МОСКВА, 19 июн - РИА Новости, Елена Вайцеховская. Во вторник в заключительный день первого тура группового этапа чемпионата мира по футболу сборная Польши на московском стадионе "Спартак" уступила команде Сенегала – 1:2.
Не выиграть, так подраться
Ажиотаж вокруг вторничного матча был заметно слабее, чем в день первой игры, когда сборная Аргентины на той же самой арене встречалась со сборной Исландии. Это и понятно: болельщики самых разных стран рвались использовать возможность своими глазами посмотреть на Лео Месси, как неделей ранее публика рвалась на тренировки аргентинцев в подмосковных Бронницах.
Ни у Польши, ни у Сенегала игроков подобного масштаба не имелось, зато уже на подходе к стадиону становилось понятно, как он должен выглядеть в дни домашних спартаковских игр: насколько хватало глаз, все радовало глаз красно-белыми переливами. Возможно, где-то и бились косяки сенегальских болельщиков, но визуально это никак не определялось. И сразу напрашивалась мысль: не предложить ли спартаковскому руководству брать польских "тиффози" в аренду на то время, что в России продолжается футбольный сезон? Окружающую действительность они точно не испортили бы.
Вопреки собственной репутации отчаянных скандалистов и драчунов, польские фанаты вели себя на редкость миролюбиво и даже сонно. Если где просматривалась агрессия, так это в медиа-центре – слишком компактном, чтобы всем хватало мест, а оттого провоцирующим на стычки и междоусобицы в борьбе за внезапно освобождающиеся стулья.
На экраны телевизоров в ожидании матча с участием своей команды поляки смотрели неодобрительно: там Япония рвала в клочья колумбийцев. Возможно, гости мысленно проецировали увиденное на сценарий предстоящего матча: Япония стала далеко не первой командой, кто сумел прилюдно выпотрошить фаворита, Сенегал же еще до чемпионата мира называли самой большой загадкой турнира. Африканской жемчужиной. А жемчуг, как известно, штука такая – крепкая. Как тут можно не опасаться?
По мере того, как трибуны заполнялись, менялось их звуковое оформление. Боевая песня, что все более и более слажено неслась с трибун, заставляла вспомнить одно из названий польской футбольной торсиды: солдаты легиона. Понятно, что в этом контексте речь обычно идет о болельщиках "Легии", но чемпионат мира – то самое время, когда топоры клубных пристрастий зарываются в землю. А вот тот факт, что "легиофаны" не так давно избили собственных футболистов за поражение от "Леха", стоило держать в голове просто для понимания, чего можно ждать в Тушине в том случае, если в первом из своих матчей Польша потерпит поражение.
Левандовский +10
Летопись российской эстрады хранит историю, как однажды на гастроли в какой-то из российских городов в одном самолете летели Николай Басков и Максим Галкин. Певец долго прихорашивался перед тем, как ступить на трап, поправлял фирменную прическу и, наконец, надев белоснежный плащ и рабочую улыбку вышел из самолета. Внизу у трапа так же солнечно улыбаясь стояла девушка с табличкой: "Галкин +1".
Примерно так же для многих выгладит сборная Польши. В ней есть Роберт Левандовский и остальные.
Нападающего мюнхенской "Баварии" последние семь лет бессменно признают лучшим футболистом страны, а семь лет в футболе это целая жизнь. Одно из достижений польского форварда возможно не будет перекрыто никогда: 22 сентября 2015 года, выйдя на замену во втором тайме матча против "Вольфсбурга", Левандовский забил пять голов за девять (!!!) минут. За жизнью Роберта и его супруги Анны (черный пояс профессионального карате) следит каждый второй, называя их не иначе как "польскими Бекхэмами". А в городке Кузня-Рациборская даже появилась улица, названная в честь Роберта.
Поляки шутят, что если Левандовский когда-нибудь задумается о президентском кресле, поддержка нации ему обеспечена. С другой стороны, мир на примере Лионеля Месси уже успел увидеть, насколько беспомощным может оказаться тот, на кого возлагаются главные надежды. Так что виртуальное президентское будущее игрока вполне может оказаться в прямой зависимости от исхода выступления Польши на чемпионате мира.
Первая дуэль
Интрига матча подогревалась еще и тем, что две команды никогда еще не играли друг против друга, и выяснять, кто на что способен, им предстояло по ходу спектакля. Польша не играла на мировых первенствах 12 лет, Сенегал – 16.
Группу Н с единственным фаворитом в лице сборной Колумбии вообще, наверное, можно было бы не рассматривать всерьез, если бы не результат чуть более раннего, нежели польско-сенегальский, вторничного матча, в котором колумбийцы проиграли Японии. Это повергло в пучины безудержной радости японских болельщиков, и серьезно озадачило работающую с командой российскую техническую "обслугу" ("думали, три раза по 90 минут, и можно будет отправляться в отпуск, а тут вон оно как складывается…").
Первые пять дней чемпионата с целым рядом неожиданных, чтобы не сказать ошеломляющих результатов, психологически раскрепостил многих новичков большой футбольной игры. Каждый из них мысленно наверняка задавал себе вопрос: чем я хуже? Журналисты мрачно шутили, что чемпионат, если признанным фаворитам типа Аргентины, Бразилии, Испании и Германии не удастся выйти из своих групп, можно будет закрывать за бессмысленностью.
На поле в первом тайме шла абсолютно равная борьба, причем десятка игроков сборной Сенегала выглядела в каких-то моментах заметно резвее поляков. Возникало ощущение, что игра станет первой безголевой ничьей чемпионата: за первые 35 минут на поле не возникло ни одного опасного момента. Впрочем, на этот счет много лет назад хорошо высказался легендарный спартаковский тренер Олег Романцев, заметив, что хотя счет в футболе и важен, истинные футбольные гурманы получают удовольствие совсем от другого, в то время как обилие голов означает, что у команд ни к черту не годится оборона.
Поживиться футбольным гурманам было, тем не менее, нечем. Матч, несмотря на добротный крепкий уровень игроков обеих команд уверенно шел на номинацию самой скучной игры первого круга.
Гол, забитый на 38-й минуте, получился нелепым: полузащитник сенегальцев Идрисса Гуйе не слишком сильно пробил с дальней дистанции, и мяч, срикошетив от Тиаго Сионека, автоголом ушел в польские ворота.
Второй тайм начался заметно агрессивнее. На первых минутах Ян Беднарек, заменивший Якуба Блащиковского, врезался головой в Юссуфа Сабали и довольно долго приходил в себя на газоне. На 49-й желтую карточку получил Салиф Сане. На 59-й помощь врачей потребовалась Ньянгу - игрок сильно хромая уже было отправился в сопровождении врачей к бровке, но вдруг вернулся. И в ту же секунду, перехватив мяч, с такой скоростью понесся к воротам Войцеха Щенсного, словно по полю бежало не порядком побитое тело сенегальца, а его пылающая душа – 2:0.
Момент стал украшением матча. Сенегальским болельщикам точно следовало порадоваться, что имеющий двойное гражданство футболист предпочел год назад выступать за историческую родину, а не за Францию, в которой был заигран на уровне молодежной сборной.
Чем больше старались поляки, тем хуже у них получалось. Команда реально билась, стараясь повернуть в свою пользу малейшую возможность атаковать, и на 86-й минуте усилия обернулись успехом: Гжегож Крыховяк головой "занес" мяч в ворота.
Притихший было стадион, на котором вновь, как и во время матча исландцев с аргентинцами был аншлаг (44190 зрителей), взревел, и игра заискрилась новыми красками. Четыре минуты, добавленные арбитром, теоретически могли бы дать полякам возможность сравнять счет, но ни одного опасного момента больше создать не удалось.