В четверг состоялось заседание исполкома Олимпийского комитета России (ОКР), от которого многие ждали рекомендаций по поводу участия или неучастия россиян в парижских Играх-2024. К удивлению многих, ОКР этот вопрос даже не рассматривал и, судя по всему, не собирается этого делать. Корреспондент РИА Новости Спорт объясняет почему.
Извечный шекспировский вопрос в применении к российской спортивной действительности звучит нынче так: ехать или не ехать? Стоит он с декабря 2023 года, когда исполком Международного олимпийского комитета (МОК) допустил спортсменов из России и Белоруссии до участия в Олимпийских играх 2024 года в Париже. Но в нейтральном статусе и с массой условий и оговорок. Которые начисто лишают атлета, решившего отправиться на Олимпиаду, какой-либо связи со своей страной. У него не будет в столице Франции ни флага, ни гимна, ни формы. Остаются только имя, фамилия и паспорт - да и тот должен быть в кармане, поскольку демонстрация российской символики на Играх будет запрещена.
Тот факт, что условия, выставленные МОК, являются дискриминационными, признают даже те, кто ратует за то, что каждый спортсмен должен иметь возможность реализовать свою олимпийскую мечту. И что только сам спортсмен может принять для себя решение – готов ли он оказаться на Играх в олимпийской семье в положении бедного родственника, который даже одеваться так, как он хочет, не сможет (согласно документу с условиями выступления нейтральных атлетов на Олимпиаде, у них должна быть белая или однотонная форма).
Но даже если готов, возникает масса сопутствующих вопросов, на которые ответа пока нет. Например: может ли нейтральный спортсмен после Олимпиады выступать на соревнованиях в России – будь то международные (Игры дружбы) или внутренние? В документах на сайте МОК говорится, что за нарушение условий выступления в Париже атлет может быть наказан и постфактум – вплоть до аннулирования результата. Но конкретики там не написано. А на уточняющие вопросы пресс-служба МОК предлагает… читать документы на сайте МОК. И получается замкнутый круг.
Важна, безусловно, для спортсменов и тема денег, кроме, может быть, теннисистов, которые зарабатывают в профессиональных турах. Остальные финансируются государством, а по условиям МОК это запрещено. Допустим, спортсмен снимется со ставки в Центре спортивной подготовки, съездит на Олимпиаду – а что потом? Он и дальше должен тренироваться за свой счет или все-таки ему будет позволено вернуться в стандартные рамки российской спортивной системы? Ответа тоже нет.
Вот и получается, что на данный момент ни ОКР, ни Минспорт прямой рекомендации российским спортсменам по участию или неучастию в Олимпиаде дать не может. Слишком много неизвестных. А ответственность за сказанное слово высока – ведь на кону не просто карьера атлета в России, но и, как отметил президент ОКР Станислав Поздняков, правовые последствия. Да, опубликованный на данный момент документ, который должен будет подписать каждый участник Олимпиады, ничем не грозит, но вполне возможно, что россиян попросят подписать дополнительные декларации. И вот там уже будет написано то, что на их родине воспримут не как формальность.
Есть и еще одна причина, по которой ОКР не обсуждал вопрос рекомендаций российским спортсменам. "С точки зрения наших юристов и по уставу, ОКР несет ответственность за интересы олимпийской команды России. Нейтральные спортсмены не подпадают под это понятие. Сомневаюсь, что мы будем на официальном уровне обсуждать этот вопрос", - отметил Поздняков после заседания исполкома ОКР.
За невозможность сформулировать подобные рекомендации говорит и здравый смысл. Что может заявить ОКР? "Участвуйте?" При выставленных МОК дискриминационных условиях выступления на Олимпиаде такой совет будет выглядеть странно: национальный олимпийский комитет, который бессрочно отстранен тем же МОК, предлагает своим спортсменам утереться. "Не участвуйте?" Но доподлинно известно, что многих атлетов, желающих поехать на Игры, мотивирует вовсе не желание увидеть Париж, а возможность победить. И, вернувшись, сказать - или даже показать известный жест в адрес Томаса Баха и товарищей – вот вам, выкусите, мы даже при всех этих ваших препонах лучше всех. И неважно, что за это МОК "выпилит" результат из своих анналов. Кого они уже будут волновать?
Стоит обратить внимание и на формулировку того поручения, которое дал президент страны Минспорту и ОКР. А оно звучит не как "рекомендовать" или "не рекомендовать", а "разработать предложения" по поводу участия российских спортсменов в Олимпиаде. И это уже совершенно иная тема. Можно, например, предложить спортсменам внимательно читать те документы, которые они на своем олимпийском пути будут подписывать. Или так: предложить при поиске ответа на вопрос, ехать или нет, думать своей головой. Что, собственно, и придется делать. Не только предложения, но и рекомендации лучше не придумаешь.