Даже 18 лет спустя многие вспоминают ту его победу на "Тур де Франс" - Хавьер Очоа берет этап c преимуществом в 42 секунды над Лэнсом Армстронгом. Та победа Очоа была невероятной, мощной. Это был его день, и все вокруг говорили, что любой гонщик заслуживает свой момент триумфа. Это был тот самый случай, тот самый триумф, который он заслужил.
То, что случилось дальше, одна из самых черных страниц в истории велоспорта. Хавьер и его брат-близнец Рикардо были сбиты автомобилем на тренировке. Рикардо скончался от полученных травм, родителям сообщили, что скоро из жизни уйдет Хавьер и они должны быть к этому готовы. Он долго находился в коме, и врачи советовали семье отключить систему жизнеобеспечения. "Нам повезло с тем, что мы раньше работали в этой больнице, - вспоминал его отец. - Поэтому была и поддержка, за которую я благодарен".
Рядом с Рикардо Хавьеру уже отвели место на кладбище, но шли дни, недели, борьба за жизнь продолжалась, и постепенно он начал приходить в себя.
"Четыре моих позвонка сплющены - счастье, что я не оказался полностью парализованным. Мне удалили часть легкого, плечи собирали по частям, я лишился нерва в бедре. Я никогда не смогу кричать - одна из голосовых связок не работает. Я больше не могу ездить по плохой дороге - ужасно болят плечи и спина. Из-за смены погоды я мучаюсь от головной боли", - признавался велогонщик.
Но в том числе благодаря тому, что бог при рождении даровал ему богатырское здоровье и сильное сердце, Хавьеру удалось выжить, и то, что 9 ноября 2002 года Очоа снова сел на велосипед, было самым большим чудом. Первое время по возвращении к тренировкам он даже не мог поднять ногу, чтобы сесть в седло. Уже через год Хавьер завоевал шесть медалей на чемпионате Европы в паравелоспорте, летом 2004 года - золото Паралимпиады, будет и еще одно - уже в Пекине.
"Вы знаете, в чем недостаток таких соревнований? Рельеф всех маршрутов плоский, - сетовал Очоа. - И в Чехии так было, и в Афинах, и в Алкмаре. А я же "горняк"! Гонки мне по-прежнему нравятся, конечно, и к счастью я все еще могу гоняться. Но это уже не то, это не моя работа, я просто пытаюсь разнообразить свою жизнь".
Разнообразить жизнь без Рикардо
"У него больше нет друзей, он остался совсем один, как будто для людей больше и нет Хавьера, - говорила его мать Мария. - Мы теперь все делаем вместе".
Жизнь Себастьяна Фернандеса Лопеса, профессора истории и проректора Университета Малаги, оставалась прежней. "Один из моих сыновей мертв, другой... Посмотрите на него. А этот человек приходит в университет каждый день на работу, хотя уничтожил целую семью. Я не сплю, - признавалась Мария. - Каждая ночь - мучение. Этому нет ни конца, ни края. Мой муж страдает от аритмии. Наша жизнь разрушена и боль, она продолжается".
Как и жизнь, в которой раньше братьев Очоа было двое. "Мы мотивировали друг друга, утром тренировались, в выходные проводили время вместе", - вспоминал Хавьер.
Летом 2006 года водитель, лишивший жизни его брата Рикардо, был приговорен к штрафу в размере 1800 евро за непредумышленное убийство. У него забрали права на один год. Суд постановил, что убийство было совершенно по невнимательности.
В пятницу стало известно о том, что спустя 17 лет после той страшной трагедии из-за продолжительной болезни Хавьер Очоа скончался в Алаурин де ла Торре. Именно в этот город через три дня приедет пелотон "Вуэльты". Здесь финиширует последний холмистый этап недели перед первым горным на нынешнем Гранд-туре. "Вуэльта" едет, пелотон снова покоряет горы - уже без Хавьера, но в память о нем и о Рикардо, конечно.