https://rsport.ria.ru/20231104/protopopov-1907507066.html
Объявили предателем и лишили всего: почему Протопопов бежал из страны
Объявили предателем и лишили всего: почему Протопопов бежал из страны - РИА Новости Спорт, 04.11.2023
Объявили предателем и лишили всего: почему Протопопов бежал из страны
В многочисленных комментариях на смерть двукратного олимпийского чемпиона более всего поразило огромное количество несправедливых обвинений Олега Протопопова в... РИА Новости Спорт, 04.11.2023
2023-11-04T22:34
2023-11-04T22:34
2023-11-04T22:37
фигурное катание
олег протопопов
людмила белоусова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/12/1803172427_0:0:3000:1688_1920x0_80_0_0_96978d21bc1e405083e1246428b7abaf.jpg
В многочисленных комментариях на смерть двукратного олимпийского чемпиона более всего поразило огромное количество несправедливых обвинений Олега Протопопова в предательстве. Досталось даже тем, кто сообщил о печальном событии и о вкладе прославленных советских спортсменов в развитие фигурного катания. Мол, зачем пишите о предателе родины?И это говорится о человеке, который прожил в Ленинграде самые страшные первые месяцы блокады и был на волосок от смерти. В начале 50-х уже проявивший себя на соревнованиях ленинградский фигурист был призван на флот. Проходил службу сначала в Североморске, а затем в Губе Грязной, не имея даже возможности тренироваться. Его первый тренер Иван Богоявленский добился перевода в Ленинград. "В родном городе меня определили в боцманскую команду дивизии строящихся кораблей, - вспоминал Протопопов. - Служба была не сахар, но зато раз в неделю давали увольнительную, и можно было использовать это время для тренировок".Естественно, никакие секреты советского ВМФ, оказавшись на Западе, бывший матрос Протопопов ни швейцарским, ни американским спецслужбам не продавал. Да и врагом советского режима, как и диссидентом в традиционном понимании этого слова, не был. Он вообще жил в удивительной стране, можно даже сказать - на планете фигурного катания. Неважно, какие города были вокруг, советский Ленинград или швейцарский Гриндельвальд, Нью-Йорк или Токио. В жизни Протопопова были только лед, коньки, а еще партнерша, супруга и муза Людмила Белоусова.Двукратный олимпийский чемпион в начале 70-х безуспешно пытался доказать свое право творить на льду, не обращая внимания на планы ЦК КПСС по выполнению заданий очередной пятилетки. Как рассказал в одном из давних интервью сам Протопопов, до 1973 года они с Людмилой бились на всех соревнованиях и, лишь окончательно убедившись, что существующую в советском спорте систему не сломать, ушли в Ленинградский балет на льду."Мы записались на прием к будущему архитектору перестройки Александру Яковлеву, - рассказал в интервью во время чемпионата Европы-2002 в Лозанне Протопопов. - Он тогда ведал агитацией и пропагандой в ЦК КПСС. Будущий лидер горбачевской эпохи 40 минут продержал у входа, не пустив даже в приемную".Правда, потом у двукратных олимпийских чемпионов состоялся разговор с отвечавшим в ЦК КПСС за спорт Борисом Горбачевым и тогдашним председателем Федерации фигурного катания СССР Анной Синилкиной. Они предложили торжественные проводы на тренерскую работу, напирали на то, что нужно разивать артистическое направление у спортивных пар.Белоусова и, по большей части, Протопопов стали возражать: зачем нужно уходить, если их выступления приносят радость публике, а сами они могут кататься? "Да и вообще, почему нам кто-то должен был диктовать, как жить?" - возмущался, даже спустя много лет, Протопопов.В Ленинградском балете на льду у прославленных чемпионов тоже возникли проблемы. "Вы спортсмены, а нам нужны артисты", - прямо заявляли им. Даже ставки им пробивала тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева. Она вообще настоятельно советовала переехать в Москву, но Олег никуда не хотел уезжать из родного города, где пережил тяжелейшие блокадные дни."Шесть лет мы катались инкогнито, - вспоминал Протопопов. - Наши фамилии стояли на афишах среди артистов кордебалета. И это при том, что был сольный номер, который публика заставляла исполнять "на бис" по пять-шесть раз. Тогдашний художественный руководитель балета на льду Адольф Хамзин открыто говорил, что не позволит устраивать сольный концерт в своем театре".У Протопопова была намного опередившая свое время идея увеличить сценическую площадку и создать первый в мире классический балет на льду. Труппа решительно выступила против. Как рассказывал Протопопов, до него доходили закулисные разговоры. Мол, в случае утверждения двукратного олимпийского чемпиона художественным руководителем балета на льду работать придется в десять раз больше при той же зарплате.Мысль об отъезде у советских чемпионов возникла, когда Олегу было 47, а Миле - 44. Им постоянно намекали, что и с балетом пора заканчивать. Возникали проблемы с зарубежным гастролями, которые тогда были для советских спортсменов и советских артистов большой отдушиной. Уехать помог случай."Ленинградский балет на льду пригласили на гастроли в Бразилию, где нужно было выступать на маленьких площадках, - вспоминал Протопопов. - У нас не было в репертуаре такого номера, а бразильский импрессарио заявил: "Без Белоусовой и Протопопова даже браться за организацию гастролей не буду". Тогда и договорились с руководством, что в свой отпуск уедем в Швейцарию и подготовим специальный номер для бразильских гастролей. В Ленинград уже не вернулись".Для тех, кто помнит 70-е в Ленинграде, нет сомнений в том, что компетентные органы, безусловно, были в курсе планов фигуристов. Незадолго до отъезда якобы для подготовки номера они продали "Волгу" и многие ценные вещи. Зато в багаж Людмила упаковала свою швейную машинку, на которой шила костюмы для выступлений. Если бы партия и правительство были заинтересованы в том, чтобы гордость советского спорта и советского искусства оставались в родной стране, ни о какой "командировке" в Швейцарию и речи бы не возникло.Нельзя говорить и о том, что бегство за "железный занавес" было продиктовано желанием зарабатывать бешеные деньги. "Для нас этот вопрос никогда не был главным, - утверждал Протопопов. - В качестве солистов балета на льду во время зарубежных гастролей мы получали по десять долларов в сутки. Как-то раз разговорился с соседом по дому, знаментым оперным певцом Борисом Штокаловым. Он рассказал, что спел в Хельсинки партию Бориса Годунова и получил за это те же десять долларов. За огромный спектакль, идущий более трех часов! А нам за пять минут пребывания на льду такие деньги платили".У Олега и Людмилы не было ни детей, ни учеников, ни близких друзей. Только фигурное катание и любовь, которую они пронесли через всю жизнь. Да еще огромное количество поклонников во всем мире, которое, увы, таяло с каждым годом. Среди своих программ, которых за годы в спорте и балете было множество, Белоусова и Протопопов выделяли одну. С номером "Смейся, паяц!" они завершали любительскую карьеру и начинали профессиональную.Как подчеркивал Протопопов, это был своеобразный протест против системы, в которой человек мог смеяться или рыдать, но ничего не мог изменить. "Весьма несведущие в музыке руководители Ленинградского балета на льду объявляли его как "Смейтесь, паяцы!" Это воспринималось в какой-то степени символично".Когда не стало Советского Союза, Белоусова и Протопопов очень долго не приезжали в родной город. Да и вообще в Россию. Их туда просто никто не звал. Первым позвал в 2003 году возглавлявший тогда спортивное министерство Вячеслав Фетисов. "Чувствуется, что это наш коллега, двукратный олимпийский чемпион! - с теплотой говорил об этом Протопопов. - Почувствовал это, еще когда он прислал поздравительную телеграмму к 70-летию. Первый раз за 48-летнюю карьеру получил поздравление от министра спорта".Белоусова и Протопопов не раз говорили о том, что, живя в Швейцарии, следят за жизнью в России. Только они не собирались менять свой привычный мир, в котором было только фигурное катание, на новую реальность, к которой в достаточно почтенном возрасте сложно привыкнуть. Можно говорить о непростом характере Протопопова, о его удивительном умении резать правду-матку в глаза руководству, но называть легенду отечественного фигурного катания предателем могут только те, кто либо не понимает значения этого слова, либо не знает ничего о жизни Протопопова.С таким же успехом можно потребовать изъятия из библиотек книг нобелевского лауреата Ивана Бунина и запрета на исполнения в филармонических залах и использования в программах фигуристов музыки Сергея Рахманинова. Давайте просто отдадим дань уважения великому спортсмену и найдем достойные слова для его проводов.
https://rsport.ria.ru/20231104/protopopov-1907384347.html
https://rsport.ria.ru/20220718/protopopov-1803095296.html
РИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
Борис Ходоровский
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/1e/1766183832_0:72:450:522_100x100_80_0_0_9ee518cdf73116aebc4ef8fa3d4045a1.jpg
Борис Ходоровский
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/1e/1766183832_0:72:450:522_100x100_80_0_0_9ee518cdf73116aebc4ef8fa3d4045a1.jpg
Новости
ru-RU
https://rsport.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/12/1803172427_233:0:2900:2000_1920x0_80_0_0_1e6dc5c532b697508db639d90cd3324d.jpgРИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Борис Ходоровский
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/1e/1766183832_0:72:450:522_100x100_80_0_0_9ee518cdf73116aebc4ef8fa3d4045a1.jpg
олег протопопов, людмила белоусова
Фигурное катание, Олег Протопопов, Людмила Белоусова
В многочисленных комментариях на смерть двукратного олимпийского чемпиона более всего поразило огромное количество несправедливых обвинений Олега Протопопова в предательстве. Досталось даже тем, кто сообщил о печальном событии и о вкладе прославленных советских спортсменов в развитие фигурного катания. Мол, зачем пишите о предателе родины?
И это говорится о человеке, который прожил в Ленинграде самые страшные первые месяцы блокады и был на волосок от смерти. В начале 50-х уже проявивший себя на соревнованиях ленинградский фигурист был призван на флот. Проходил службу сначала в Североморске, а затем в Губе Грязной, не имея даже возможности тренироваться. Его первый тренер Иван Богоявленский добился перевода в Ленинград. "В родном городе меня определили в боцманскую команду дивизии строящихся кораблей, - вспоминал Протопопов. - Служба была не сахар, но зато раз в неделю давали увольнительную, и можно было использовать это время для тренировок".
Естественно, никакие секреты советского ВМФ, оказавшись на Западе, бывший матрос Протопопов ни швейцарским, ни американским спецслужбам не продавал. Да и врагом советского режима, как и диссидентом в традиционном понимании этого слова, не был. Он вообще жил в удивительной стране, можно даже сказать - на планете фигурного катания. Неважно, какие города были вокруг, советский Ленинград или швейцарский Гриндельвальд, Нью-Йорк или Токио. В жизни Протопопова были только лед, коньки, а еще партнерша, супруга и муза
Людмила Белоусова.
Двукратный олимпийский чемпион в начале 70-х безуспешно пытался доказать свое право творить на льду, не обращая внимания на планы ЦК КПСС по выполнению заданий очередной пятилетки. Как рассказал в одном из давних интервью сам Протопопов, до 1973 года они с Людмилой бились на всех соревнованиях и, лишь окончательно убедившись, что существующую в советском спорте систему не сломать, ушли в Ленинградский балет на льду.
«
"Мы записались на прием к будущему архитектору перестройки Александру Яковлеву, - рассказал в интервью во время чемпионата Европы-2002 в Лозанне Протопопов. - Он тогда ведал агитацией и пропагандой в ЦК КПСС. Будущий лидер горбачевской эпохи 40 минут продержал у входа, не пустив даже в приемную".
Правда, потом у двукратных олимпийских чемпионов состоялся разговор с отвечавшим в ЦК КПСС за спорт Борисом Горбачевым и тогдашним председателем Федерации фигурного катания СССР Анной Синилкиной. Они предложили торжественные проводы на тренерскую работу, напирали на то, что нужно разивать артистическое направление у спортивных пар.
Белоусова и, по большей части, Протопопов стали возражать: зачем нужно уходить, если их выступления приносят радость публике, а сами они могут кататься? "Да и вообще, почему нам кто-то должен был диктовать, как жить?" - возмущался, даже спустя много лет, Протопопов.
В Ленинградском балете на льду у прославленных чемпионов тоже возникли проблемы. "Вы спортсмены, а нам нужны артисты", - прямо заявляли им. Даже ставки им пробивала тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева. Она вообще настоятельно советовала переехать в Москву, но Олег никуда не хотел уезжать из родного города, где пережил тяжелейшие блокадные дни.
«
"Шесть лет мы катались инкогнито, - вспоминал Протопопов. - Наши фамилии стояли на афишах среди артистов кордебалета. И это при том, что был сольный номер, который публика заставляла исполнять "на бис" по пять-шесть раз. Тогдашний художественный руководитель балета на льду Адольф Хамзин открыто говорил, что не позволит устраивать сольный концерт в своем театре".
У Протопопова была намного опередившая свое время идея увеличить сценическую площадку и создать первый в мире классический балет на льду. Труппа решительно выступила против. Как рассказывал Протопопов, до него доходили закулисные разговоры. Мол, в случае утверждения двукратного олимпийского чемпиона художественным руководителем балета на льду работать придется в десять раз больше при той же зарплате.
Мысль об отъезде у советских чемпионов возникла, когда Олегу было 47, а Миле - 44. Им постоянно намекали, что и с балетом пора заканчивать. Возникали проблемы с зарубежным гастролями, которые тогда были для советских спортсменов и советских артистов большой отдушиной. Уехать помог случай.
«
"Ленинградский балет на льду пригласили на гастроли в Бразилию, где нужно было выступать на маленьких площадках, - вспоминал Протопопов. - У нас не было в репертуаре такого номера, а бразильский импрессарио заявил: "Без Белоусовой и Протопопова даже браться за организацию гастролей не буду". Тогда и договорились с руководством, что в свой отпуск уедем в Швейцарию и подготовим специальный номер для бразильских гастролей. В Ленинград уже не вернулись".
Для тех, кто помнит 70-е в Ленинграде, нет сомнений в том, что компетентные органы, безусловно, были в курсе планов фигуристов. Незадолго до отъезда якобы для подготовки номера они продали "Волгу" и многие ценные вещи. Зато в багаж Людмила упаковала свою швейную машинку, на которой шила костюмы для выступлений. Если бы партия и правительство были заинтересованы в том, чтобы гордость советского спорта и советского искусства оставались в родной стране, ни о какой "командировке" в Швейцарию и речи бы не возникло.
Нельзя говорить и о том, что бегство за "железный занавес" было продиктовано желанием зарабатывать бешеные деньги. "Для нас этот вопрос никогда не был главным, - утверждал Протопопов. - В качестве солистов балета на льду во время зарубежных гастролей мы получали по десять долларов в сутки. Как-то раз разговорился с соседом по дому, знаментым оперным певцом Борисом Штокаловым. Он рассказал, что спел в Хельсинки партию
Бориса Годунова и получил за это те же десять долларов. За огромный спектакль, идущий более трех часов! А нам за пять минут пребывания на льду такие деньги платили".
У Олега и Людмилы не было ни детей, ни учеников, ни близких друзей. Только фигурное катание и любовь, которую они пронесли через всю жизнь. Да еще огромное количество поклонников во всем мире, которое, увы, таяло с каждым годом. Среди своих программ, которых за годы в спорте и балете было множество, Белоусова и Протопопов выделяли одну. С номером "Смейся, паяц!" они завершали любительскую карьеру и начинали профессиональную.
Как подчеркивал Протопопов, это был своеобразный протест против системы, в которой человек мог смеяться или рыдать, но ничего не мог изменить. "Весьма несведущие в музыке руководители Ленинградского балета на льду объявляли его как "Смейтесь, паяцы!" Это воспринималось в какой-то степени символично".
Когда не стало Советского Союза, Белоусова и Протопопов очень долго не приезжали в родной город. Да и вообще в Россию. Их туда просто никто не звал. Первым позвал в 2003 году возглавлявший тогда спортивное министерство
Вячеслав Фетисов. "Чувствуется, что это наш коллега, двукратный олимпийский чемпион! - с теплотой говорил об этом Протопопов. - Почувствовал это, еще когда он прислал поздравительную телеграмму к 70-летию. Первый раз за 48-летнюю карьеру получил поздравление от министра спорта".
Белоусова и Протопопов не раз говорили о том, что, живя в Швейцарии, следят за жизнью в России. Только они не собирались менять свой привычный мир, в котором было только фигурное катание, на новую реальность, к которой в достаточно почтенном возрасте сложно привыкнуть. Можно говорить о непростом характере Протопопова, о его удивительном умении резать правду-матку в глаза руководству, но называть легенду отечественного фигурного катания предателем могут только те, кто либо не понимает значения этого слова, либо не знает ничего о жизни Протопопова.
С таким же успехом можно потребовать изъятия из библиотек книг нобелевского лауреата
Ивана Бунина и запрета на исполнения в филармонических залах и использования в программах фигуристов музыки
Сергея Рахманинова. Давайте просто отдадим дань уважения великому спортсмену и найдем достойные слова для его проводов.