Может стать футбольной. Россия получила второй шанс, который нельзя упустить

Читать на сайте rsport.ria.ru

Шеф-редактор "Р-Спорт" Александр Рогулев вспоминает футбольный бум, случившийся в России после Евро-2008, и призывает нас не упустить второй шанс вывести самый популярный спорт на планете Земля на новый уровень после сверхуспешного ЧМ-2018.

Эта картинка до сих пор стоит перед глазами. Октябрь 2009 года. Сборная России под руководством Гуса Хиддинка готовится к матчу с командой Германии в рамках отбора на чемпионат мира. В тех самых "Лужниках" с беговыми дорожками, искусственным газоном и некомфортными пластмассовыми сиденьями. Классический осенний день: солнце светит, но уже не греет, а с Москвы-реки дует пронизывающий ветер. И многие журналисты в этот осенний день повторят друг за другом: "За эту сборную России я болеть не буду никогда".

Есть такой негласный моральный закон, этическое правило нравственности: "Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе". В отношении той сборной России оно сработало на 100%. Тогда в "Лужники" приехало просто невероятное количество журналистов: репортеры выстроились вдоль боковой кромки поля, и все равно места всем не хватило. А теперь вопрос: знаете, сколько игроков тогда вышло в микст-зону? Один Сослан Джанаев, для которого тот вызов был первым в карьере.

- Как часто смотрите немецкий чемпионат? - пыталась придумать вопрос вратарю-дебютанту ошалевшая от такого поворота толпа журналистов.

- Да так, иногда бывает… - отвечал он, тщетно силясь понять, что вообще происходит.

Что-то бурча себе под нос, в раздевалку уходили Андрей Аршавин, Роман Павлюченко, Юрий Жирков... Им было и не до журналистов, устроивших только ради их удобства давку перед выходом с поля, и не до детей, приехавших по программе фонда "Подари жизнь", чтобы получить автографы кумиров. Я, как впервые работавший на мероприятии сборной России, был в неописуемом шоке: неужели здесь так всегда?

***

Уверен, многие из вас помнят эйфорию после Евро-2008. Аршавина, Павлюченко, Торбинского были готовы носить на руках, детей называли Гусами, а за футболистами сборной охотились не просто спортивные, но и все остальные журналисты – от общеполитических до гламурных и даже "желтых". Что чуть позже сыграло важнейшую роль.

Российский футбол получил шанс развиваться не только по вертикальной направленности сверху вниз с помощью многомиллионных вливаний, но и снизу вверх благодаря народной любви. Простой пример шквального интереса к сборной: матч с не самой сильной тогда командой Уэльса в сентябре 2008-го на "Локомотиве" прошел при аншлаге (28 800 зрителей), а в марте 2009-го в старых "Лужниках" на игру с еще более скромным Азербайджаном собралось 65 тысяч человек!

Никто не думал тогда, что у этой эйфории, если ее грамотно не поддерживать, может быть и обратный эффект. Ведь Россия – страна без полутонов. Мы любим всем сердцем и готовы простить любую провинность. Но и ненавидим тоже всей душой. Если есть за что. Стоит где-то безвольно сыграть, где-то засветиться с кальяном, и вот уже любовь миллионов моментально превращается во всеобщее отвращение.

Вот и в российском футболе после восхитительного Евро-2008 так вышло, что вместо того, чтобы перенаправить поток народной любви со сборной еще и на клубы, и при этом продолжать развивать стремительно возросший бренд национальной команды, все как-то расслабились. Ведь исторический результат был достигнут. Глава РФС Виталий Мутко отправился руководить министерством спорта, а ему на смену из "Зенита" пришел Сергей Фурсенко с системой "осень-весна", "аленьким цветочком", Карине Гюльазизовой, Кодексом чести и задачей выиграть чемпионат мира-2018 (а ведь Сергей Александрович в своих прогнозах был близок!). Кто-то из футболистов той сборной попробовал себя за границей, но по тем или иным причинам достаточно быстро вернулся назад.

Тогда, после Евро, Россия получила удивительный шанс действительно стать "футбольной страной" - той, где каждая домохозяйка может назвать амплуа "спящего гиганта" Романа Павлюченко и обсудить перспективы Юрия Жиркова в "Челси", а за возрождением "Ротора" следят в Магадане и Омске. Но, увы: в отборе на ЧМ-2010 сборная сделала то, что сказал тогда Зырянов, катилась все ниже и ниже, а домохозяйки обсуждали футбол в лучшем случае в контексте "Ольга Бузова и Юлия Началова встречаются с какими-то футболистами".


***

8 июля 2018 года. Пожилая семейная пара, сидящая в хвосте "Боинга", перед тем, как распределить по карманам пакетики горчицы и недоеденную булочку, обсуждает: "…И зачем он его ставил на пенальти, он бить же их совершенно не умеет…". Ну и дальше в том же духе.

Про футбольную лихорадку в Москве, Петербурге и других городах чемпионата мира сегодня говорить бессмысленно: все уже читали и про Никольскую, и про песни в московском метро, и про захваченный перуанцами Саранск, и про билеты на финал за тысячу долларов. Интерес к футболу сегодня - на пике. Эта высота даже выше, чем та, что была взята 21 июня 2008 года в Базеле. Это второй шанс за 10 лет, и его ни в коем случае нельзя упустить.

Я уверен, что на всех домашних матчах сборной России в ближайшие пару лет будет аншлаг, где бы и с кем бы мы ни играли: хоть в 80-тысячных "Лужниках", хоть на 25-тысячной "Екатеринбург Арене". Билет будет не достать, а на футболистов вновь начнется охота болельщиков, журналистов и прочих прямо или косвенно причастных. Артем Дзюба, Александр Головин, Марио Фернандес - все они как минимум ближайший год будут под микроскопом общественного внимания. И не важно, переберутся ли в Лондон, Турин, Монако или останутся играть в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Грозном. И всем важно понять: с чемпионатом мира ничего не заканчивается. Совсем наоборот. Очень важно, чтобы на кухнях обсуждали не место рождения Марио Фернандеса, не ирокез Федора Кудряшова, не очередную татуировку Федора Смолова и не поцелуйчики в машине от Дзюбы, а, например, его дубль в ворота "Оренбурга". Но для этого важно серьезно относиться не только к тому, что ты делаешь на поле, но и контролировать себя за его пределами. Теперь тот же Дзюба – не просто футболист. Он – символ успеха, преодоления себя и тот, на кого будут равняться те, кто хочет дотянуться до мечты.

В ближайшее время матчи ФНЛ в Калининграде, Сочи, Волгограде, Саранске и Нижнем Новгороде будут собирать не по 300 зрителей, а как минимум в десять раз больше. Но в "Мордовии" и "Балтике" должны понять: одних новых стадионов мало, надо работать со зрителем, повышать комфорт и делать так, чтобы с матча "Сочи" – "СКА-Хабаровск" зритель уходил с тем же настроением, что и с матча Германия – Швеция.

Понятно, что "Спартак" и "Зенит" и без всякого чемпионата мира собирали и будут собирать полные трибуны. Но есть Казань, есть Самара, Ростов, Екатеринбург. На стадионы, где вчера играли Криштиану Роналду, Месси и Мбаппе, пойдут люди. И что они там увидят? Запрет на пиво, конную полицию и российских футболистов, демотивированных лимитом на легионеров? Очень бы хотелось, чтобы чемпионат мира показал всю красоту футбола не только болельщикам, которых все эти реалии наших соревнований отпугивали от турниров больше, чем файеры и фанаты, но и тем, кто живет в нашем футболе "внутри". Показал, что футбол – это тот же шоу-бизнес, где есть свои звезды, где можно монетизировать все от шипов на бутсах до названия арен, где клуб, подписавший за космические деньги космическую же личность, может на одних футболках с фамилией на спине отбить как минимум половину этого трансфера, а то и окупить его еще до старта сезона.

Чемпионат мира прошел в России очень вовремя. В тот самый момент, когда футбол в стране достиг конечной точки своего кризиса. Возможно, вы видели: несколько клубов ФНЛ в минувшем сезоне должны были вылететь в ПФЛ, но сохранили прописку, так как их просто некем было заменить. И когда я читаю у коллег "и все-таки у нас футбольная страна", сразу в голове всплывает именно этот факт.

Нет тьмы более совершенной, чем тьма предрассветная. Успешный, как говорит Джанни Инфантино, самый лучший в истории чемпионат мира в России - это шанс. Шанс начать движение вверх. Чтобы Россия действительно стала футбольной страной. Умоляю, давайте этим шансом воспользуемся.

Обсудить
Рекомендуем