А что делать в такой ситуации? Пожалуй, ответ тут только один – играть. Если все согласятся. Тут ведь все по документам: при температуре воздуха ниже -15 или выше +35 за час до матча арбитр и представители клубов принимают решение – готовы выйти на поле или нет. Если хотя бы одна из команд отказывается, матч переносится на другое время или и вовсе на резервную дату. Подобные прецеденты в российской футбольной истории были – можно вспомнить совсем недавнюю ситуацию со "Спартаком" и "Крыльями Советов" в Кубке России. "Енисей"-то явно готов играть. А вот "Ахмат"?
Но куда чаще игры все-таки случаются. Оно и понятно. Представим: тот же "Ахмат" летит из Грозного в Красноярск (а это почти 3600 км), заселяется там в отель, все это стоит денег. Которые никак не компенсируются. И для чего тогда, спрашивается, летели? Чтобы выйти на поле и сказать: "Нет, ребята, тут мы играть не будем, айда обратно"?
Вы же помните славные времена, когда еще в РФПЛ играла "Томь"? И чемпионат ведь проводился по системе "весна-осень", и игра томичей со столичным "Динамо" пришлась на середину марта. А на градуснике было -18. И ничего – все вышли на поле и сыграли. А теплолюбивый Мигель Данни (то был 2008-й год, португалец еще не думал переходить в "Зенит") и вовсе вышел на поле без термобелья. И ничего, даже в послематчевом комментарии на вопрос, как игралось в таких условиях, сказал: "Вполне нормально". Голов тогда, правда, не забили, но это уже штрихи к портрету.
А вот в ноябре 1993 года в Екатеринбурге было действительно холодно: -24. Но и это не помешало проведению матча "Уралмаш" – КАМАЗ. Справедливости ради стоит сказать, что особого выбора у команд тогда не было – матч-то был последний в сезоне, переносить его было попросту некуда. Вот и вышли на лютый мороз екатеринбуржцы и челнинцы. И показали вполне себе бойкий футбол – 4:1 победили хозяева. А на трибунах собрались порядка 3000 зрителей. Для них ведь играют.
Кстати о зрителях. Показательная история была с московским матчем "Спартака" и "Баварии" в Лиге чемпионов в феврале 2001 года. Тогда, конечно, ни о каких -20 и даже -15 речи не было. Столбик термометра опустился чуть ниже -5, но, тем не менее, радушные хозяева предложили немецким гостям ввиду серьезного снегопада матч перенести. Те отказались. С формулировкой "Зрители придут, для них ведь играем". Более того, Оттмар Хитцфельд на предматчевой пресс-конференции даже особо попросил журналистов не спрашивать его про погоду. Вот они и сыграли. Победили 3:0. И, несмотря на снег, довольные уехали домой.
Хотя, конечно, Рашид Рахимов, говоря об опасности морозного футбола, тоже по-своему прав. Взять тот же газон – при -15 это не мягкая травка, а нечто сродни бетонке. Это прекрасно прочувствовали на себе в ноябре 2017-го игроки ЦСКА в Хабаровске. Да, они тогда победили местный СКА 4:2, но какой ценой? На 20-й минуте Алексей Березуцкий в своей штрафной на мерзлом поле подвернул ногу. Да и вышедший вместо него Георги Миланов тоже матч не доиграл. На 80-й минуте Миланов неудачно приземлился на газон после верхового единоборства в центре поля, и подняться уже не смог.
Впрочем, к этой ситуации вспоминается фраза Валерия Газзаева, когда его спросили о том, почему при абсолютно нефутбольной погоде и ужасном поле его ЦСКА вышел и выиграл. Валерий Георгиевич тогда сказал фразу на века: "Мы-то в таких условиях вышли и выиграли. А вот теперь пусть другие попробуют".