Четверть века Фазеля: игроки НХЛ на Олимпийских играх, скорость и борьба за чистоту

Случилось то, чего в хоккейном мире одни ожидали с опасением, а другие – с надеждой. Теперь можно признать, что вместе с Рене Фазелем уходит целая эпоха. Президент Международной федерации хоккея (IIHF) в среду сообщил РИА Новости, что сложит свои полномочия на посту главы организации в 2020 году и считает, что справился со своей работой. Уходит Фазель, что важно, без скандала, под шум которого, например, покидал в 2015 году ФИФА его соотечественник Йозеф Блаттер.
Читать на сайте rsport.ria.ru

Случилось то, чего в хоккейном мире одни ожидали с опасением, а другие – с надеждой. Теперь можно признать, что вместе с Рене Фазелем уходит целая эпоха. Президент Международной федерации хоккея (IIHF) в среду сообщил РИА Новости, что сложит свои полномочия на посту главы организации в 2020 году и считает, что справился со своей работой. Уходит Фазель, что важно, без скандала, под шум которого, например, покидал в 2015 году ФИФА его соотечественник Йозеф Блаттер.

Фазель руководит IIHF c 1994 года, в 2016 году швейцарец был переизбран президентом организации на шестой и последний срок. В 2020 году он освободит свой пост. Приятная новость заключается в том, что швейцарец не собирается бросать хоккей. Даже в 70 лет профессиональный дантист по образованию намерен трудиться не покладая рук на благо любимой игры.

"Я сложу свои полномочия в 2020 году, причина проста. Я был президентом на протяжении 26 лет. Я был выбран в 1994 году, думаю, я справился со своей работой. Пришло время отдать бразды правления федерацией кому-то другому", — сказал Фазель по телефону.

"Не мне оценивать проделанную работу за 26 лет. Но я могу сказать, что сейчас хоккей сильно отличается от той игры, которая была в 1994 году. Можно гордиться теми переменами, которые произошли. Претерпели изменения и сами правила игры. Мы вели ожесточенную борьбу с сотрясениями головного мозга в хоккее, ударами в голову. Теперь легально нанести удар в голову в хоккее нельзя. Теперь хоккей стал быстрее, чище, гораздо более безопасным видом спорта с момента начала моей работы. Игра стала очень привлекательной", — сказал Фазель.

Перенесемся в 1994 год. На Играх в норвежском Лиллехаммере впервые после распада СССР выступила сборная России. Воспоминания у российских болельщиков о том турнире не самые приятные. Провальная игра на групповом этапе с поражениями от немцев и финнов, трудовая победа в четвертьфинале над словаками и полная безнадега в матчах за медали со шведами и хоккеистами Суоми.

Та Олимпиада проходила еще без игроков НХЛ, что отразилось на уровне продемонстрированного командами хоккея. Зрелищным, пожалуй, получился только финальный матч, в котором во многом неожиданную победу одержали "Тре крунур". Эпоха Фазеля только начиналась. Олимпийское золото впервые выиграли шведы, а на родине форварда Петера Форсберга даже выпустили почтовую марку в честь автора победного послематчевого буллита в ворота канадцев.

Сразу после Игр Фазель начал вести планомерную работу по привлечению интереса игроков НХЛ к Олимпийским играм. Благодаря настойчивости швейцарца в 1995 году было заключено соглашение с НХЛ. Как результат, профессиональные игроки впервые выступили на Олимпийских играх в Нагано в 1998 году.

Игры в Японии стали настоящим праздником для болельщиков. Эта Олимпиада так и осталась лучшей в плане результата для сборной России, если брать в расчет турниры с участием всех сильнейших. В финальном матче российские хоккеисты во главе с Павлом Буре не нашли аргументов против блестящей игры чешского голкипера Доминика Гашека, а финал закончился с футбольным счетом 1:0. И вновь олимпийский хоккейный турнир получил нового чемпиона – команду Чехии.

Также Фазель начал претворять в жизнь работу по расширению географии стран-хозяек чемпионата мира по хоккею. За то время, пока глава IIHF находится на своем посту, турниры впервые в истории приняли Латвия, Канада, Словакия, Белоруссия и Дания. Но добиться существенного прорыва в этом направлении не удалось в том числе и из-за сформировавшегося четко очерченного круга фаворитов каждого из турниров. По своей атмосфере чемпионаты, которые проходят в Чехии, Швеции, Финляндии, России, отличаются в выгодную сторону от тех, которые проводятся в не самых хоккейных странах. Так что расширение географии стран-хозяек, пожалуй, не дало эффекта, на который рассчитывал Фазель.

Не принесло, вероятно, желаемого результата и новшество Фазеля, которое было внедрено в европейский хоккей в середине 1990-х годов. Еврохоккейтур стал жалким подобием проводившегося ранее чемпионата Европы. Наблюдать за игрой вторых-третьих составов, по сути лишенных турнирной мотивации, было неинтересно.

В попытках брать пример с футбола Фазель возлагал серьезные надежды на клубную хоккейную Лигу чемпионов, но воплотить в жизнь любопытную задумку так и не удалось. Годами велся поиск спонсоров и заинтересованных в проведении турнира лиц, так и не удалось четко определиться с форматом проведения турнира. Вновь мимо!

Что касается Олимпийских игр, то до поры Фазелю удавалось вести конструктивный диалог с комиссаром НХЛ. На Играх 2002 года ожидался небывалый ажиотаж в том числе благодаря грамотной работе швейцарца. Пришел черед провести турнир на североамериканском льду, и именно представители сборных Канады и США разыграли золото между собой. К тому моменту игра стала действительно быстрее, привлекательнее и, что самое главное, чище. Сейчас не все помнят о том, что на рубеже веков хоккей изобиловал грязной борьбой у бортов, что часто приводило к тяжелым последствиям для игроков. Чемпион Игр-2002 канадец Эрик Линдрос, например, вынужден был досрочно завершить карьеру в 2007 году из-за череды тяжелых сотрясений мозга. И это далеко не единичный случай.

Дантист Фазель, глядя на многочисленные травмы ведущих игроков и беззубые улыбки хоккеистов самого высокого уровня, сумел добиться изменения правил. Благодаря швейцарскому функционеру хоккеисты смогли почувствовать себя защищенными от преднамеренной грубой игры. Наносить удары в голову в хоккее больше было нельзя.

Игры в Турине в 2006 году приковали к себе внимание всего мира, скорее, по инерции. Все-таки место проведения соревнований тоже значит немало. Досрочным финалом специалисты и болельщики окрестили четвертьфинальную битву сборных России и Канады. Победителями из нее вышли хоккеисты Владимира Крикунова, но тот турнир для российской команды закончился бесславно: пришлось уезжать из Италии без медалей, а на высшую ступень пьедестала во второй раз поднялись шведы.

Олимпиада в Ванкувере показала полное превосходство канадского хоккея над остальными стилями. Матчи проводились на площадках энхаэловских размеров. Еще тогда создалось впечатление, что канадцы пресытились олимпийским хоккеем. Уже тогда можно было предвидеть ту незавидную ситуацию, в которой сейчас оказался олимпийский хоккей.

Олимпийский хоккейный турнир в Сочи в 2014 году стал на данный момент последним, в котором приняли участие все сильнейшие игроки. Следующая Олимпиада впервые после 24-летнего перерыва прошла без хоккеистов НХЛ. Международная федерация хоккея и самая влиятельная клубная лига мира не смогли найти компромисс по ключевым вопросам, что нанесло удар по статусу олимпийского турнира и ценности разыгранных в Пхенчхане наград. Отрадно, что сборная России все же сумела впервые в истории стать олимпийским чемпионом в эпоху Фазеля. Но ведь шила в мешке не утаить: интерес к соревнованиям упал серьезно. Особенно в Северной Америке.

После 2020 года хоккей будет двигаться дальше без Фазеля у руля IIHF. Он уйдет, но обязательно продолжить служить хоккею, о чем заявил РИА Новости. Хочется верить, что эпоху правления улыбчивого швейцарца мы не будем вспоминать с ностальгией, а новый глава организации сумеет вернуть олимпийскому хоккейному турниру статус главного события четырехлетия. Фазель, скорее всего, не сумеет договориться с НХЛ до конца своего правления. Его задумки по проведению статусного международного клубного соревнования так и не были осуществлены. Еврохоккейтур не вызывает у многих болельщиков ничего кроме отрыжки. В старании сделать хоккей лучше Фазелю отказать нельзя, но большая часть его замыслов так и осталась красивыми словами.

После ухода Фазеля европейский хоккей вправе ожидать переоценки основных ценностей со стороны нового руководителя IIHF. Завершение эпохи швейцарского руководителя дарит надежду европейским болельщикам на то, что отношения между федерацией и НХЛ станут более конструктивными и по-настоящему двусторонними. НХЛ выиграла маленькую войну у IIHF перед Играми в Пхенчхане, наверняка Гэри Беттмэн рассчитывает на то, что новый глава Международной федерации хоккея будет куда менее искушенным политиком и стратегом, нежели Фазель, и не сможет в короткие сроки восстановить утраченный баланс в отношениях НХЛ и IIHF. Время даст ответ на вопрос, чьи ожидания имели под собой более серьезные основания.

Обсудить
Рекомендуем