Когда русский становится не родным…

Читать на сайте rsport.ria.ru

Когда показывают, как идет работа внутри экипажа на ралли, многие думают: что за околесицу несет штурман, что из этого понимает пилот и что все это значит? Вроде говорит по-русски, а ничего непонятно. Как разобраться в "иностранном" русском, что значит "штаны направо" и чем язык ралли-рейдов отличается от раллийного, читайте в блоге Анны Завершинской.

Когда ты в гоночной машине один, то можешь разговаривать хоть на языке народов Западной Новой Гвинеи – сам с собой всегда договоришься. Но в экипаже важно, чтобы пилот и штурман общались на одном языке. И я не про родной язык, а про язык спортивный. Автомобиль несется по трассе на скорости под двести, а штурман четко и кратко говорит пилоту когда и куда поворачивать. Бывает, что пилот и штурман разных национальностей, но в машине они говорят на одном языке - раллийном.

В целом, язык несложный – всего пара десятков терминов, из которых, как из букв, составляется дорожная книга и стенограмма. Дорожная книга – это описание дороги в виде схематичного изображения основных позиций от организаторов. Книга выдается экипажам прямо перед гонкой. Похоже на хорошо всем знакомый навигатор: через 3 км поверните направо, через 5 км поверните налево.

Стенограмма – это уже творчество пилота. На ознакомлении перед ралли пилот и штурман на обычной машине проезжают трассу и делают детальную запись всех спецучастков. Нужно прописать каждый поворот, расстояние между ними и важные особенности. Например, что в этом повороте обязательно держаться внутри, а после вот этого перегиба дороги автомобиль полетит. 

В ралли язык четкий и сухой. Записанную стенограмму в гонке читает штурман – пилот исполняет. Каждый поворот имеет свою градацию – от 1 до 7 и уточнения, например, "длинный", "быстрый", "выход широко". Между поворотами точное расстояние в метрах – 10, 20, 50, 100, 150. Обязательно указываются перегибы, за которыми не видно дороги. Их пилоты называют по-разному "трамплин", "горка", "вал", "бров", но смысл один.

В автоспорте есть две похожие, но принципиально разные дисциплины: ралли и ралли-рейды. Ралли – это когда легковые автомобили мчатся по дорогам общего пользования. И штурман читает пилоту записанную накануне стенограмму. То есть едут по дороге, которую уже видели. Наверное, многие знают аббревиатуру WRC. Расшифровывается как World Rally Championship или чемпионат мира по ралли.

Ралли-рейды – это, в основном, бездорожье и пустыни, поэтому машины – либо внедорожники, либо грузовики. Самый известный ралли-рейд – Дакар, самая известная российская команда – КАМАЗ. В ралли-рейдах у экипажа нет стенограммы, пользоваться можно только Дорожной книгой, которую составили организаторы. И задача немного другая – нужно проехать не только быстро, но и правильно, не заплутать в песках среди высоких дюн. И всю гонку штурман переводит схемы-картинки в слова, чтобы рассказать пилоту дорогу. Какие только слова не придумывают: левая зига, штаны налево, тупик направо, яма три, вторая дыра налево.

В эти выходные в Республике Карелия состоялся первый этап чемпионата мира по бахам "Северный лес". Баха – это маленький ралли-рейд. Всего три дня вместо недели и 500 километров вместо 2000.

На эту гонку меня пригласили в экипаж к Дмитрию Воронову. Дмитрий – двукратный чемпион России по ралли, а, значит, привык ездить по "знакомой" дороге под стенограмму, которую сам написал. "Северный лес" стал для него дебютом в ралли-рейдах. Передо мной стояла задача постараться перевести схемы-картинки, полученные от организаторов, не в "зиги" и "штаны с дырами", которые любят рейдовики, а на понятный для Димы раллийный язык "Правый четыре, Левый пять".

С этой задачей мы справились, а в дополнение смогли применить фирменное оружие раллистов, выступающих в ралли-рейдах. Если какой-то участок повторяется, то на первом прохождении можно записать стенограмму, а на втором уже ехать, зная каждый поворот. Конечно, она не такая подробная и четкая, как в ралли, но все равно помогает пилоту. Потому что ехать быстро по дороге с описанием "сейчас крутой левый, потом полтора километра по глазам, потом крутой длинный правый", согласитесь, не очень комфортно.

И эта тактика принесла свои плоды. Дима быстро освоился за рулем прекрасной СуперНивы, и мы смогли опередить наших соперников и выиграть дебютную гонку в новой команде Suprotec Racing. Соперники, конечно же, расстроились и пообещали объехать нас на следующей гонке в астраханских песках, где всё, что помогало нам на карельской гонке, просто не работает! Нужно прокладывать курс, штурмовать песчаные дюны и даже иногда копать. Пора начинать готовиться, ведь продолжение этой истории обязательно последует…

 

Обсудить
Рекомендуем