Пилот женского экипажа ралли-рейда "Шелковый путь" Мария Опарина в интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Астахову рассказала о переживаниях перед гонкой, противостоянии с мужчинами на трассе и о том, чего она больше всего боится во время прохождения этапов.
Участвую в "Шелковом пути" ради эмоций и хорошего настроения
- Мария, со стороны показалось, что техническая проверка автомобилей – волнительное мероприятие для участников ралли. Вы на протяжении пары часов переживали. Так ли это?
- Очень сильно нервничала, каждый раз словно впервые проходишь эту процедуру. Комиссары смотрят машину, хотя я уверена, что с ней все в порядке, и тем не менее всегда есть место переживаниям. Но это нормальное состояние.
- В фильмах ужасов часто используют прием, когда один из героев фильма до последней секунды не может завести машину и ему грозит смертельная опасность, но в самый нужный момент двигатель начинает рычать. У вас бывали подобные случаи, когда напасть поджидала прямо перед контролем?
- Всякое бывало. Наша самая любимая тема такая: как только начинается взвешивание машины на улице, то заряжает проливной дождь. Как видите, в четверг в Астрахани история повторилась (смеется). А ведь на нашем багги нет лобового стекла, и вся вода попадает внутрь. Третий год подряд моя машина полностью промокает, наверное, это к счастью.
- Почему бы не вставить стекла?
- Грязь прилипает на лобовое стекло, из-за этого перестают работать дворники, и штурман с пилотом не видят абсолютно ничего. Приходится выбивать стекло, тратить время, а тут протер визор на шлеме и поехал дальше. А помыться можно уже после финиша этапа, так зачем напрягать машину и ставить под угрозу спецучасток?
- В прошлом году на "Шелковом пути" ваш экипаж со штурманом Таисией Штаневой был единственным женским. В этот раз что-то изменится?
- Не в курсе, не видела заявочный лист. Но будет здорово, если в этом виде спорта появятся другие девушки. Всегда хочется побороться с кем-то в равных условиях.
- С мужчинами уже неинтересно гоняться?
- Мужчины – это мужчины, с ними состязаться достаточно сложно. В прошлом году мы очень хорошо продемонстрировали, что можем ехать намного быстрее мужчин в нашем классе Т3.
- Сколько пройдет лет, когда вы сможете реально претендовать на победу в общем зачете?
- Даже и не знаю. Думаю, этот момент случится нескоро (смеется). Главное, получать эмоции и хорошее настроение от гонки. Именно ради этого я и участвую в марафоне "Шелковый путь".
- Любой спортсмен с каждым новым стартом повышает свою цель. Вы готовы улучшить свои прошлогодние показатели?
- Конечно, год от года мое место в абсолютном зачете все выше и выше. Если в 2016-м мы заняли 42-е место, то в 2017-м стали уже 15-ми. Тяжело тягаться с такими корифеями ралли-рейдов, как Нассер Аль-Аттия или Владимир Васильев, но мы стараемся по мере сил, и что-то у нас получается.
- Какое место на "Шелковом пути"-2018 будет удачным результатом для вас?
- Для начала - призовое место в своем зачете. В общей классификации попасть в топ-10 будет очень сложно, а вот оказаться в числе лучших 15 экипажей – очень хороший результат.
Когда мимо проезжают КАМАЗы, становится страшновато
- Условия гонок достаточно жесткие даже для мужчин. А в вашем багги едут две хрупкие девушки. Как справляетесь с такими нагрузками?
- Не первый год участвуем, астраханские степи хорошо знакомы. Здесь я чувствую себя комфортно, умею управляться с техникой, чувствую ее. Не вижу никаких проблем для себя, будь это степи Астрахани или Калмыкии либо грязь Волгограда. Мне все это нравится, я получаю удовольствие от таких условий.
- Родные не пытаются отговорить от поездки на гонки? Может, лучше на море отдохнуть?
- На самом деле я сама думаю об этом очень часто (смеется). Приехала за свои деньги мочить ноги, пачкать лицо, но это того стоит, поверьте. Такие эмоции не купишь ни за какие средства, а на море можно и на пенсии съездить.
- Представьте, рядом с вами оказывается Аль-Аттия. Как думаете, после вашей улыбки он уступит вам на трассе?
- Не сомневаюсь, мы на это очень надеемся и ждем. Будем улыбаться чаще (смеется).
- Сожалеете, что "Шелковый путь" не смог взять старт в Китае этим летом?
- Очень обидно, Китай представляет очень любопытные трассы, это интересная страна. Я была там два раза, в первый раз финишировала в Пекине, во второй – в Сиане. Россия не менее прекрасна, богата различными ландшафтами, поэтому будет интересно.
- В каких условиях вам комфортнее ехать – в песках или по лесным трассам?
- Очень люблю грязь, люблю преодолевать песчаные преграды. В степях в это время цветет очень много интересных цветов, и когда ты едешь и вдыхаешь их запах, чувствуешь настоящую свободу.
- Запах цветов? Разве можно что-то учуять, когда рядом проносятся КАМАЗы и другие грузовики?
- КАМАЗов опасаюсь, я их боюсь. Они очень большие, и когда они едут мимо, то страшновато. Хоть ребята и обгоняют по широкой траектории, все равно летят камни, песок. Приходится быть аккуратной в такие моменты.
Розовый цвет багги - это очень-очень пошло
- В чем заключается главная опасность для пилота: какие-то природные условия или люди, которые оказываются на трассе?
- Главная опасность – сам пилот. Главное, вовремя принять то или иное решение, совладать с собой, принять верное решение и сохранить жизнь штурмана и машины.
- Этот старт будет для вас со Штаневой вторым на "Шелковом пути". За это время уже научились понимать друг друга с полуслова?
- Да, мне с ней очень комфортно ездить. Думаю, мы сработались.
- Считается, что автогонки - это спорт для мужчин. Как привлечь девушек в ралли?
- Если есть желание, то надо пробовать. Существует большое количество любительских мероприятий, так называемых "покатушек", которые есть в каждом регионе России. Они не требуют больших финансовых и временных затрат. Так что надо начинать и пробовать, главное, чтобы огонь горел в душе.
- Мария, блондинки в розовом авто смотрелись бы очень эффектно. Почему ваш автомобиль не такого цвета?
- Розовый цвет - это очень-очень пошло (смеется). Она у меня бело-красная.
- Цвета выбрали в честь футбольного клуба "Спартак"?
- Вообще-то, я болею за "Зенит"!