Почему Лысенко отстранен за три "флажка"? Отвечает антидопинговый координатор ВФЛА

Читать на сайте rsport.ria.ru

Антидопинговый координатор Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Елена Иконникова в беседе с корреспондентом РИА Новости Еленой Дьячковой объяснила, почему чемпион мира в помещении-2018 прыгун в высоту Данил Лысенко был временно отстранен Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF) и подозревается в нарушении антидопинговых правил за три "флажка" - то есть три пропуска внесоревновательного допинг-контроля по причине несвоевременного заполнения системы ADAMS, где должна быть вся необходимая информация о месте пребывания каждого спортсмена из международного пула тестирования.

- Как обычно происходит процесс вынесения санкций за пропуски внесоревновательных допинг-тестов? Когда у Лысенко уже были два флажка, ВФЛА наверняка была в курсе этого?

- Когда был первый флажок, мы были в курсе произошедшего и приняли меры. Когда был второй флажок, у нас снова была информация. Мы стояли в копии уведомления, связались со спортсменом и тренером, вопрос был решен. Это было в апреле, и до конца июля федерация не получала никаких писем от IAAF. От спортсмена тоже не поступало никакой информации об отправленных ему предупреждениях. Доступ в систему ADAMS есть только у самого спортсмена и антидопинговой организации. Мы можем контролировать, принимать какие-то меры, способствовать тому, чтобы спортсмен срочно бросил все и заполнил необходимые данные в системе, только после того, как нам сообщают о проблемах. РУСАДА нас регулярно уведомляет о том, что кто-то из тестируемых в их пуле легкоатлетов не заполнил какие-то данные в необходимые сроки, IAAF тоже часто так делает. Но именно по Лысенко с апреля по июль не было никаких писем. Они приходили только лично спортсмену, а он нам о них ничего не говорил. Откуда мы можем что-то узнать в такой ситуации? Естественно, когда в конце июля пришло письмо, что фиксируются второй и третий флажки, мы встретились с главным тренером, старшим тренером, самим спортсменом и его личным тренером, чтобы выяснить обстоятельства случившегося. По каждому флажку были отправлены объяснения в IAAF. Более того, IAAF сделала в ВФЛА запрос по поводу того, как наша федерация работает в аналогичных ситуациях и по конкретному случаю с Лысенко. Все было представлено в IAAF, и сегодня от нее пришло письмо, что все три флажка засчитаны, и они инициируют дело о нарушении антидопинговых правил. На Лысенко наложили временное отстранение на время расследования.

- За время вашей работы в ВФЛА у вас уже были такие случаи с тремя флажками за пропуски тестов?

- По линии IAAF нет, это первый случай – с конца 2015 года, когда я начала работу в ВФЛА. У нас были три флажка по линии РУСАДА, проходили слушания, мы представили доказательства, что предпринимали все попытки контакта со спортсменами. Принимались решения, причем были и случаи оправдания, когда все три флажка были сняты и санкции не выносились. А бывало, когда спортсмены получали дисквалификации сроком на два года.

Позиция и логика у антидопинговых организаций прямая – спортсмен несет ответственность за все. Проблемы с дисциплиной или халатность не являются определяющими факторами при рассмотрении вопросов о флажках. У них логика железная – если спортсмен не предоставляет информацию или делает это несвоевременно, значит, у него, возможно, есть умысел. А халатность и забывчивость для них лирика, второе дело. Все прописано – спортсмены обязаны следить за тем, чтобы не нарушать правила. У него есть ближайшее окружение – его менеджер, тренер. Если федерация не получает звоночка, что есть какая-то проблема, значит, у спортсмена по определению все хорошо. Мы ежеквартально высылаем напоминания, но если возникает какая-то конкретная проблема, мы ее всегда оперативно решаем. Но в данном случае от IAAF ничего не поступало, как и от спортсмена.

- А Данил точно получал уведомления от IAAF?

- Да. Когда все это стало известно, выяснилось, что они приходили ему на почту.

- После этой ситуации будет что-то изменено в работе с лидерами нашей сборной?

- Конечно, эта ситуация вопиющая. Сейчас много комментариев "диванных экспертов" на эту тему с критикой ВФЛА. У нас 305 спортсменов, тестируемых по международному пулу и пулу РУСАДА. Все у нас отлажено и отработано. И если произошел такой один вопиющий случай, это, наверное, говорит не о том, что у нас в системе бардак и федерация как-то плохо работает, не уведомляет спортсменов. По факту для IAAF сейчас спортсмен виновен.

Мы работаем – и со сборной в постоянном контакте, и с главным, и старшим тренером. Но если нет никакой информации от спортсмена… Спортсмены же к нам обращаются регулярно – нет возможности зайти в ADAMS, пожалуйста, сообщите такую информацию туда-то. Или – у меня проблемы с паролем и входом в систему, я не могу войти. И мы все эти проблемы решаем, это нормальная практика, мы почти ежедневно с такими ситуациями сталкиваемся. Мы регулярно напоминаем, но заполнение данных – прежде всего обязанность самого спортсмена. Почему у нас 304 спортсмена с ней справляются, помнят, прислушиваются к нашим напоминаниям? Сейчас, понятно, все ищут виноватого в этой ситуации, и очень удобно свалить все на федерацию.

Мы рассылаем спортсменам все инструкции по заполнению системы ADAMS, пример качественного заполнения, контакты, куда можно позвонить в экстренном случае. У всех спортсменов есть мой телефон, многие спортсмены и тренеры обращаются ко мне по различным направлениям антидопинговой тематики. Мы предоставляем максимальную информацию, разъясняем основные ошибки.

- Вы говорили о том, что срок возможной дисквалификации может составить 1-2 года.

- Да, потому что это не аналитическое нарушение. Два года – это стандартный срок. А чтобы скостить его до года, надо очень постараться, предоставить весомые аргументы и доказательства. Спортсмен должен принять решение, что он будет делать.

- Много ли у нас легкоатлетов, которые сейчас "висят" на двух флажках?

- Нет. Скажу больше – очень часто антидопинговые организации стараются очень взвешенно и объективно подходить ко всем флажкам. Когда спортсмен предоставляет разумные аргументы, 30-40% флажков снимаются и не засчитываются. Сейчас у нас даже и по одному флажку лишь у небольшого количества спортсменов.

Обсудить
Рекомендуем