Российский пловец Владимир Морозов во второй раз в карьере выиграл общий зачет Кубка мира. О своих дальнейших планах, о своем восприятии случившегося в Рио-де-Жанейро, о тренировках, диете и отношении к своим успехам он рассказал в интервью журналистам.
Морозов уже давно практически сам себе тренер. Тренируется в клубе "Троян" и в принципе уже не хочет, чтобы кто-то постоянно стоял над его тренировочным процессом.
- Я уже не хочу, чтобы мной кто-то руководил. Чтобы помогал, подсказывал - да, руководил - нет. Лучше я буду делать это сам. Сейчас у меня днем или вечером по одной тренировке, в зале тоже работаю самостоятельно. Есть примерно отработанная схема на три месяца, все остальное больше по самочувствию.
- Сами кем-то хотите руководить? Хотите стать тренером?
- Да, конечно. Личный клуб - это цель на ближайшее будущее. Но пока я буду плавать.
- Терпения на работу тренера хватит?
- Это хороший вопрос (смеется). Тренеры всегда говорят, что в этом деле нужно много терпения. Я не уверен пока, что у меня для такой работы его достаточно. В спорте нужно много нервов, в принципе.
- Есть у вас какой-то кумир, ориентир, который мотивирует на дальнейшую карьеру?
- Уже нет.
- А раньше?
- Раньше я время писал и вешал над кроватью, как цель. Это было в университетском возрасте. В пять утра тяжело встать и пойти работать в зал. Цель помогает.
- Одержимость какими-то цифрами в плане результатов есть?
- Рекорд, конечно, всегда цель, но идеи фикс нет. Есть даже такое, что очень важно попробовать что-то новое - по технике, например, и за счет этого прибавить. Вот это увлекательно, интересно.
- "Костюмные" рекорды не раздражают? Все-таки другие условия, другое время, и на ваших дистанциях не так просто до них добраться?
- На самом деле, да, наверное, но на короткой воде уже рекорды падают, и на длинной воде приближаемся.
- Какие результаты в мировом плавании за последнее время произвели на вас сильное впечатление?
- Наверное "сотка" (Калеба) Дрессела, как он проплыл последний "четвертак", без дыхания, на таком лактате! Адам Пити и его результат на 50 метров брассом.
- За соперниками перед соревнованиями следите? За их результатами?
- Больше скорее с точки зрения стратегии, стоит мне сесть на волну или прижаться... Перед эстафетой опять же это помогает. Просматриваю заплывы и раскладку.
Настоящее
- После чемпионата мира в Будапеште у всех было особое настроение. Он получился успешным. У вас какие воспоминания остались?
- Да, это действительно был особенный чемпионат мира для нас. И то, что молодые наши выиграли золотые медали - (Евгений) Рылов и (Антон) Чупков - это очень здорово.
- Рылов и Чупков - молодые. А вы какой?
- Я где-то в серединке сейчас, но, наверное, в команде сейчас один из самых старых. Вроде вчера был самый молодой, новичок! Но смена поколений - это хорошо, рад, что у них все впереди. Очень круто все это наблюдать, на самом деле, следить за ростом конкуренции в команде.
- В Будапеште то ли в шутку, то ли всерьез прозвучало: "если будет еще одно четвертое место, все я ухожу". Если серьезно, какие планы на будущее?
- Токио – сто процентов, чемпионат мира в Казани будет в 2022 году, хотелось бы там выступить. И там уже два года до Олимпиады, хотя уже возраст будет. Надо реалистично смотреть на вещи. Меня может остановить только травма или возраст. Сам я уходить не собираюсь. Ну и если я буду не нужен команде, меня здесь не будет. Постоянно участвовать в отборе и не отбираться - это не мой вариант.
- Как-то Евгений Седов рассказал нам о задаче выиграть пять личных золотых медалей Олимпиады. У вас какие цели были?
- Три олимпийских медали, но юношеский максимализм прошел (смеется). Буду делать все, что могу для олимпийской медали, а там посмотрим.
- Если не удастся завоевать личную медаль, будете считать себя успешным пловцом?
- Да. Я тут начал анализировать свою карьеру, посмотрел, сколько было медалей, и могу сказать, что в целом доволен - были поражения, но были и победы. И по короткой воде были медали, и по длинной. Если бы сегодня закончил карьеру, не был бы ей разочарован. Знаете, как-то времени не было задуматься надо всем этим раньше, а потом оно возникло, оглянулся назад и понял, что доволен тем, что есть. Это дает чувство легкости.
- С психологом приходилось работать?
- Нет, хотя нет такого, чтобы я не верил в работу с психологом. Горбунов, например, прославленный специалист. Многие с ним работали, и он им помогал. Но мне пока не доводилось.
- В мире плавания многие стали говорить о том, что столкнулись с депрессией на каком-то этапе. Не было таких проблем? Не хотелось все бросить?
- Бросить, если и хотелось, то только лет в 13-14, когда были сумасшедшие нагрузки под 10 км... С тех пор такого, чтобы прям взять и все бросить, точно не было. Хотя у всех бывают белые и черные полосы. Бывает, что не хочется идти на тренировку, думаешь, зачем все это, но переступаешь через это и возвращаешься к работе. С опытом уже легче такое переносится, просто понимаешь, что это черная полоса и это пройдет.
- Татуировка с олимпийскими кольцами когда появилась?
- После медали в эстафете, после Лондона. Я мальчик из Сибири, олимпийское движение меня подняло, я сумел добиться результата. Решил сделать татуировку. Еще одну набивать не планирую.
- Вы из тех, кто пережил всю историю с допуском на Олимпиаду в Рио. Как сейчас это воспринимаете?
- Уже забыл. Жаль, что имя испорчено. "Звездочка" рядом с именем будет, что когда-то в чем-то подозревали, и это обидно, потому что знаешь - не было для этого никаких оснований.
- Что чувствуете, когда вас путают с тезкой-фигуристом?
- Постоянно отмечают меня на его фото в Instagram (смеется). Круто, что фигуристы хорошо выступают. Удачи им. Но я думаю, с каждым годом и у нашего вида спорта популярность растет. Я не обижен в этом плане.
Мир посмотреть, себя показать
- Мы говорили о системе подготовки, но сейчас, наверное, с годами вы и систему по восстановлению поменяли?
- Да, год от года она все сильнее меняется. Баня два раза в неделю, массаж - раньше его вообще не делал. Теперь и банки, и массажеры... Диета, опять же. Раньше не соблюдал, теперь приходится.
- Что не позволяете себе в плане еды?
- Сладкого почти не ем. Мясо все меньше. Раньше стейки ел, теперь уже нет. Больше ем рыбу. Плюс теперь у меня двухразовое питание - завтрак и ужин. Пробовал даже перейти на диету с разовым питанием за день, но мне не подошло. Просто не смог с таким питанием тренироваться, сводило мышцы, была какая-то непонятка в голове...
- Ограничения в еде вообще тяжело переносите?
- Нет, с соблюдением диеты проблем нет. Сложнее найти правильный вариант, чем его придерживаться.
- Многие вот говорят, что Морозов стал меньше дистанций плыть. Говорят, русские его испортили.
- Возраст меня испортил (смеется). Плыву все что могу. На короткой воде вариантов больше. На длинной воде 100 метров на спине разве что давно не плавал, а так все по максимуму.
- К скептическому восприятию результатов на короткой воде как относитесь?
- Короткая, конечно, не так важна, потому что не олимпийская. Стать лучшим по короткой воде при этом тоже дорогого стоит, там есть свои нюансы, свои сложности. Ну а Кубки мира для меня больше как загрузочная фаза, и для меня как для спринтера это действительно важно. Я это так воспринимаю.
- Но это колоссальная нагрузка.
- Когда я плыл в 2016 году, я не знал чего ожидать от той нагрузки, заканчивать уже было тяжело. В 2017-м уже понимал на что шел, использовал это для подготовки.
- А перелеты, постоянные перемещения как переносите?
- Я к этому иначе отношусь. Я стремился к тому, чтобы выступать на высоком уровне на протяжении многих лет. Я очень рад, что у меня есть такая возможность. Есть возможность к тому же заработать, выступая на этапах Кубка мира.
- Из всех стран, где пришлось стартовать, какая больше всего нравится?
- Нидерланды. Сингапур тоже неплохо, но там влажно, климат специфический, хотя красиво очень. На самом деле, я не настолько успеваю все увидеть, потому что там идет работа на результат. Но если что-то рядом, всегда схожу посмотреть.