Пилот "КАМАЗ-мастер" Эдуард Николаев: такой сложный "Дакар" мне по душе!

Читать на сайте rsport.ria.ru

Победитель ралли-рейда "Дакар"-2018, пилот команды "КАМАЗ-мастер" Эдуард Николаев в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Олегу Богатову поделился впечатлениями от своей третьей победы, рассказал о силе конкурентов и поломках машины, мастерстве и самоотдаче механиков и слаженной работе коллектива на протяжении двух недель гонки.

- Эдуард, насколько сложной для вас оказалась прошедшая гонка? И как тяжело вам, действующему победителю "Дакара", далось отстаивание титула?

- Действительно, мне прошлось очень непросто. Но, наверное, мне немного повезло, поскольку у меня такой опыт уже был. Наш экипаж победил на гонке "Дакар" в 2013 году, и в 2014-м мне надо было защищать титул. И знание того опыта мне помогло выиграть сейчас. И, конечно, мне помогли опыт и дух нашего руководителя команды, семикратного победителя "Дакара" Владимира Геннадьевича Чагина. И вот он - результат.

- Когда вам тяжелее давалась защита титула - в 2014 году или сейчас?

- В этом году мне пришлось заметно труднее, поскольку накал борьбы был очень высок. В первой части гонки мы лидировали и отрыв был приличным. Но потом он стал сокращаться, потому что стали, к сожалению, происходить какие-то поломки. И стал подкатывать ближайший соперник (аргентинец Федерико Вильягра), который почувствовал, что может настичь нас. И из этой непростой ситуации надо было выйти победителем. Потому что разрыв сократился до одной секунды и предстоял решающий спецучасток.

 

Радует, что "Дакар" вернулся к своим истокам


- Бытует мнение, что маршрут "Дакара" в этом году был похож на тот "Дакар", с которого он начинался - по напряжению и по сложности трассы. Это действительно так?

- Все верно. Многие говорят, что "Дакар" именно вернулся к своим истокам, когда проходил в Африке, - тот сложный, тот марафонский "Дакар", когда участки по своей протяженности затрагивали и темное время суток. В этом году мы тоже с этим столкнулись - неожиданно, но организаторы приготовили сюрприз, один из специальных участков проходил вообще поздней ночью. А другие - в сумерках.

- Вы за такой "Дакар"?

- Да, я за такой сложный "Дакар", он мне по душе (с улыбкой).

- А "КАМАЗ-мастер" готов к соперничеству с ведущими производителями в более сложных условиях?

- Если даже в каких-то моментах мы немного и недотягиваем, то в этом году мы сделаем все необходимое для того, чтобы находиться с нашими соперниками на одном уровне.

 

Вылетали и редуктор, и сцепление


- Когда на первых пяти этапах лидеры во всех категориях сходили один за другим, это добавляло вам напряжения? Не допускали, что такая же участь может коснуться и вашего экипажа?

- А подобная участь и нас постигала, но мы находили возможность все же не сойти с дистанции, а добраться до финиша. Это нам и помогало выходить из нестандартных ситуаций. Потому что когда я услышал грохот переднего редуктора, я понимал - такая же причина у нас была на гонке "Шелковый путь", и мы тогда сошли. А теперь мне помог механик, который вовремя подсказал, что и как нужно сделать. Чтобы хотя бы на сломанном редукторе доехать до финиша.

И когда на предпоследнем, решающем этапе вышло из строя сцепление... Да, оно работало, но с трудом - и передачу приходилось держать несколько секунд, для того чтобы оно вошло именно в нужную передачу. Потому что сцепление было уже почти сгоревшим. Именно из-за сложности трассы, на которой было тяжело и людям, и автомобилям.

- По титулованному голландцу Жерару де Рою случайно не скучали, все-таки самого привычного соперника не было?

- Нет, мы о его отсутствии даже не задумывались. Потому что конкуренция была такой сильной, что я даже могу отметить, не в обиду де Рою, - Вильягра на каких-то участках едет быстрее, чем Жерар.

- А вы предполагали до старта гонки, что именно аргентинец будет вашим главным конкурентом?

- Да, я ожидал. И это было основано на предыдущих ралли "Дакар", потому что я видел, как он прогрессирует, и примерно знал, на каких этапах он едет быстро. И ждал эти спецучастки, чтобы выжать максимум из себя.

- То, что последние участки проходили по его родной стране, давало Вильягре определенное преимущество?

- Все так думали, но на самом деле не дало (смеется).

 

Аргентинец поймет, что поступил неспортивно


- Как вы оцениваете ситуацию с дозаправкой Вильягры в неположенном месте на 12-м этапе? Не показалось, что помимо чистого соперничества на трассе есть и другие факторы, которые могут помешать вам победить и сыграть на руку сопернику?

- Когда этот случай был замечен, наша команда не оставила его без внимания и подала апелляцию. Но не для того, чтобы его дисквалифицировать и снять с дистанции. Потому что все участники в тот день были в равных условиях, все стартовали с большим количеством топлива, а он решил всех немножко "обойти".

Все знают по гонкам "Формулы-1", что значит ехать с меньшим количеством топлива. Такая же разница и в ралли-рейдах - идти с полным баком горючего или с половиной. Это было не совсем по-спортивному. И он как спортсмен, наверное, потом понял это. Но нам в тот момент было обидно. Но даже с полным баком мы доказали, что мы быстрее.

- При этом экипаж Антона Шибалова в спорной ситуации же сняли. Это справедливо?

- Наш экипаж сняли, но это произошло из-за того, что у Антона возникла проблема - вышла из строя топливная трубка высокого давления и автомобиль загорелся. Ребята столкнулись с такими суровыми условиями и сделали все, чтобы спасти машину. И слава богу, что им это удалось - мы могли ее потерять. Они затратили очень много времени, и им не удалось проехать вторую часть маршрута, они не собрали большее количество точек. На самом деле это и стало причиной недопуска экипажа к старту на следующий день.

- А когда Вильягра снялся с гонки, вы почувствовали какое-то облегчение? Появилась уверенность в том, что победа уже никуда не уйдет?

- Нет, на самом деле нет. Стало немного спокойнее от того, что это был основной соперник, а остальные находились в трех часах отставания от нас. Но при этом не выходило из головы понимание того, что технике уже настолько досталось, что любой узел в любой момент может внезапно выйти из строя.

- Что для вас было наиболее сложно - пройти полностью "Дакар" или справиться с внезапными поломками, которые поджидали вас, можно сказать, на каждом шагу?

- А пройти полностью "Дакар" - это и есть все. Это и поломки, и навигация, и слаженность работы команды. Это единый механизм, который работает на протяжении двух недель.

- Механики команды отработали на 100% или можно сказать, что на двести?

- На 200%. Ребята просто молодцы, у них в этом году было столько бессонных ночей. И хорошо, что они справились с задачей - конечно же, большое им всем спасибо. Потому что ребята сделали максимум. Мы делали все, что могли, на трассе, а они - максимум ночью на биваке.

 

Задача на "Шелковый путь" - тестирование капотника


- Какие задачи будет ставить трехкратный победитель "Дакара" на следующей гонке - "Шелковом пути"? Вы поедете на обычном грузовике или все же выйдете на старт на капотнике?

- "Шелковый путь" для нас в большей степени является показателем результативности нашей техники и подготовки наших экипажей. Тем не менее эта гонка дает нам возможность оценить какие-то наработки и новые модификации, которые мы уже планируем применить на следующем "Дакаре". Это большая тестовая гонка, как я ее называю.

Конечно, в планах нашего экипажа - пилотирование автомобиля капотной компоновки, который мы все-таки планируем на "Дакар". Потому что мы видим, что капотники, конечно, очень прогрессируют, и есть участки трасс, на которых их просто не догнать на безкапотном автомобиле.

- Банк ВТБ выступает уже несколько лет генеральным спонсором команды "КАМАЗ-мастер". Насколько в вашем технически сложном виде спорта важна поддержка такого солидного спонсора?

- Конечно же, поддержка спонсоров очень важна, потому что мы все знаем, что автомобильный спорт очень дорогостоящий. И техника не стоит на месте, всегда нужно испытывать какие-то новые узлы и агрегаты - к примеру, мы сейчас испытывали колеса, а это очень большой объем работы. Очень много новинок, которые хотелось бы попробовать и применить. И в течение всего года нам нужны соревнования и тесты. Ведь пилоту для того, чтобы быстро ехать, надо ездить постоянно, а не только от "Дакара" до "Дакара" - как и в любом виде спорта. А это все – серьезная финансовая поддержка, поэтому большое спасибо за оказываемую поддержку!

Обсудить
Рекомендуем