Фигурное катание

Завтра не наступит никогда – Вайцеховская о возрастном лимите в фигурном катании

Читать на сайте rsport.ria.ru

Специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская рассуждает в блоге редакции о том, почему голландцы так обеспокоены "юниорскими" тенденциями в женском фигурном катании, и пытается понять: если решение повысить возраст допуска на взрослый уровень будет принято конгрессом ISU, можно ли считать, что оно направлено против России? 

 

Когда-то это должно было произойти. Я имею в виду инициативу, проявленную федерацией фигурного катания Нидерландов внести на конгресс Международного союза конькобежцев экстренное предложение повысить минимальный возраст участников соревнований во взрослом фигурном катании до 17 лет начиная с сезона-2020/21. 

Об этом в ходе мартовского чемпионата мира говорил вице-президент ISU Александр Лакерник: мол, конкретных предложений по этому поводу пока нет, как нет и понимания, какими именно могут быть меры – слишком велики разногласия между федерациями, но вопрос наверняка будет поднят в ходе конгресса. И, возможно, какие-то ограничения действительно будут введены. 

На первый взгляд кажется странным, что инициатива была проявлена со стороны Нидерландов. Страны, фигуристки которой никогда не сражались за медали мировых первенств и в ближайшие несколько десятилетий вряд ли окажутся в числе лидеров. На самом деле всё предельно ясно: в Европе не принято жертвовать школьным образованием ребенка ради прочих, в том числе спортивных достижений. Та же итальянка Каролина Костнер говорила, что по-настоящему серьезно начала тренироваться только после того, как сдала школьные экзамены.

Оставьте четверные мужикам. Андрей Симоненко - о стремлении юных фигуристок к усложнению программ >>>

15-летняя Алина Загитова, выиграв Олимпиаду в Пхенчхане, установила своего рода вектор для всего мирового женского катания. Но если этот вид спорта продолжит развиваться в том ключе, в котором это происходит сейчас, с акцентом, прежде всего, на раннюю специализацию, это будет означать, что федерации фигурного катания многих стран (и само фигурное катание в этих странах) можно будет устранить за ненадобностью. Поэтому можно предположить, что предложение нидерландской стороны охотно поддержат многие.

Вторая сторона у этой "медали" тоже имеется.  Призывая к ограничениям в сложности, принято обычно возносить на щит заботу о здоровье спортсменов. Как показывает практика других видов спорта, попытки искусственно ограничивать технический прогресс ничем не заканчивались. Хотя в той же спортивной гимнастике тема слишком ранней специализации одна из наиболее распространенных. Ставить знак равенства между количеством сложных элементов и количеством травм тоже в некотором роде лицемерие: от травм в большом спорте не застрахован никто и ни в каком возрасте. Большой спорт вреден, это известный факт.  

Скорее, речь можно вести  о том, что нынешние тенденции, и особенно это касается женского катания,  приводят к слишком быстрому профессиональному выгоранию спортсмена. Взять Евгению Медведеву, которую на протяжении последних лет было принято приводить в пример как образец работоспособности и дисциплины. Другими словами, допустить, что травму ноги и спины Женя получила по собственной халатности, лично я не готова. Запаса прочности Медведевой хватило на три года, а правильнее даже сказать, что на три не хватило – все-таки главный старт в карьере Женя выиграть не сумела. До нее из стандартного тренировочного режима, принятого в группе Этери Тутберидзе, выпала Юлия Липницкая, Полина Цурская, и вполне вероятно, что список будет продолжен – все-таки четверные прыжки требуют от спортсмена совершенно иной прочности и гораздо быстрее изнашивают организм. 

Уйти от Тутберидзе или уйти из спорта - Евгения Медведева принимает решение >>>

Рассуждать, насколько моральна эта "эксплуатация детского труда", как сейчас стало модно рассуждать, применительно к детскому спорту, я не готова. Эти вопросы должны, прежде всего, задавать себе родители, отдавая ребенка в спорт. Но факт остается фактом: чемпионы с предельно коротким сроком "годности" большому спорту не нужны. Они вполне могут там появляться, но явление не должно быть систематическим. В этом не заинтересованы, прежде всего, те, кто делает на большом спорте бизнес – спонсоры и рекламодатели. И вот это кажется мне куда более серьезным аргументом, нежели рассуждения о морали.

Почему весь мир фигурного катания до такой степени болезненно отреагировал на поражение Медведевой в Пхенчхане? Да потому, что за те два с половиной года, что спортсменка не знала поражений, ее успели признать, полюбить и проникнуться безмерным уважением. Загитовой же только предстояло дождаться  всего этого.

Не считаться с подобными процессами международные федерации не могут, но если согласиться с такой точкой зрения, придется  признать: предложение сделать спорт "старше" направлено вовсе не против России. Оно всего лишь продиктовано самосохранением. То, что лимит, если будет принят, сильнее всего ударит по группе конкретного тренера, поставляющего фигуристок топ-класса на высший уровень, будет всего лишь следствием, а не целью.

Справедливо ли это? Разумеется, нет. Можно как угодно относиться к тому, что совершила в этом сезоне 13-летняя Александра Трусова, выполнив в ходе юниорского первенства два четверных прыжка, но это, безусловно, стало огромным прорывом в женском катании. Лимит в 17 лет, который сейчас предлагается ввести, почти гарантированно будет означать, что взрослое "завтра" может не наступить для Трусовой уже никогда. И не только для нее одной. 

Орсер: все хотят понять, как Тутберидзе создает фигуристок уровня Медведевой >>>

Но в спорте, если разобраться, вообще мало справедливости. Вряд ли кто может лучше рассказать об этом, чем двукратная чемпионка мира, чью олимпийскую мечту вдребезги разбила 15-летняя соперница. Хотя на самом деле Алина сделала это тем же самым оружием, которым сама Женя три года назад бросила к своим ногам весь мир.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Обсудить
Рекомендуем