Футбол

Гавриил Гордеев: канал о футболе должен делать зритель

Читать на сайте rsport.ria.ru
Генеральный продюсер канала "МАТЧ ПРЕМЬЕР" Гавриил Гордеев рассказал РИА Новости, почему именно он должен делать единственный футбольный канал страны, в чем смысл нового конкурса комментаторов и кому нужен проводимый в Катаре кубок четырех команд.
- Вспоминаю презентацию бренда РПЛ перед началом сезона и одновременный же ребрендинг канала "Наш Футбол". Первый взрыв: "МАТЧ ПРЕМЬЕР". Второй тут же: генеральный продюсер – Гавриил Гордеев. Разрыв шаблона. Тогда же подумалось: "Да это Гавр из Камеди! Ну какое отношение он имеет к российскому футболу?!"
- Гавр или Гавриил Гордеев имеет отношение к российскому телевизионному маркетингу. Это намного важнее.
- То есть это только внешнее ощущение, и когда вы начали делать футбольный канал, с подобным отношением не столкнулись?
- У меня это закончилось в первую неделю августа. Вот вы же хоть раз смотрели "МАТЧ ПРЕМЬЕР"?
- Конечно.
- Ну понравилось же? Наконец кто-то стал делать этот продукт с точки зрения телевидения. Раньше у российского футбола этого не было. А у нас и доля выросла. Хотя для меня намного важнее время просмотра – этот показатель у нас значительно выше, чем у других тематических каналов. Я не хвастаюсь, просто это некий показатель, на основе которого у нас у самих складывается понимание: смотрят ли программы, студии до матча, или смотрят только трансляции. Так вот - время просмотра выросло. Я действительно не имею профессионального отношения к футболу, только как преданный зритель. Но я имею отношение к телевидению. С точки зрения маркетинга. И футбольный канал должен делать именно такой человек. Иначе он перестанет быть нужным зрителю.
- А есть кто-то, на кого вы ориентируетесь при производстве своего контента?
- Вот вам "Ла Лига" нравится? А ее делают три человека, не имеющих непосредственного отношения к футболу. Один, к примеру, до этого работал в Netflix, другой в Facebook. Но каждый принял решение уйти из своей истории и прийти в футбол. Потому что они зрители футбола, они фанаты, и они знают, как делать так, чтобы было круто. Я, возможно, идеалистически сейчас рассказываю какие-то вещи, которые любым болельщиком могут восприниматься в штыки.
- Потому что "братан, ты кто такой".
- Братан, я точно так же зашел в "Comedy radio". Когда мне говорили: "Где ты возьмешь прямой эфир, где ведущих найдешь?" - что тогда, что и сейчас я заходил не с позиции "Вот сейчас я научу, как надо делать", а с позиции зрителя и слушателя. Вот лично мне не хватало этого футбика. Да, в большей степени я загорелся во время чемпионата мира. Когда увидел, что у футбола может быть более широкая аудитория. Я увидел, как ходят на футбол, посмотрел, как на него реагируют. У российского футбола аудитория должна быть шире. Ему не нужно замыкаться только внутри узкого профессионального круга.
- Возвращаясь к разговору про "что нравится", мне больше по душе английская премьер-лига.
- Ну, премьер-лига - это отдельная история. Я до сих пор помню те мурашки, которые у меня побежали, когда я пришел на стадион "Челси". Вот представь это ощущение: ты идешь по абсолютно спальному району, пятиэтажки, спокойная толпа зрителей, взрослые мужчины с газетами в руках и в кепочках. И вдруг – стадион! И ты туда заходишь, и у тебя ощущение полного Full HD. Ты на арене "Челси". Так круто! Это все к слову об эмоциях, которые я в разных местах насобирал, и теперь пытаюсь реализовать их для телека.
- Но при этом у телевидения есть возможность крупным планом показать что-то, чего ты просто не сможешь увидеть, когда сидишь на трибуне.
- Эмоции, да. В том-то и дело. И, конечно, мне важно, чтобы мне было кого показывать – того, кто сидит на трибуне. Именно поэтому мы заранее разговаривали про тайм-слоты, заранее говорили о том, чтобы устаканить конкретное время матчей и так далее.
- А Гавр - он как Гинер?
- Почему такое сравнение (смеется)?
- Когда-то рассказывали, что Евгений Леннорович в своем ЦСКА знает не только футболистов основы, но и игроков молодежного состава, и даже академии.
- Гавр знает, как правильно показывать. Какой ролик и как надо сделать, чтобы зритель получил удовольствие от происходящего на экране. То есть если я начну еще глубже погружаться во все процессы, происходящие в футболе, я и телек начну делать по-другому.
- Интересная позиция – я не должен быть внутри процесса, нужно смотреть со стороны.
- Абсолютно. У меня есть люди, которые очень хорошо разбираются в футболе. Я же защищаю зрительский интерес. И для этого сам должен быть зрителем. И я должен получать эмоцию независимо от того, играет сейчас "Анжи", "Енисей", "Оренбург" или ЦСКА. Моя команда, единственная, за которую я болел, - пермский "Амкар", но ее больше нет. И именно в этот момент пришло время мне заняться футболом (смеется).
- А как так вышло, что вы прониклись футболом?
- Со мной это произошло давно, еще в 2008 году. На Чемпионате Европы.
- На матче с голландцами?
- Я был под впечатлением от всего. И от того, что перед игрой со сборной Испании я подрался (смеется). Я даже больше того скажу. Я проникся футболом еще в 1999-м в Перми на стадионе "Звезда”.
- А что за драка перед матчем с испанцами? И перед каким, кстати? Их же на том Евро два было.
- Это была игра в группе, в Инсбруке. И дрался я тогда не с испанцами, а с русскими (смеется). И не по футбольным причинам. Там просто меня на входе чуть ли не скрутили с криками: "Сфотографироваться!" Я поворачиваюсь, отказываюсь, и получаю по башке (смеется).

"Кубок хотим сделать ежегодным"

- На самом деле, есть ощущение, что реальные показатели работы "МАТЧ ПРЕМЬЕР" можно будет оценить по межсезонью. Потому что спорт – история цикличная. Вот сейчас в чемпионате России перерыв в несколько месяцев. И тут нужно выпрыгнуть из штанов, чтобы удержать ту аудиторию, которая пришла на канал. Матчей-то нет.
- На самом деле, когда мы изначально создавали "МАТЧ ПРЕМЬЕР", было понятно, что возникнет проблема межсезонья. Ведь по ходу чемпионата мы можем сделать что угодно - правильно, хорошо, разнообразно, но вокруг прямых трансляций. А в межсезонье? И в какой-то момент возникла история с Кубком. Которая вполне себе логична. Это такое особенное событие, которое необходимо как нам с точки зрения нового контента, так и зрителям, поскольку в межсезонье с российским футболом особо-то больше ничего и не происходит. Да, будут товарищеские матчи, но они чуть позже. И если в декабре еще можно делать прямые эфиры в студии, обсуждать каждую игру, каждый клуб по итогам первого круга, то что делать в январе? И вот так все это в итоге сложилось в "КУБОК МАТЧ ПРЕМЬЕР".
- Кто автор идеи?
- Конкретно не могу сказать, кто это придумал. То есть это было не так, что кто-то один пришел, и сказал: "А давайте делать Кубок!". Нет, такого не было.
- Про этот Кубок говорят уже давно, правда, в основном в контексте того, что тот или иной клуб отказался от участия...
- А кто отказывался?
- Ну, инсайдеры в интернетах уверяют, например, что когда Массимо Каррера еще был главным тренером "Спартака", он не хотел принимать участие в этом турнире.
- У меня нет такой информации. Может быть, он кому-то это и говорил, но у меня есть информация от четырех клубов – "Зенита", "Спартака", "Ростова" и "Локомотива" – о том, что они участвуют. И у меня есть вопросы от болельщиков других клубов, которые спрашивают, почему их команды не участвуют. Но у всех свои планы подготовки. И я не вижу в этом проблемы.
"Спартак", "Локомотив", "Зенит" и "Ростов" сыграют на турнире в Катаре
- Так это и не проблема, ведь даже если кто-то отказывается приезжать в Катар, потому что у них другие планы, про турнир все равно говорят.
- И слава богу! Более того, все сразу думают – вот клуб отказался, значит сразу негатив. Какой тут негатив, если нам изначально нужны были четыре команды?
- То есть вы абсолютно спокойно восприняли решение ЦСКА не участвовать?
- Совершенно верно.
- Был в свое время другой межсезонный турнир, проходил в Израиле, и там играли российские и украинские клубы. И как-то в одночасье все закончилось.
- Не знаю предыстории того Кубка, но что касается нашей истории… мы, конечно же, хотим, чтобы она была ежегодной. И еще это тема стратегическая - чтобы мы понимали, куда дальше двигаться, во что этот турнир может превратиться, какие команды могут еще участвовать...
- И во что же он может превратиться?
- Ну, это вы узнаете после того, как мы проведем первый "КУБОК МАТЧ ПРЕМЬЕР". Но мы, конечно же, хотим, в том числе, двигаться и в сторону международной истории, не только Российской премьер-лиги. Сейчас специально проводим его в Катаре, потому что это на слуху, это интересно, и мы фактически хотим высадить первый футбольный десант на территории, где пройдет следующий чемпионат мира (смеется). И нам с точки зрения телевидения это очень важно – сделать материал и показать аудитории, насколько это интересно.
- За что будут бороться клубы, участвующие в турнире?
- Есть призовой фонд за первое, второе и третье место. Клубы получат вполне конкретные деньги. У нас и кубок есть, очень красивый. Уникальный. Такого вообще ни у кого не было.
- Он с кристаллами, весь в бриллиантах? Катар же.
- Там нет помпезности, кристаллов или алмазов. Там есть другие нюансы, но могу сказать точно – такой кубок никто никогда не делал.
- А что с болельщиками?
- Каждый клуб сам отвечает за приглашение своих болельщиков. Мы со своей стороны обеспечиваем всех желающих бесплатными билетами - чтобы тот, кто долетит, смог прийти. И, конечно, с точки зрения организации спортивной части нам помогает Российская премьер-лига, ведь как телеканал мы не можем за это отвечать.
- Помню слова про креативные моменты в трансляциях и новый контент, произнесенные во время презентации перед началом сезона. История про Кубок – как раз про это?
- С одной стороны – да, можно сказать, что благодаря этому Кубку мы новый контент создаем, а с другой - у нас есть трансляции матчей чемпионата. И во время трансляций зачастую происходит такая история, что многие клубы не дают возможность снимать то, что давно уже снимается в европейских чемпионатах, и чего бы нам хотелось…
- Условно как в НХЛ камера на шлеме?
- Да. Условно. Я не жалуюсь, это нормальная история, потому что каждый тренер, каждая команда в своей атмосфере существуют. Есть клубы более закрытые, есть открытые. Где-то нас в подтрибунку пускают, где-то нет. И это такая штука, на которую в рамках РПЛ мы не давим, если есть возможность - реализуем. А здесь нам хочется это все в большей мере реализовать - мы заранее обсуждаем с каждым клубом некий креатив. И подобных вещей хочется сделать чуть побольше. Я надеюсь, что эти нововведения вы увидите, в том числе, и в прямом эфире. Стартовать мы будем за час до каждой игры, будут работать студии и там, и в Останкино. И комментаторы у нас будут и в Катаре, и здесь.

"Теория больших чисел"

- Вы запустили новый конкурс комментаторов. Я лично узнал из соцсетей, причем, как вы понимаете, от тех, кто неудачно выступил в прошлом конкурсе. Следовательно, полярность их высказываний примерно понятна.
- Любой конкурс может вызвать абсолютно разные эмоции – ведь всегда есть победители и те, кто не смог пройти. Многие могут сказать: "А где предыдущие победители?". А они есть. На самом деле, практически все из действующих комментаторов проходили через конкурс.
- Этот конкурс будет чем-то отличаться от предыдущих?
- Хочется сделать его максимально современным. Дать больше возможностей аудитории в соцсетях и вообще в диджитале, в интернете. Чтобы люди могли послушать, посмотреть, и даже если во время матча у них не было такой возможности, чтобы они могли потом это посмотреть и оценить. Потому что эта оценка нам очень важна.
- А что по механике? Заходишь в группу ВКонтакте, там пятиминутные отрезки матчей чемпионата России, которые нужно прокомментировать и отправить аудиозапись?
- Да. Эти аудиофайлы слушают редакторы "МАТЧ ПРЕМЬЕР". На этом этапе мы оцениваем в первую очередь технически – есть ли брак по записи. Условно - вдруг человек прислал пустую аудиодорожку. Такой файл дальше мы пропустить не можем. Но даже в этом случае нам нужно с этим человеком связаться, уточнить, может быть, он просто ошибся. Также на этом этапе будут отсеяны еще и совсем уж откровенно неудачные с творческой точки зрения комментарии. Следующий этап – мы собираем аудио всех претендентов, соединяем их с видео. У нас получается набор коротких пятиминутных роликов. Их оценивают все комментаторы "МАТЧ ПРЕМЬЕР". Причем мы честно спрашиваем - кто не успеет посмотреть, оценить. Оценивают и эксперты. То есть мне здесь важно, чтобы случилась теория больших чисел. Жюри большое, у каждого есть возможность выбрать 12 человек. И в этом выборе должны участвовать и комментаторы, и эксперты "Матч ТВ", и люди, которые не имеют отношения к каналу, но имеют отношение к футболу.
- А как же народное голосование?
- На данном этапе - нет. На этом этапе отбор происходит посредством наших представителей, РПЛ, РФС и футболистов. До 31 декабря нам нужно набрать пул из 20, а то и больше человек именно в жюри - тех, кто будет участвовать именно в этом отборе.
- Ну да, представляю. Приходит такой Гавриил Гордеев к Игорю Акинфееву, и говорит: "Игорь, вот тут 250 пятиминутных видео, пожалуйста, оцени".
- Именно. А Игорь Акинфеев говорит: "Нет, не отсмотрю". О’кей, следующий. Но просто при этом тому же Игорю Акинфееву я говорю: "У тебя на это есть не один день, а 20. Скажи, в каком виде тебе удобнее всего это подать. Но сразу скажи – если ты их не отсмотришь, мы пойдем к другому".
- А кто-то из футболистов уже согласился?
- Да. Но у футболистов в рамках этого конкурса будет еще одна важная роль. На следующем этапе. После творческой оценки мы получаем 12 человек, которые будут комментировать весь "КУБОК МАТЧ ПРЕМЬЕР". Они приезжают к нам, садятся в комментаторскую кабинку. На поединок. Путем простой жеребьевки эти 12 человек попарно распределяются в дуэли. Первый круг – три матча. В каждом - два тайма. И каждый тайм комментируют два претендента. По отдельности. На наших сайтах идет прямая трансляция с федеральным комментатором, который будет работать в прямом эфире. Мы же не можем допускать до телеэфира новичков. Но у трансляции на сайтах помимо основного будут еще два дополнительных окошка. И пользователь может переключиться на того или другого претендента. Вот и получается дуэль.
- А как высчитать, кто более популярен? По количеству переключений?
- В том числе. Голосование тоже есть. В течение суток эти комментарии доступны. Их оценивают трижды. Одну оценку они получают от зрителя, другую - от жюри, во главе которого Юрий Розанов, а третий голос – это голос звездного жюри: Дзюба, Акинфеев, Аршавин, Кержаков и так далее. В итоге каждый поединок заканчивается либо со счетом 2:1, либо со счетом 3:0. Так после трех матчей 12 претендентов превращаются в шесть. А дальше – еще три матча. И на выходе мы имеем трех финалистов. Они уже победители. И уже жюри решает, кто из них лучший.
- А за что они борются – контракт с каналом?
- Да. Победитель получает контракт. Второй финалист получает от нас билеты на финал Лиги чемпионов, третий – возможность посетить один из европейских матчей. Но главное - я надеюсь, что благодаря этому конкурсу мы сможем найти людей, которые дальше будут с нами работать - пойти на стажировки и так далее. Важно, чтобы были люди, которые могут и умеют комментировать, умеют держать нерв – это, конечно, серьезная история. Я вот пробовал, и честно признаюсь – я не могу.
Руководитель телеканала "Матч Премьер" Гавриил Гордеев
- Впереди Новый год. Учитывая количество ваших должностей, получится ли его отпраздновать по-человечески?
- Ну, из-за "КУБКА МАТЧ ПРЕМЬЕР" в этом году я не поехал в Пермь (смеется). Но это не значит, что я не увижусь с мамой. Она приедет сюда (смеется). А на самом деле – в Новый год я буду вступать в совершенно рабочем режиме. Потому что еще очень много организационных и творческих моментов, которые надо реализовать. Но я так скажу: количество должностей не тяготит, оно обязывает.
- И все равно я не могу поверить, что в момент, когда будут бить куранты, вам кто-то позвонит, и нужно будет решать рабочие вопросы.
- Вот в том-то и дело, что я уже давно нахожусь в ситуации, когда бьют куранты, и не мне кто-то звонит, а наоборот, как правило, я кому-нибудь звоню. А жена и дети начинают меня тормозить (смеется). Но в этот Новый год, хотя загадывать, конечно, нельзя, пусть мои сотрудники будут спокойны. Потому что с вечера 29 числа я полностью с семьей, и где-то до восьмого января от меня не стоит ждать сообщений в почте. Хотя, так как телик я все равно буду включать, наверняка что-нибудь я там найду. Всегда так происходит (смеется).
- Все подарки куплены? Дед Гавр к празднику готов?
- Вопрос в точку. Потому что когда я понимаю, что на декабрь у нас все эфиры распланированы, когда подготовка к Кубку идет в плановом режиме, именно в этот момент я сильно переживаю, как мне до 31 декабря успеть заказать сыну футбольную форму в стиле "МАТЧ ПРЕМЬЕР". Я реально в панике, потому что ни одна сувенирная контора не успеет это сделать. А его футбольная команда в школьном турнире выиграла первое место. И я ему обещал.
Обсудить
Рекомендуем