюет в зоне СВО

Читать на сайте rsport.ria.ru
Чемпион России в составе ЦСКА Андрей Соломатин летом вступил в ряды подразделения "Эспаньола" и отправился в зону СВО. На днях экс-футболист сборной России в рамках служебной поездки в Москву посетил редакцию РИА Новости Спорт и в подробностях рассказал о работе на фронте.
— Есть ощущение, что между вашим и нынешним поколениями футболистов какая-то пропасть. Вы абсолютно на равных общались с фанатами, кто-то даже состоял в Red-Blue Warriors. Что изменилось?
— Когда играл в "Локомотиве", летали чартером. И ребят, которые нас поддерживали на выезде, иногда даже брали с собой. Сейчас даже не знаю, что произошло. Для каждого временного периода свои ценности, другое воспитание. Большинство ребят, которые играют, родились не в Советском Союзе. Тогда прививались другие ценности. Отношения между людьми были намного добрее. И теперь наша задача это вернуть.
— Сложно представить, чтобы, например, Федор Чалов проводил время в общении с фанатами.
— Нельзя сказать, что нет таких футболистов. Тот же Алан Дзагоев бывал на фанатской трибуне, другие ребята тоже поднимались и заряжали. Я бы не был так категоричен.
— Недавно был случай, когда футболисты "Легии" попали в замес после матча с голландским АЗ. Двоих даже арестовали. Вам приходилось за клуб не только играть, но и драться?
— Когда был действующим футболистом, наверное, не было. А вот позже, когда с поля переехал на трибуну А, да.
- Не с тех ли пор пошло знакомство с тем же Испанцем, командиром "Эспаньолы"?
— Нет, со Стасом мы познакомились уже там, когда приехал в зону СВО. Первый раз посетил расположение в октябре 2022 года, гуманитарная акция была. Уже будучи муниципальным депутатом района Черемушки узнал, что создалась такая структура — "Эспаньола", куда вошли ребята, с которыми вместе были на секторе. Сразу начал искать возможность туда попасть. С женой, ее родными и друзьями, ребятами из армейского движа, а также с коллегами-депутатами собрали первый гуманитарный груз, поехали в подразделение. Отрадно, что коллеги продолжают поддерживать бригаду.

"Без привета от Палыча сказали не возвращаться"

— Историй из того фанатского периода, наверное, много?
— Масса, но все интересные — не особо здорового характера.
— С чего вдруг потянуло на сектор?
— Вообще, мне многие задают вопрос, мол, в "Локомотиве" отыграл шесть или семь сезонов, в ЦСКА меньше, но почему тогда ЦСКА. В те времена у "Локо" не было такого большого количества болельщиков, а при переходе в ЦСКА почувствовал, что такое поддержка фанатов. Стали чемпионами, потом и партнер по бизнесу был фанатом ЦСКА. Немаловажный момент — то, что творилось в те годы в "Локомотиве". И Палыча убирали, и легенду — Батю, Егорыча Машкова. К нему тоже относились несправедливо, хотя он стоял у истоков клуба. Это также сыграло роль. Вот почему я сейчас "конь", а не "паровоз". Близко познакомился с представителями околофутбольной культуры, попал на сектор, где встретил будущую жену. Есть частичка "Локомотива" во мне, но, прежде всего, "красно-синие" цвета. Хотя мне очень хочется встретиться с Юрием Павловичем Семиным. Парни просили: "Солома, без привета от Палыча можешь не возвращаться!"
— В 2005 году вы жили на Украине, выступали за "Оболонь". Могли тогда себе представить, что пройдет совсем немного лет и между нашими народами и странами сложится такая ситуация?
— И в мыслях не было. Жил в Киеве, везде русская речь, в команде были "западенцы", но за все время не было не только конфликтных ситуаций, но даже и предконфликтных. Уже в 2011 году приезжали с первой супругой и дочерью на турнир в Киев, она теннисом занималась, и тоже спокойно. Знаете, бывает, когда родитель поддерживает на трибуне ребенка, то случаются моменты выплеска ненависти. Но и с таким не сталкивался. И вот так все изменилось.
"Идет бой, а люди огороды копают". Истории путешественника из зоны СВО
— Это же как должна была сработать пропаганда?
— Там люди зомбировались. Все преподносилось наоборот. Рассказывали, что даже эфиры с нашим президентом там транслировались в фейковой обработке. Вставлялись слова другие. Шла планомерная накачка. В этом плане, конечно, американцы — молодцы. Во что они превратили Украину, сидя за океаном. Рулят ситуацией. Теперь надо все возвращать в нормальное русло. Те территории, которые принадлежали нам, возвращаем. Скоро победим.
— Получится ли развернуть это все вспять? Ведь даже на уже возвращенных территориях есть нелояльное России население.
— Там, на самом деле, еще очень много работы. И надо будет своим отношением и примером показывать. Чтобы жизнь у людей улучшалась. Сейчас идет восстановление. Да, был вот в Северодонецке, там тяжелая ситуация, практически ни одного целого дома. Но общался с местными, многое делается. Когда у людей будет работа, нормальный доход, тогда и начнут понимать. И если раньше топили за другую "недострану", то переосмыслят и сделают выводы.

О потере боевых товарищей и смерти Сергея Перхуна

— Что толкнуло даже не на первую поездку туда, а уже на подписание военного контракта?
— Когда приехал туда в первый раз, "Эспаньола" входила в состав батальона "Восток". Базировались в Донецке, были на Угледарском направлении. Находился там пять или шесть дней. В момент, когда прибыл, прилетело по водонапорной башне, все эти дни не было воды. И, когда уезжал, поймал себя на мысли, что там совсем другая жизнь. Но хочется вернуться скорее. А насколько были рады ребята, независимо от клубной принадлежности, тому мини-турниру, который провели! Потом в Москве начали готовить новый груз. Тот же "Невский фронт" — они стараются ежемесячно собирать все необходимое. По-моему, у них будет уже 12-й конвой, 20-тонную фуру собирают. Не только "Эспаньоле", но и детским домам помогают. В мае приехал в очередной раз, переговорили с Испанцем и решили: "Почему бы и нет?" Сейчас это уже бригада "Эспаньола", за год добились высот.
Андрей Соломатин (в центре) с боевыми товарищами
— Что именно входит в ваши обязанности?
— Снабжение, обеспечение. На передней линии также выполняю задачи.
— "Эспаньола" до сих пор состоит только из футбольных фанатов?
— Нет, не только. Есть и не околофутбольщики. Есть ребята, кто прошел "Вагнер". Также приходят и простые люди, которые знают "Эспаньолу" и законы, по которым живет бригада.
— Что все же отличает вас от других подразделений?
— Недавно трагически погиб один из наших ребят. И парни под обстрелом его забирали. И довелось слышать: "Он же 200-й, зачем так рисковать своими жизнями?" Но здесь многие друг друга знали давно, да и новички вливаются, становясь единым целым. Дорожим каждым. Именно коллектив все решает. Что на войне, что в мирной жизни. Победы, результаты — все идет от коллектива, от того, как все выстроено. Это как ЦСКА после прихода Евгения Ленноровича Гинера. Когда в клубе все работает как часы — от повара до президента. Так же и в "Эспаньоле". Плюс — строжайший сухой закон. Даже и в мыслях нет позволить чего-то лишнего. Также в бригаде не должно быть никаких внутренних конфликтов. Командир сказал: "Если вы чувствуете, что кто-то нам не подходит, то говномудства быть не должно". Как в пословице: паршивая овца все стадо портит. Не просто так наш лозунг — один за всех и все за одного.
— Получилось так, что вам приходилось терять товарищей и будучи футболистом, имею в виду Сергея Перхуна, и теперь, в зоне СВО. Что тяжелее?
— Наверное, все же сейчас. Последняя потеря, Стич из локомотивского движа. Он был рад каждой нашей встрече, искренне. Это самая тяжелая потеря. Если сравнивать с Сережкой Перхуном, там был игровой эпизод, потом больница, кома, потом его не стало. Было очень тяжело, но сейчас тяжелее.
Украинский футболист сбежал в Россию? Загадочная история из "Шахтера"

"Ситуации в зоне СВО бывают абсолютно ужасные"

— Война меняет людей. Чувствуете в себе деформацию?
— Безусловно. Вот приехал на пару дней в командировку в Москву. Смотрю на людей, как ведут себя, и порой становится даже противно. Поменялось мировоззрение и отношение к людям.
— К чему там сложнее всего привыкнуть?
— Даже и не знаю. Спать под обстрелами. Иногда вырубаешься просто от усталости. Спать на полу, на земле — не задумываешься, это же обстоятельства! Один раз меня жена спросила, какое там постельное белье. Говорю: "Наташ, хорошо, если хотя бы кровать есть. Какое постельное белье?" В чем пришел, в том упал, а потом, когда дали воду, помылся холодной водой. Был момент, когда вернулись в Мариуполь и поехали в баню, болельщики ЦСКА, "Спартака" и "Зенита". Знал, что там будет горячая вода. И я был самым счастливым человеком на свете!
— Многие не выдерживают? Имею в виду не только бытовые лишения, но и реалии военных действий.
— Были такие случаи, конечно. Но это жизнь, это человек. Погиб товарищ, его разорвало, нужно собрать останки и привезти. Кто-то сможет, а кто-то нет. Если бы все люди были одинаковыми, то мира бы не существовало, философия такая.
— С предательством приходилось сталкиваться?
— Предательство разное бывает. Всякие были моменты. Ребята уходили. Не на сторону противника, а просто не справлялись. Но и уйти можно по-разному.
"Плачешь на груди Путина, а потом Родину предаешь": мощное интервью Вяльбе
— Клоню к ситуации с летчиком, угнавшим на Украину в августе Ми-8 и предавшим страну, товарищей из экипажа.
— Это уже не человек. Его сложно назвать человеком. Но, поверь, там всякие ситуации бывают. Абсолютно ужасные.
— Вы все же звезда российского футбола. Есть какие-то поблажки в связи с этим?
— На самом деле задачи выполняются наряду со всеми. Но маленькая, ма-а-аленькая уважуха присутствует!
— Помните тот момент, когда впервые стало страшно?
— Помню даже не поминутно, а посекундно. Получилось так, что мы с командиром и ребятами ехали по позициям на артемовском направлении. Заезжаешь, смотришь небо, если замечаешь "птицы", то надо быстрее прятаться. Вот заехали в "зеленку" на квадриках, а до позиции нужно было по открытой местности переместиться. Я уже потом шутил, что на футбольном поле так не ускорялся в свое время, как бежал между посадками. Слышишь свист мины, упал, взрыв, побежал дальше. Добрались до блиндажа, а там начали по нам кассетными боеприпасами работать. Выбираться нужно по-любому. Но короткими перебежками вернулись. Выехали на дорогу, говорю: "Стас, "птица"! К счастью, ушла в сторону. А когда их целый рой? FPV-дрон тоже лютая штука.
Андрей Соломатин

"К противнику уважения больше, чем к сбежавшим из России"

— Украинские войска хорошо обеспечены? Со стороны мы не всегда можем судить объективно.
— Очень хорошо. Могут долбить без пауз. Прям с утреца — и поехали. Какого-то снарядного голода не замечается. Плюс бункеры, укрепления подготовили так, что будет непросто.
— Часто слышим утверждения, что многие едут в зону СВО за деньгами. Мол, это хороший способ заработать для жителей российской глубинки. Действительно ли там много таких людей?
— У меня здесь осталась футбольная школа. Пользуясь случаем, хочу сказать большое спасибо руководству Университета им. Баумана, что предоставили футбольный манеж на эту зиму ученикам моей школы. Но с моим отъездом количество детей сократилось. Соответственно, и доход тоже упал. К слову о том, что уезжают зарабатывать.
Иногда и в "Эспаньоле" всплывают такие разговоры: "Зачем ты сюда приехал?" И 99% — не денежный вариант. Что касается жителей деревень — может быть. В отрядах Z перед кем-то был выбор: десять лет просидеть либо на войну. И ведь есть те, кто выбирают тюремный срок. Это, опять же, к разнице между людьми. Кто-то валит из страны, а кто-то уезжает туда. Как недавно сказал Выходной (позывной бойца "Эспаньолы" – ред.), и я с ним соглашусь, уважения даже больше к хохлам, которые воюют, чем к нашим, которые свалили. И мало того что свалили, так еще и грязью поливают страну и тех, с кем раньше ели из одной кастрюли.
Украина возненавидела легенду национальной сборной. Поразительное безумие
Я не представляю, если кто-то из них вернется в страну и я встречусь с ним. Мимо не пройду. Сегодня был верх идиотизма. Подписан на канал в "телеге", и там одна личность по фамилии… В общем, лысое чудовище. И с таким умным видом говорит, почему Галкину бы не стать президентом Российской Федерации? В моем страшнее страшного сне такого быть не может. С каждым разом бред, который он несет, все ярче. Те, кто уехал, ребят, уехали и лучше не возвращайтесь. Вам здесь делать нечего.
— Уезжаешь в Казахстан, ставишь себе флаг Украины на аватарку.
— Да, именно об этом и говорю! Ладно бы ты свалил и сидишь там тихо. А вот этих — просто казнить без суда и следствия.
— Лишать гражданства?
— Однозначно — за. Я бы реально вернул смертную казнь и расстреливал бы их здесь. Меня много раз спрашивали, и да, я за смертную казнь. Тем более такие, как этот актер, как его, еще в "Девятой роте" играл?
— Смольянинов?
— Да, Смольянинов. Таких — без суда и следствия.
— Как во время Великой Отечественной войны?
— Да, за измену Родине. Не щадить.
Андрей Соломатин

"Хочу в Одессу"

— Что для вас будет расцениваться как победа по итогам СВО?
— Родители жены долгое время жили в Одессе. Наташкины мама и папа очень давно там не были. Я сам в Одессе ни разу не был. И первый знак будет, когда мы с ними съездим в Одессу, а они мне покажут все достопримечательности. Далее — Киев, Варшава. В Варшаве пойти погулять, даже где-то пригубить! С высоко поднятой головой. Но начнем с Одессы. Это и еще один ответ, что я там делаю. Хочу в Одессу.
— Создается впечатление, что у россиян и у украинцев разные подходы к ведению боевых действий и разный уровень человечности.
— Разные люди. Смотришь ролики, которые появляются в Сети, как трехлетняя девочка пляшет на костях русского солдата. Как детей с малых лет учат ненавидеть русских и так далее. У нас такого я и представить не могу. Следующая ситуация: что будет, если в Киеве появится машина с российскими номерами? Думаю, что долго она не простоит. Здесь же можно встретить автомобили с украинскими номерами. Посмотрел и пошел дальше.
Возвращаясь к пословицам: "Там, где прошел хохол, еврею делать нечего". После развала СССР экономика Украины была в лидерах. Там было все: и мощнейшая промышленность, и производство, и выход к морю, и сельское хозяйство. Все долги Союза Россия взяла на себя. Развивайся и развивайся! Получай дешевый газ и продавай его дальше в Европу. А мы, когда зашли в Мариуполь, не поверишь, что увидели: при въезде в город лежали обыкновенные плиты, там не было асфальта. Неужели олигархи, которые там рулили, не могли сделать хотя бы дороги? Вот в этом тоже отличие: мы сейчас от Мариуполя до Шахтерска доехали по идеальной трассе.
Бывший футболист сборной России Андрей Соломатин в зоне СВО с детьми
— Возвращаясь к футбольной теме, вас не удивляло, почему так долго крымские клубы не могли интегрировать в российский футбол?
— Многие открыто говорили, что боялись что-то потерять. Но когда уже полностью нас везде дисквалифицировали и послали далеко и надолго, почему все еще не решались их принять? Пишут, что мы до сих пор платим взносы в ФИФА и УЕФА. А смысл?
— Кстати, как там поживает стадион "Шахтера" в Донецке?
— Был, гулял рядом, фото есть. Как понимаю, там с обратной стороны был прилет, а так — стоит, ждет лучших времен.
— Не пора ли возрождать клуб уже в российских реалиях?
— Не знаю, время ли сейчас для этого. Там есть детские футбольные школы, есть первенства между республиками. Спортивная жизнь идет. Но говорить о каких-то глобальных проектах… Бесспорно, со временем нужно будет возрождать. Это большая история, клуб был футбольным флагманом.
— Люди в тех краях ввиду постоянной опасности, наверное, сильно отличаются от тех же москвичей, которые все же живут в тепличных условиях?
— Не сказал бы, что сильно отличаются. Обыкновенные люди. Такие же, как мы с тобой. Плюс ко всему сейчас та ситуация, которая происходит в Питере, имею в виду Питбуля и угрозы в адрес его семьи. Если мы все уедем туда, то кто останется здесь, в тылу? На фоне таких ситуаций здесь тоже люди должны объединяться. И объяснять "гостям", что они сюда приехали, в наш дом, и должны жить по нашим законам. А не устраивать такое, угрожать семье, сливать информацию и чувствовать свою безнаказанность. Посмотрим, как будет развиваться ситуация, но таких тварей надо наказывать.
"Видел врагов с польскими флагами". Минеев — об СВО и портретах Бандеры
Обсудить
Рекомендуем