Скелет победы – Вайцеховская о мексиканском празднике смерти в Москве

Отметив вместе с мексиканскими болельщиками День мертвых, специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская вынуждена признать, что Мексика – очень жизнелюбивая и жизнестойкая страна. И, безусловно, очень изобретательная!
Читать на сайте rsport.ria.ru

Отметив вместе с мексиканскими болельщиками День мертвых, специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская вынуждена признать, что Мексика – очень жизнелюбивая и жизнестойкая страна. И, безусловно, очень изобретательная!

 

Катрина и Красная площадь


Есть что-то очень иезуитское в том, что мексиканцы затеяли свой праздник в Москве сразу после того, как завершился групповой турнир и за бортом плей-офф остались действующие чемпионы мира немцы. Именно вместо них Мексика прорвалась в плей-офф, сначала победив Германию, а затем дождавшись, когда чемпионы мира проиграют еще и Южной Корее. Так что праздник выглядел весьма символично: "мертвым" - транспортация на родину, "живым" – в плей-офф.

Полагаю, именно эта мысль стояла за организацией жутковатого по названию карнавала в Москве. День мертвых – вполне себе официальный в стране ацтеков праздник, вот только отмечают его не летом, а в первые два дня ноября. Другими словами, для того, чтобы сдвинуть празднование на четыре месяца, нужен был более чем солидный повод. И он нашелся.

Аутентичный, то есть, ноябрьский праздник мексиканцы связывают с поверьем, что раз в году души всех умерших возвращаются на землю. В честь этого события в Мексике повсеместно сооружаются импровизированные алтари, а дети и взрослые делают подношения душам и богам, наряжаясь при этом в самые разнообразные костюмы, в оформлении которых всегда присутствуют кости, черепа и прочие атрибуты загробного мира. Один из основных символов Дня мертвых — Катрина. Скелет в европейском платье и шляпе изначально был карикатурой на коренных мексиканских индейцев, которые пытались европеизироваться, но постепенно стал главным символом и костюмом на этом празднике поминовения и вместе с тем торжества жизни над смертью. Внеочередной для мексиканцев День мертвых в Москве от этих канонов не отступил: торжествующие мексиканские болельщики поминали почивший в истории групповой турнир и, танцуя, трясли костями в честь грядущих побед – простите столь вольную трактовку сюжета.

Вы еще недостаточно прониклись серьезностью момента? Тогда добавлю, что 15 лет назад День мертвых был внесен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества. А мексиканский поэт Октавио Пас однажды сказал: "Мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества, дразнит ее, заигрывает с нею. Это его любимая игрушка и непроходящая любовь".
Так стоит ли удивляться тому, что в России мексиканцы последовательно похоронили Германию, затем – Корею и вышли в 1/8 финала на Бразилию.

Первоначально планировалось, что празднование Дня мертвых начнется в Гостином дворе – в доме Мексики, где каждый желающий сможет нанести приличествующий моменту грим, затем шествие пройдет до Красной площади и завершится фестивальным весельем у парка ФИФА. Но возникли непреодолимые обстоятельства, связанные с… Назовем это разницей культур. Не думаю, что все российские граждане оказались бы внутренне готовы к тому, чтобы увидеть, как у кремлевской стены беснуются скелеты и привидения.


Маленькая смерть


Праздник стал прекрасным поводом вспомнить футбольных "усопших". И прежде всего – Германию, с отсутствием которой в турнирной сетке плей-офф было непросто смириться даже двое суток спустя после поражения немцев от корейцев. Можно ли назвать это спортивной трагедией? И да, и нет. Все-таки спорт всегда должен оставаться спортом, а уже потом – зрелищем. Если ты не выиграл, значит, проиграл – иди и тренируйся дальше. Просто немцы слишком сильно успели всех приучить к тому, что в нужный момент мобилизуются и выполняют задачу. А здесь не сумели, причем по-глупому. Вот лишь один, но очень точный комментарий, который написала моя коллега: "Преодоление и проявление характера – это когда у тебя нет ни единого шанса справиться, но ты справляешься. А когда у тебя есть все, и ты валяешь дурака, дотянув до последней минуты, да еще в такой группе - это просто игра с судьбой". Вот немцы и доигрались.

Старая футбольная истина гласит, что в отдельно взятом матче может случиться все что угодно. Парадокс чемпионата мира в том, что весь этот турнир состоит как раз из таких "отдельно взятых матчей", наблюдая за ходом которых ты сначала удивляешься, что Исландия играет вничью с Аргентиной, Бразилия – со Швейцарией, а Корея выносит чемпиона мира, но быстро к этому привыкаешь и становишься осторожным в прогнозах. Вы беретесь поставить на Бразилию в матче с Мексикой? Ну-ну…

День мертвых в Гостином дворе все-таки собрал свою порцию внимания и изрядно скрасил болельщикам пустой от футбола день. Живым было весело. А Германия… Она наверняка еще вернется!

Обсудить
Рекомендуем