Рейтинг@Mail.ru
Гимнастка Ольга Ильина: вместо золотой олимпийской медали у меня золотой опыт - РИА Новости Спорт, 29.02.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гимнастка Ольга Ильина: вместо золотой олимпийской медали у меня золотой опыт

© из личного архива Ольги ИльинойОльга Ильина
Ольга Ильина
Читать в
Победительница первых юношеских Олимпийских игр по художественной гимнастике в групповых упражнениях Ольга Ильина в разговоре с корреспондентом "Р-Спорт" Марией Воробьевой вспоминает, как на пути в кружок по рисованию попала в гимнастический зал, объясняет, почему она никогда не мечтала об олимпийском золоте, и делится впечатлениями от своей новой деятельности – в 19 лет Ильина начала свой путь на тренерском поприще.

Победительница первых юношеских Олимпийских игр по художественной гимнастике в групповых упражнениях Ольга Ильина в разговоре с корреспондентом "Р-Спорт" Марией Воробьевой вспоминает, как на пути в кружок по рисованию попала в гимнастический зал, объясняет, почему она никогда не мечтала об олимпийском золоте, и делится впечатлениями от своей новой деятельности – в 19 лет Ильина начала свой путь на тренерском поприще.

- Оля, вы официально не объявляли о завершении карьеры, а в начале августа находились на сборе в Хорватии. Тренировались там или…?

- Я помогала девочкам готовиться к соревнованиям. Пока я иду по ставке спортсмен-инструктор. То есть сама толком не понимаю, завершила я карьеру или нет. Видимо, мне самой все еще очень хочется, и где-то там наверху мне дают шанс еще чуть-чуть попрыгать (смеется).

- Но ведь в соревнованиях вы участия не принимаете?

- Нет. Но, к примеру, на этапе Кубка мира в Ташкенте случилась такая ситуация – одна из девочек приболела, ее изо всех сил лечили, но на тренировке утром прыгала я, а ее подвозили, можно сказать, к выходу на ковер. Таким вот образом я чуть-чуть спасла команду (улыбается).

- И все-таки выходит, что вы в какой-то момент поняли, что готовы не только тренироваться, но и тренировать. Что натолкнуло на эти мысли?

- Когда у меня началась совсем серьезная карьера в гимнастике, я  рассуждала так – мне платят зарплату, значит, это моя полноценная работа, а не просто развлечение. Это было в 2009 году, после моего первого чемпионата Европы. Я никогда не мечтала и не ставила задачи выиграть Олимпийские игры или стать заслуженным мастером спорта. Мне прос-то нра-ви-лось тре-ни-ро-вать-ся. Мне кажется, я первая гимнастка, которая так говорит. Моей единственной мечтой было попадание в сборную России. Причем не с целью самой тренироваться, а просто посмотреть, как работают девочки на таком уровне, как организован весь этот сложный процесс.

- Так вы уже в том возрасте анализировали все происходящее, а это как раз тренерские наклонности…

- Я не знаю (улыбается). Но я никогда не загадывала, что со мной случится дальше - просто ловила каждый момент. А вокруг меня всегда были замечательные люди, которые учили чему-то важному именно для меня. А может быть даже не для меня, а для тех деток, которых я буду тренировать.

 

Меня загнули в мостик и спросили: "Нравится?"


- Давайте по порядку. Вы говорили, что в гимнастический зал попали, когда шли записываться в кружок рисования. Сами помните эти подробности?

- Если честно, не помню (смеется). Мама рассказывала. Единственное, что сохранилось в памяти, как меня загнули в мостик и спросили: "Нравится?" Я покивала головой и начала заниматься по три раза в неделю. И мой первый тренер Надежда Анатольевна Соломатина дала мне закалку, научила азам. Следующий этап моей гимнастической жизни очень сильно на меня повлиял - я попала к своей любимой Наталье Александровне Абдуллаевой. Она меня тренировала с восьми лет и до самой сборной. Даже когда меня в сборную забрала Татьяна Владиславовна (Сергаева – старший тренер сборной России по групповым упражнениям), Наталья Александровна была рядом.

- Вы сказали, что любили сам процесс. Но гимнастика – это же больно…?!

- Больно (улыбается). Но ведь всем понятно, что без труда ничего не получится. Не хочешь – не терпи.

- На соревнованиях всегда кажется, что гимнастке ничего не стоит сворачивать свое тело в самые несворачиваемые узлы. Растяжка и подготовка своего тела к таким умениям – это самое тяжелое?

- Ой… Я-то вообще была левшей, меня перетянули… Если бы так оставили, не попала бы в сборную. А про сложности скажу так – у каждого они свои. На первых порах меня, например, тренеры даже улыбаться учили, а я этого делать категорически не хотела – очень стеснялась. Наталья Александровна подводила к зеркалу и говорила: "Стой и 10 раз улыбайся. Пока не улыбнешься, прогон делать не пойдешь". Вообще мне кажется, что в любом деле начало и конец – это самое тяжелое. Середина – это, грубо говоря, что-то звездное. Когда ты растянут, когда уже многое знаешь, когда можешь выходить из каких-то сложных ситуаций, все идет по накатанной. Но при этом обязательно нужно уметь падать. Иначе подниматься будет ой как непросто. И это умение как раз в начале пути закладывается. А вот на финишной прямой… Когда ты смотришь на девочек, как они все прыгают, а ты нет – это ужасно сложно.

- Прежде чем вы ушли из гимнастики, ваша мечта все-таки осуществилась – вы попали в основной состав сборной России.

- Да, в 2008 году на чемпионате России я выступала в личных упражнениях. И тогда Татьяна Владиславовна делала отбор на чемпионат Европы 2009 года. Так я и попала в групповые. Правда, на первых порах был небольшой тупизм (смеется). Вообще групповые упражнения сначала могут не понравиться. Мне какое-то время было интересно, а потом надоело. Но вскоре я втянулась и поняла, что групповые упражнения – моя стихия.

 

Раз я не попала на Олимпиаду, значит, так было нужно

 

- И как оно было – тренироваться в сборной и под руководством Сергаевой?

- Это было страшно. Я ее очень боялась (смеется). И не одна я. Татьяна Владиславовна такая внушительная женщина, что-то такое в ней есть - даже если ты видишь, что все хорошо, все равно до смерти боишься. Только когда я перешла во вторую "молодежку", почувствовала себя своей в команде, поняла, что стала опытнее… И тогда коленки перестали трястись.

- Алина Макаренко рассказывала, что за год, предшествующий Олимпиаде в Сингапуре, вы ни разу не уронили предмет ни на одном старте. Сложно было держать такой уровень?

- Главное было не думать об этом. Вообще по моим воспоминаниям, все обстояло так. Спортсменов нужно было вывести на полный автопилот. Сначала шла чистка, отработка программ, мозговая работа. Затем – этап потерь предметов, ошибок, помарок. И третья стадия – включение автопилота. Иногда были просто бросковые тренировки. А еще Татьяна Владиславовна порой нас испытывала – мы вставали на прогон и то, на чем теряли предмет, впоследствии отрабатывали. То есть тупо стояли и делали какую-то одну перебрсоку. Наши слабые места каждый раз менялись, и мы их таким образом искореняли.

- Что в первую очередь вспоминаете при упоминании об Олимпиаде в Сингапуре?

- Сложно сказать… Хотя… Мы же выступали в зале, который переоборудовали после спортивной гимнастики. И когда в утро соревновательного дня зашли в него и увидели, что наш ковер лежит на полутораметровом подиуме… Честно, я испугалась. Сразу подумала – обруч… У меня слабое место был перекат, и я живо представила картину, как теряю предмет и бегу за ним, спрыгнув с ковра, черте куда. Татьяна Владиславовна, кстати, мое смятение быстро раскусила, немного поругала, и я выбросила эти мысли из головы (улыбается).

- Еще одним переломным моментом стал чемпионат мира 2011 года, где вы дебютировали. Понимали тогда, что серебро в многоборье – не тот результат, на который рассчитывали тренеры?

- Да, мы чувствовали, что дело плохо. Ирина Александровна тогда плотно за нас взялась и сделала ряд нововведений. Главный принцип наших упражнений теперь звучал так – никто никого не ждет. То есть в  программы пришла слитность, в них не осталось пустых мест, каждая переброска перетекала в следующее движение. При этом очень ощутимо увеличился темп и, как следствие, все перестали видеть, что, откуда и куда летит. Упражнения делались только на ощущениях. Когда в феврале 2012 года Ирина Александровна вывела нас на домашний этап Гран-при, все сказали - это out of space.

Самые знаменитые воспитанницы Ирины Винер-Усмановой. Фото >>>

- Соперницы были шокированы?

- Не могу сказать, я ведь тогда в команду попала лишь из-за того, что Ксюша Дудкина травмировалась. Я была седьмым номером. Меня вывели из основы в ноябре 2011 года - после чемпионата мира.

- В тот момент сразу поняли, что пролетаете мимо Олимпиады?

- Наверное, нет. Я тогда просто стала работать в два раза больше. К тому же, я знала все партии, так как Ирина Александровна сказала, что я должна быть готова выйти на замену. Не могу сказать, что я сильно тогда расстроилась - думала, что у меня есть второй состав, решила поднимать их. Мне это нравилось, мне хотелось посоревноваться с первым составом. Девочки тоже загорелись моим энтузиазмом, и нам удалось выйти на хороший уровень. Раз я не попала на Олимпиаду, значит, так было нужно.

- Но ведь вы бы могли сейчас быть олимпийской чемпионкой…

- Знаете, вместо золотой олимпийской медали у меня золотой опыт.

 

Когда вернулась с чемпионата мира в Киеве, хотела навсегда забыть гимнастику


- Почему вы остались в гимнастике даже после того, как не попали в Лондон?

- Подумала, что у меня есть шанс попасть на следующую Олимпиаду. Мне тогда тупо хотелось выступать, чувствовать кайф выхода на площадку, видеть реакцию судей, хотелось порадовать народ нашей работой и увидеть тренеров счастливыми. И такой шанс у меня появился. Спустя год после того, как меня вывели из состава, я вернулась в команду. И меня поставили только в один вид – мои любимые ленты.

- По роковому стечению обстоятельств ваше возвращение пришлось как раз на 2013 год, который у многих ассоциируется не с успешной для команды Универсиадой, а с неудачным чемпионатом мира в Киеве…

- Это так… Мы не можем сказать, что тогда произошло. Это было очень тяжело для нас всех – сам по себе старт получился сложным. Готовы мы были абсолютно нормально. Действительно готовы. Мы не боялись ошибиться. Я честно не знаю, что случилось. А после чемпионата мира стало еще тяжелее. Ирина Александровна была очень расстроена. Я не представляю ее состояние, мне было ее очень жалко. Она видела нашу работу и надеялась, что все пройдет хорошо.

- Она ведь тогда говорила, что недоработки самих гимнасток вылились в такой результат…

- Она во всем права, она лучше нас видит… Были какие-то инциденты в команде... Возможно, сказалась сильная усталость. Для меня тоже был шок, что мы так выступили.

- Сколько вы потом продолжали тренироваться?

- До октября. Когда вернулась из Киева, хотела навсегда забыть гимнастику. Мне было тяжело. Я знала, что это был мой последний старт. Ленты мы закончили хорошо, но этого было мало. Я приехала домой и два дня лежала, глядя в одну точку. Маме сказала, что сейчас я точно не пойду в гимнастику. Недели две вот в таком состоянии находилась. А потом позвонила Ирине Александровне, спросила приезжать ли мне на сбор. И она спустя какое-то время дала добро. Но о себе давала знать травма – нога не выдерживала нагрузки. И мое стремление, моя мечта быть в сборной в качестве гимнастки перешла в нечто иное. Рано или поздно мне пришлось бы сделать этот выбор.

- Почему всего через две недели вас потянуло обратно?

- На меня Татьяна Владиславовна повлияла (улыбается). У нас с ней состоялся разговор, и я подумала, что хочу хоть чем-то ей помочь.

 

Первые месяцы в качестве тренера носилась туда-сюда  - и ничего не понимала


- Вы отметили, что начинать любое дело сложно. Сейчас вы в самом начале тренерского пути. Что скажете?

- В общем, сейчас все идет так, что я как бы играющий тренер. Иногда становится тяжело – видишь, что у девочек не получается, а объяснить, чтобы получилось, не можешь (смеется). В таких случаях я первым делом успокаиваюсь и начинаю спрашивать самих гимнасток, что они делают не так. Первые месяцы я носилась туда-сюда и ничего не понимала. А сейчас уже внедрилась. Мне все нравится. Я чувствую себя абсолютно комфортно в качестве тренера. Да и девочки ко мне уже привыкли. Конечно, я пока еще ничего не понимаю, но поскольку нахожусь рядом с Ириной Александровной и Татьяной Владиславовной, стараюсь всему у них учиться. Они очень много мне дали, я им безмерно благодарна и отношусь к ним с большим уважением. И лучшей практики, чем в команде с ними, я нигде не получу.

- Сейчас вы работаете с основным составом?

- На сборе в Хорватии я помогала девочкам, которые числятся запасными. То есть в команде есть четыре основных гимнастки и две в запасе – на разные виды упражнений. Если разрешают, помогаю второму составу.

- Получается, в выступлении сборной России на чемпионате мира в Турции будет и ваша заслуга?

- Что-то совсем маленькое, надеюсь, я внесла (улыбается).

- Наверняка, когда вы сами тренировались, гимнастика была вашей жизнью. Сейчас что-то поменялось?

- Когда я начала серьезно заниматься, гимнастика стала частью меня, а я - ее частью. Я тогда не думала, что еще могу делать. После чемпионата мира в Киеве мое мнение немножко изменилось. Я вообще хотела сменить специализацию и пойти… в юридический (улыбается). Это мне дедушка подсказал. А мама очень хотела, да и сейчас хочет, чтобы я получила медицинское образование. И вот я сидела тогда, думала, размышляла, куда мне лучше пойти, и осталась в художественной гимнастике (смеется).

- Так что же для вас гимнастика сейчас?

- Работа.

- Любимая?

- Любимая (смеется). Хотя… Этот вид спорта до сих пор для меня нечто большее… Пожалуй, гимнастика и сейчас - моя жизнь!

 
 
Матч-центр
 
Матч-центр
Матч-центр
  • Футбол
    29.03 19:30
    Динамо Москва
    Ростов
  • Хоккей
    Завершен
    Металлург Мг
    Спартак Москва
    5
    3
  • Хоккей
    Завершен
    Локомотив
    Авангард
    2
    3
  • Теннис
    Завершен
    А. Зверев
    Ф. Марожан
    67
    35
  • Теннис
    Завершен
    Е. Рыбакина
    В. Азаренко
    607
    466
  • Хоккей
    Завершен
    Торонто
    Вашингтон
    5
    1
  • Хоккей
    Завершен
    Питтсбург
    Коламбус
    3
    2
  • Хоккей
    Завершен
    Миннесота
    Сан-Хосе
    3
    1
  • Теннис
    Завершен
    К. Алькарас
    Г. Димитров
    24
    66
  • Теннис
    Завершен
    Е. Александрова
    Д. Коллинз
    32
    66
  • Хоккей
    Закончен (Б)
    Колорадо
    Рейнджерс
    2
    3
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала