Александр Кокорин и Павел Мамаев почти два месяца находятся под арестом в СИЗО № 2 г. Москвы ("Бутырка"), они подозреваются в совершении хулиганства и нанесении побоев. В среду состоится очередное заседание суда, по итогам которого арест может быть продлен до 8 февраля. РИА Новости вспоминает, как футболисты пережили это время и с чем подходят к новому заседанию.
С чего все началось
8 октября компания друзей, в которой, помимо футболистов, отдыхал и младший брат Александра Кирилл, засиделась в одном из стриптиз-клубов Москвы. Под утро молодые люди покинули заведение и решили позавтракать, но сначала напали на 33-летнего гражданина Белоруссии.
Виталий Соловчук, водитель ведущей Первого канала Ольги Ушаковой, сделал подвыпившей компании замечание, когда та задела автомобиль. В результате шофер получил тяжелую травму головы и был вынужден провести некоторое время в больнице.
Позднее в кофейне на Никитской улице Кокорин ударил одного из посетителей стулом. Избитым оказался глава департамента Минпромторга Денис Пак. Досталось также и главе НАМИ (разработчик президентских автомобилей Aurus) Сергею Гайсину.
По словам футболистов, Пак неоднократно оскорбил компанию, которая вела себя в кафе довольно шумно. Примечательно, что через некоторое время после потасовки в кофейне друзья Кокорина и Мамаева приехали на место инцидента с целью выкупить видеозапись, но водитель Дениса Пака оказался проворнее - к этому моменту копия видео уже была у него.
На следующий день ФК "Краснодар", цвета которого защищает Мамаев, обратился в палату по разрешению споров Российского футбольного союза с намерением расторгнуть контракт с полузащитником. Руководство "Зенита" также осудило действия Кокорина, а РФС, в свою очередь, обещал оказать клубам всестороннюю поддержку в вопросе расторжения контрактов. Кроме того, футболисты рискуют не просто остаться без клубов, но и быть отстраненными от футбола пожизненно.
В течение двух суток Кокорин и Мамаев не выходили на связь, несмотря на требования органов правопорядка явиться в отделение полиции. В итоге только 10 октября оба футболиста после угрозы объявления в федеральный розыск прибыли на допрос. К тому моменту в отношении обоих уже были возбуждены уголовные дела о хулиганстве, футболисты были задержаны на 48 часов
Арест
11 октября Тверской суд Москвы арестовал Павла Мамаева и Александра Кокорина до 8 декабря. Их подозревают в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц), а также статьей 116 УК РФ (побои).
Друзья-футболисты после суда сообщали, что намерены поддерживать в СИЗО спортивную форму. Для этого они могли пользоваться услугами спортзала, посещение которого стоит до 400 рублей в день. Также правозащитник Иван Мельников рассказал, что после посещения зала Кокорин и Мамаев вправе принять душ, который в обычных обстоятельствах по регламенту учреждения положен лишь раз в неделю. Позднее подруга футболистов Дарья Шишканова рассказала, что им не разрешили посещать зал больше двух раз в неделю.
Апелляция и слезы Кокорина
Спустя несколько дней после задержания, защита футболистов подала прошение о переводе своих доверителей под домашний арест. 19 октября апелляция была отклонена, а Мамаев, принимавший участие в заседании суда по видеосвязи, признался, что не верил в изменение меры пресечения.
Примечательно, что футбольный клуб "Зенит", за который выступает Кокорин, направил в суд ходатайство с просьбой освободить футболиста из СИЗО. Документ подписан президентом клуба Сергеем Фурсенко, к которому также присоединился главный тренер команды Сергей Семак. А мать Кокорина предлагала за освобождение Александра залог в десять миллионов рублей.
Сам Александр, выступая на заседании суда, не смог сдержать слез, посчитав меру пресечения "слишком суровой".
Будни в "Бутырке"
Футболистов в СИЗО регулярно навещают представители Общественной наблюдательной комиссии. Помимо уже упомянутых посещений спортзала, Мамаев и Кокорин регулярно выходят на прогулку, но, по словам Павла, солнца им не хватает: "Хочется на небо любоваться - в прогулочном дворике крыша, так что только с края голубая полоска видна... Опыт колоссальный. На воле спешишь, времени задуматься, побыть наедине с собой, себя послушать нет совсем. А тут этого хватает с лихвой. Многое понял..."
К началу ноября Кокорин ответил уже более чем на тысячу писем поклонников. По словам адвоката Татьяны Стукаловой, "негативных отзывов футболист не получает". Согласно данным с сайта "ФСИН-письмо", который позволяет отправлять электронные письма заключенным, стоимость одной страницы письма объяемом до 2500 знаков стоит 55 рублей, при этом максимальный размер письма не ограничен. Также сервис позволяет оплатить заключенному возможность ответа - это стоит также 55 рублей за страницу. Кроме того, болельщики могут отправить Кокорину фотографию, это обойдется еще в 30 рублей.
Обвиняемым регулярно приходят посылки. Сообщалось даже, что в октябре у Кокорина был превышен лимит на количество посылок с едой - ему ее посылают очень много. Ответственный секретарь ОНК Москвы Павел Мельников отмечал в конце ноября, что Кокорин простыл и выглядел унылым. По его словам "оба футболиста уже начинают полноценно осознавать всю серьёзность возможного наказания за их проступок. Это не способствует хорошему настроению и самочувствию".
Общественное порицание
Сразу после ареста глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров в своем Telegram-канале заявлял, что футбольный клуб "Ахмат" готов вне зависимости от исхода уголовного дела принять обоих игроков у себя. По словам Кадырова, главная цель такого жеста - "помочь футболистам вернуться в нормальную жизнь и безболезненно пройти период адаптации" после тюремного заключения.
Бывший главный тренер сборной России Валерий Газзаев, являющийся в настоящее время депутатом Госдумы, призвал остановить публичную травлю футболистов, называя развернутую против них кампанию чрезмерной.
Мнение Газзаева разделяет и Мирча Луческу, работавший ранее с Кокориным в "Зените". По мнению румынского специалиста, "важно быть справедливыми в выборе наказания и найти наиболее адекватную из всех возможных по закону мер".
А известный тренер Юрий Семин, возглавляющий "Локомотив", напротив, считает, что своими действиями Кокорин и Мамаев предали футбол.
Российский комментатор Геннадий Орлов поделился деталями беседы с одним из московских следователей, отметив, что оба футболиста "обязательно получат срок".
Бывший капитан сборной России Андрей Аршавин, посетивший Санкт-Петербург, назвал Кокорина одним из двух самых сильных по потенциалу российских футболистов.
5 декабря футболистов ждет суд. Следствие обратилось к суду с ходатайством о продлении ареста еще на два месяца, однако адвокат Кокорина Татьяна Стукалова настроена оптимистично. В одном из последних постов в Instagram юрист сообщала, что у следствия нет оснований продлевать арест футболистам, "поскольку обстоятельства по делу изменились в их пользу по сравнению с началом расследования".