Закончился чемпионат мира, иностранные актеры уехали, а театр остался. И ведь сцена не пустеет - на ней одна за другой проходят все новые и новые постановки. Конфликт бывшего тренера и журналиста, попавшие в СИЗО футболисты, громкие бракоразводные процессы, банные посиделки, разрыв отношений тренера-чемпиона Массимо Карреры и самого популярного клуба России. Шоу должно продолжаться. Оно и продолжается.
Вспомнился прекрасный июньский текст коллеги Василия Конова. О том, что футбол уровня чемпионата мира давно стал настоящим шоу-бизнесом. Вспомнились и разговоры первых лиц проводящей чемпионат России организации о необходимости сохранить наследие мундиаля.
Вот только в тот момент, когда проходила презентация обновленного дизайна лиги, наивно полагалось, что под наследием подразумевалось все то хорошее в футбольном плане, что дал нам чемпионат мира. Красивая игра, организация на мировом уровне, заполненные трибуны, отсутствие скандалов. А получилось вот как.
И недели не прошло после триумфа сборной Франции, а по всем каналам связи (или, как это принято писать по шаблону, на всех информационных лентах) стали трубить о конфликте экс-тренера клуба премьер-лиги Сергея Кирьякова и журналиста Игоря Рабинера в съемочном павильоне федерального канала. И вот еще не остывшая от международного футбольного блокбастера, как ее называют, нецелевая аудитория, прильнула к соцсетям, направо и налево обсуждая, кто прав, кто виноват, кого казнить, а кого миловать.
А вот два футболиста "Спартака" попадают за "лайк" в Instagram, а на следующий день выясняется, что один из них разводится с женой. Общественность гудит. Все как в "Бородино" у Михаила Юрьевича: "Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой".
Вот две известные личности после ночной гулянки попадают в некрасивую историю, а потом в СИЗО. И вроде бы жена одного из них объявляет о скором разводе, а потом все опровергает. И вновь поднимается волна народного негодования. Но обсуждается не уровень их футбольных способностей, а зарплаты, связи и возможности.
А вот тренер-чемпион отправлен в отставку. И соцсети взрываются в едином порыве негодования, болельщики приходят к зданию, где проходит его пресс-конференция, а на следующий день все пишут, что тренер "вынес" в медийном плане клуб в одну калитку.
Словом, скандал за скандалом. И никакого спорта, чистый шоу-бизнес. Но вот вопрос – а плохо ли это?
Конечно, можно встать в позу, и, вопрошая "Автор, а не сошел ли ты с ума", уповать на то, что вот у нас есть те самые голы, очки, секунды, и давайте мы будем говорить и писать только про них. Но эмпирическим путем, причем не единожды, доказано – эти самые секунды и очки мало что дают. Тут и за примером далеко ходить не надо. Вот была федерального уровня спортивная радиостанция. В эфире которой как раз и рассказывали про голы с очками. И аудитория у нее своя была. Та самая – целевая. Только маленькая, потому что нишевая. И не стало единственной федеральной спортивной радиостанции. Аккурат после чемпионата мира. Теперь там сами знаете что.
А еще не стоит забывать, что чемпионат мира – это тоже своего рода шоу-бизнес. С глобальными спонсорами и партнерами. Да и актеры там несколько иного порядка – орбитального. А здесь – масштаба уж если не всегда национального, то, как минимум, столичного. Да, общий фон мундиаля ничуть не негативный, отнюдь – сплошь праздник и карнавал. Однако не так важно, какой отклик – позитивный или негативный – вызывает само действо. Куда важнее другое – сам факт того, что он есть. И самое главное – он есть от той самой нецелевой аудитории, которой не нужны голы, очки, секунды.
И вот тут как раз важно сделать правильный вывод. Не проморгать момент того самого "наследия". Вот есть такой термин, как Customer Retention Rate (CRR). Который очень важен для бизнеса. В переводе на русский - это количество лояльных потребителей. А если по-простому - тех, кто попробовав раз, вновь и вновь возвращается к твоему продукту. Сейчас CRR в спортивном сегменте информации значительно вырос. И пусть к футболу все эти потребляемые массово истории не имеют ровным счетом никакого отношения. Но есть шанс, что, погрузившись в эту среду, какая-то часть аудитории перейдет в разряд целевой. И уже только это можно будет считать успехом. Или наследием. Называйте как хотите.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.