Денис Косинов попытался разобраться в причинах скандала, вспыхнувшего перед началом второго этапа Кубка мира по биатлону в австрийском Хохфильцене. И главное — в его возможных последствиях.
Не верь глазам своим
По моим многолетним наблюдениям, умение накаркать — видовая особенность отечественного спортивного комментатора. Увы, это я и про себя самого.
Вот ведь неделю я вглядывался в происходившее на первом этапе Кубка мира в словенской Поклюке, пытаясь понять, излечился ли мировой биатлон от "русского синдрома". И пришел к выводу, что излечился. Даже позволил себе подзаголовок "Снова свои". Подробно живописал ровное отношение "зарубежных партнеров" к нашим. Не сказать, чтобы дружелюбное, но и нисколько не агрессивное. В общем, радовался сам и делился этой радостью с читателями. Ха-ха (угрюмо).
Но ведь ничто, решительно ничто не предвещало очередной бури! Ни одного худого слова в адрес российской команды. Да что слова! Ни жеста, ни гримасы, то есть совсем ничего подозрительного, оскорбительного или высокомерного ни один иностранец себе не позволил. Сложилось четкое ощущение того, что к нынешней команде, к новому нашему биатлонному начальству никаких свежих претензий нет. Даже дело Устюгова, Слепцовой и прочих не вредило. Они же из прошлой версии русского биатлона, а текущая версия безупречна.
И тут — бац! Как говорил великий афорист Виктор Черномырдин, никогда такого не было — и вот опять.
Хроники Хохфильцена
В два часа ночи со среды на четверг спортивный телекомментатор Дмитрий Губерниев разразился сенсационным постом в Instagram.
«
"Несколько часов назад в расположение сборной России по биатлону нагрянула австрийская полиция. Перед вами список спортсменов, тренеров, врачей и массажистов, кому предъявлены обвинения в нарушении антидопинговых правил во время чемпионата мира в Хохфильцене в 17-м году", — написал комментатор и приложил список: тренер Александр Касперович, врачи Артем Крынцилов и Евгений Шутов, массажисты Александр Селявкин и Дмитрий Топычканов, биатлонисты Евгений Гараничев, Александр Логинов, Антон Шипулин, Алексей Волков и Ирина Старых.
"В Австрии это уголовное преступление. Все, кто указан в этом списке, обязаны дать свои объяснения полиции. Интересно, почему именно сейчас и спустя почти два года предъявлены эти обвинения? За последние несколько лет наша команда регулярно проходила и проходит допинг-тесты, и вопросов нет. А теперь они есть у австрийской полиции", — написал Губерниев.
Все просто. Некоторое количество российских журналистов разместились в Хохфильцене в одном отеле с нашей командой. Сложно было не заметить, как в гостиницу прибыла целая бригада представителей полиции и прокуратуры. Было это часов в десять вечера по местному времени, многие еще не спали и прекрасно рассмотрели, к кому нагрянули сотрудники органов.
Мой источник рассказал, что Губерниева очень просили попридержать информацию, но поди удержи такую сенсацию. Вот Дмитрий и не выдержал. Я-то его отлично понимаю, да и не утаишь эдакое шило в дырявом мешке. Не говоря уж о том, что, как мне кажется, в принципе не надо ничего утаивать, но в России так не принято.
Ну и началось. Президент Союза биатлонистов России (СБР) Владимир Драчев, еще с вечера пытавшийся понять, что за напасть такая вновь случилась с нашим биатлоном, ранним утром в четверг, 13 декабря, ответил на мой запрос расплывчато.
«
"Могу сказать, что команда стартует в Хохфильцене. Мы ведем разбирательство и уточняем обстоятельства происшедшего", — сообщил Драчев по телефону.
Через пару часов уточнил. Понятно было, что раз следователи приходили, то, видимо, не затем, чтобы чайку попить.
"Подтверждаю: получили уведомление о начале следственных действий! Подтверждаю и то, что команда стартует (на этапе Кубка мира в Хохфильцене. — Прим. ред.). Посольство РФ проинформировано и приступило к работе, сигнал принят. Выделены специалисты", — сказал Драчев.
Осталось подтвердить, что расследуется именно нечто, происшедшее якобы во время чемпионата мира 2017 года в Хохфильцене. Далеко не сразу, но австрийские официальные лица подтвердили и это. Итак, дело ведет австрийская прокуратура по расследованию экономических и коррупционных преступлений. Официальный представитель ведомства Элизабет Тойбль рассказала РИА Новости, что проводится расследование против десяти членов российской биатлонной команды, в том числе пяти спортсменов.
"Дело касается применения запрещенных веществ и методов для допинга, а также серьезного обмана, связанного с допингом. В соответствии с австрийским уголовно-процессуальным законодательством подозреваемым лицам было выдано извещение о проведении расследования. Обыски или допросы не проводились", — уточнила госпожа Тойбль.
Разумеется, обеспокоились происшедшим и наши дипломаты. Посол России в Австрии Дмитрий Любинский сообщил, что запросил информацию о расследовании в отношении российских биатлонистов у правоохранительных органов Австрии, и добавил, что посольство не получало официальных обращений или запросов по данной ситуации. Однако, не дожидаясь формального ответа от МИД и Генпрокуратуры Австрии, представитель посольства России выехал в Хохфильцен.
"Находимся в контакте и с нашей командой, и с Министерством спорта России. Представитель посольства выехал в Хохфильцен, чтобы оказывать необходимое содействие на месте", — отметил пресс-секретарь посольства Булат Хайдаров.
Драчев намерен прибыть в Хохфильцен в пятницу. В четверг туда спешно отправился член правления СБР Виктор Майгуров, который в 2017 году был вице-президентом IBU. Кроме того, свою готовность всячески помогать биатлонистам выразили и министр спорта Павел Колобков, и президент ОКР Станислав Поздняков, и официальный представитель МИД России Мария Захарова. Словом, наши начальники готовы, как они уверяют, биться за доброе имя соотечественников, не говоря уж об их карьере и даже свободе. Но в первую очередь — за доброе имя. Ущерб ему сильно тревожит спортсменов.
Первым в Instagram выступил Александр Логинов. Для него, отбывшего дисквалификацию по обвинению, которое он так и не признал, любое касание темы допинга болезненно, это ясно. Вот Евгения Гараничева в применении запрещенных веществ и методов не уличали, но высказался во все том же Instagram и он. Оба отрицают все обвинения в свой адрес.
Ну и третьим выступил Антон Шипулин. Он сейчас тоже в Австрии, в местечке Обертиллах, так что пришли следователи и к нему. Он ведь тоже в списке, так что все сложилось очень удачно для прокуратуры. Антон выдержанный человек, к тому же битый жизнью. Но, судя по тексту на странице Шипулина опять-таки в Instagram, Антон был взбешен.
"Я никогда в жизни не употреблял допинг. Я никогда не нарушал антидопинговых правил. Я всегда добросовестно проходил все допинг-тесты и всегда был открыт для всех антидопинговых служб. У меня нет никакого объяснения происходящему. Я крайне зол, что продолжается охота на ведьм, которая подрывает мое доверие, как абсолютно чистого спортсмена, не только к борьбе с допингом, но и к нашему виду спорта в целом. Любые обвинения, даже любые домыслы в свой адрес иначе как полным бредом я назвать не могу. Это абсолютно безосновательный бред, ничего, кроме возмущения, не вызывающий. Я всегда честен перед собой, биатлонной семьей и болельщиками. Мне не в чем упрекнуть себя", — подчеркнул спортсмен.
Негодовал и Дмитрий Васильев, двукратный олимпийский чемпион, находящийся сейчас в Хохфильцене. Обычно Дмитрий очень тщательно выбирает слова, но на этот раз в разговоре с корреспондентом РИА Новости высказался от души.
"Это очередной беспредельный шаг со стороны наших оппонентов в отношении не только биатлона, но и российского спорта в целом. Я думаю, это спланированная заранее провокация. Цель в том, чтобы вывести нас из равновесия и спровоцировать на какой-то необдуманный шаг, и потом использовать против нас наши же неправильные шаги. Я думаю, эти провокации будут и дальше периодически вспыхивать. Надо к этому относиться спокойно, как к чему-то неизбежному, и делать свое дело", — заявил Васильев.
"Почему все это произошло именно в Австрии? Они увязывают два дела. Нынешнее и то, которое заведено в отношении (бывшего президента IBU. — Примю ред.) Бессеберга, которое тоже, по моему мнению, сфабриковано. И если здесь органы охраны правопорядка, что называется, уже настроены на определенную волну, почему бы не использовать их по второму кругу. Сама австрийская прокуратура, конечно, не способна на провокацию. Она — тот самый инструмент, который используют наши недруги, вот и все. Для достижения цели все способы хороши, как известно", – подчеркнул двукратный олимпийский чемпион.
Но кто они, наши недруги? Не похоже, что руководители IBU во главе с новым президентом Олле Далином. Союз поспешил откреститься от всей этой истории, распространив очень краткое заявление.
«
"IBU известно о действиях со стороны властей Австрии в расположении сборной России по биатлону в Хохфильцене. У IBU нет дополнительных подтвержденных сведений деталей этой полицейской операции, организация связалась с властями для получения этой информации", — говорится в заявлении.
Вот в это я готов поверить, особенно учитывая сказанное Васильевым. И возникают два вопроса: что это было и что теперь будет?
Скандалы и медали
Вернусь к началу повествования. Настаиваю, что на первом этапе в Поклюке все было нормально. И тому было множество предпосылок! Сменилось руководство и СБР, и IBU. WADA восстановило РУСАДА. Далин приезжал в Москву, чтобы обсудить с Драчевым дорожную карту восстановления статуса СБР. Не говоря уж о том, что МОК еще десять месяцев назад, сразу после окончания Олимпиады, восстановил статус ОКР.
Словом, все шло к тому, что российские биатлонисты вернутся к нормальному участию во всех процессах. От непосредственного участия в турнирах до проведения таковых на территории России. Я не знаю ни одного иностранца, которому не понравилось бы в Ханты-Мансийске и Тюмени, и, полагаю, биатлонное сообщество с огромной радостью вернется туда. Там и натуральный снег толщиной в три метра, и сказочное гостеприимство хозяев, да и сами комплексы куда шикарнее и современнее того же стадиона в Хохфильцене.
И даже допинговое дело, возбужденное недавно против Евгения Устюгова, Светланы Слепцовой и еще двух бывших спортсменов, не должно было помешать счастливому воссоединению русского и мирового биатлона. Ведь их обвиняют в том, что происходило с 2012 по 2015 год, а на дворе уже заканчивается 2018-й.
То ли дело такой свежак! Да, Александр Касперович уже не главный тренер. Нет в команде и тех врачей с массажистами, что фигурируют в новом деле. Но Логинов, Гараничев и Старых сейчас в команде, Шипулин, как все ожидали, вот-вот должен был вернуться, а Волков, хоть и не прошел отбор в основную сборную, не собирается завершать карьеру. И это совсем другое дело, правда?
Ну-ка, кто из русских выигрывал медали чемпионата мира — 2017 в Хохфильцене? Правильно. Чемпионы в мужской эстафете — Шипулин и Волков, призеры смешанной эстафеты — Шипулин и Логинов, четвертое место в преследовании заняла Старых, в десятку в спринте вошел Гараничев. Красота, правда? Сильнейшие российские биатлонисты, которые по-прежнему в строю, подозреваются в том, что за год до Олимпиады, на восьмой год непрекращающегося скандала, по-прежнему пытались нарушать спортивный закон. И не только спортивный, поскольку в Австрии допинг — это уголовное преступление.
И вот такой скандал, в случае, если австрийской прокуратуре каким-то образом удастся доказать факт совершения преступления, безусловно, повернет процесс вспять. Снова заголосят все те, кто год-два назад призывали начисто изолировать русский биатлон. Ни о каком восстановлении СБР и речи не будет. МОК вновь задумается, а не применить ли санкции ко всему российскому олимпизму. И так далее.
Вот только удастся ли доказать? Это же не МОК, который выносил вердикт о коллективной ответственности, опираясь в своих расследованиях на не слишком убедительные с юридической точки зрения свидетельства Родченкова. Австрийским следователям придется доказывать конкретную вину каждого из обвиняемых, приводя неопровержимые доказательства. В том числе и вещественные, одними свидетельствами не обойдешься. Все-таки Австрия — правовое государство.
Получается, что доказать вину десяти русских будет очень трудно. Тогда зачем все это? Кто инициировал расследование? Кто, грубо говоря, подал заявление в австрийскую прокуратуру? Ведь не просто так следователи возбудили дело, кто-то или что-то должно было их к этому подтолкнуть.
И получается, что прав Дмитрий Васильев, утверждающий, что происходящее сейчас в Хохфильцене — провокация. Причем практически беспроигрышная. Если дело будет закрыто за недоказанностью, а то и отсутствием состава преступления, пресловутый осадочек останется. Точнее, добавится к тому большому осадку, который еще не осел после Рио и Пхёнчхана, и не скоро, доложу я вам, осядет. И все усилия российской стороны последних месяцев окажутся дезавуированы. Уж как через силу признали пусть не доклад Макларена, но доклад Шмида, но сделали это, и процесс пошел. А тут на тебе — опять!
А ведь следствие — дело долгое. Тренер нашей женской сборной Виталий Норицын предположил, что могут возникнуть проблемы с выездом из Австрии. (Хотя как? Границы-то по факту нет.) Губерниев в прямом эфире заявил, что австрийцы требуют от Шипулина вернуть все призовые за ЧМ-2017. (Почему австрийцы? Платил-то IBU.) Полагаю, ни того ни другого не произойдет. Но всё то время, что будет тянуться следствие, наши будут оставаться на подозрении, а значит, не будут приближаться к полноценному возвращению в мировой спорт. Полагаю, для этого все и затевалось.
И ведь некого винить, кроме самих себя. Нарушали? Да, увы. И не раз. Упорствовали в нежелании идти на уступки? Еще как, и не один год. И теперь долго нам все это будут припоминать. Так что снова прав Васильев. Это не последний такой удар. И придется научиться его держать.
Перед Поклюкой я писал, мол, выиграть бы хоть одну медаль, весь сезон потом мы могли бы верить, что все получится.
Так вот теперь в Хохфильцене это еще важнее. Потому что пока просто больше нечем отвечать.