Футбол

"Бутырка Юнайтед": как Мамаев сыграл в футбол в СИЗО

Читать на сайте rsport.ria.ru
Четырнадцатого февраля на территории знаменитого следственного изолятора № 2 — московской "Бутырки" — состоялся уникальный для России футбольный матч с участием арестантов и полузащитника "Краснодара" Павла Мамаева. За игрой вживую понаблюдал Максим Траневский.
Вряд ли кто-то всерьез верил, что такое вообще возможно, когда в СМИ впервые проскочила информация о матче в СИЗО с участием Александра Кокорина и Павла Мамаева. Сразу вспомнился фильм "Костолом", в котором персонаж экс-футболиста, а теперь актера, Винни Джонса, сколачивал команду из заключенных и играл против надзирателей. Но это было в кино и в Англии, а тут – суровая российская действительность.
Мамаев сыграл в футбол на поле СИЗО "Бутырка"
Однако Павел Мамаев идею продавил. В СИЗО, пока журналисты с аппетитом уплетали булочки в форме сердечек, по слухам приготовленные заключенными ко Дню Святого Валентина, нам рассказали, что именно футболист "Краснодара" сыграл решающую роль в том, что матч все же состоялся.
Мамаев в нем участие принял. А вот Кокорин – отказался. В СИЗО сказали, что Александр не может играть из-за того, что у него как раз на время матча намечены какие-то протокольные мероприятия – что-то вроде встречи с адвокатом. На самом деле мы понимали, что играть ему запретила его команда защиты, которая продвигает на суде версию с больным коленом, грозящей инвалидностью и вообще плохим самочувствием.
Да он и не мог бы сыграть ни с Мамаевым, ни против него – подозреваемые по одному делу не должны даже пересекаться, не то что играть в футбол. Поэтому на матче не было ни Александра, ни его младшего брата Кирилла, который тоже неплохо гоняет мяч, ни их друга Александра Протосовицкого, еще одного спортсмена-любителя.
Игрок ФК "Краснодар" Павел Мамаев (слева) перед началом матча между заключенными московского СИЗО "Бутырка".
Журналистов сначала долго запускали на территорию СИЗО – почти час. Внутри собралось никак не меньше полусотни представителей прессы. Потом был обед с булочками в служебной столовой и рассказ сотрудника ФСИН о том, что этот матч не имел и не имеет аналогов. Он вполне может стать пилотным у большого проекта по созданию возможностей для заключенных СИЗО заниматься спортом.
В СИЗО вообще порядки строгие – пересекаться друг с другом могут только сокамерники. Правила даже не позволили провести матч обвиняемых против сотрудников СИЗО – как в фильме, хотя многие из надсмотрщиков, и даже люди из центрального управления, проявляли энтузиазм. По этой же причине Павлу пришлось играть в футбол только в команде с теми, кто находится с ним в двенадцатиместной камере, против команды все из той же камеры. Друг с другом играли "Команда А" в оранжевых манишках и "Команда Б" – в желтых манишках.
Футбольный матч с участием Павла Мамаева в СИЗО
К полю вел достаточно узкий коридор, стены которого украшали плакаты времен ЧМ-2018 – с улыбающимся Забивакой, который здесь больше напоминал не дружелюбного волка, а служебного пса, как тот из специального вольера на пропускной, где у журналистов отбирали телефоны и все личные вещи кроме оборудования, необходимого для работы. Когда один из коллег попытался пронести смартфон на территорию, ему сразу показали "красную карточку" – выгнали с территории СИЗО.
Поле – прямоугольник утоптанного снега метров 20 в длину и 10 в ширину, со всех сторон окруженный застенками "Бутырки". Окна были только на одной стене – справа. Из форточек за игрой наблюдали такие же заключенные, как и Павел Мамаев – махали руками, иногда даже что-то кричали. Они тоже выйдут на поле, но в другой день. Во всяком случае, нам так сказали.
Сокамерник Мамаева: у нас прекрасные отношения с Павлом
На стене напротив расположилось импровизированное табло: "Команда А" - "Команда Б" – 0:0. Вместо электронного экрана – файлы для листов формата А4, которые лежали на столе. На листах – цифры от нуля до девяти. Двузначный счет предусмотрен не был, но до него и не дошло, хотя было очень близко.
Разметка на поле была нанесена красной краской: боковые и лицевые линии, центральная полоса с кругом и точкой и даже штрафные площади. На лицевых линиях – мини-футбольные ворота, выкрашенные в черное и белое, по бокам – угловые флажки в черно-белую клеточку, а за линиями – скамейки запасных. Одна из них, находившаяся за спинами операторов ТВ, в этом матче не использовалась по понятным причинам – все переодевались на противоположной.
Футбольный матч с участием Павла Мамаева в СИЗО
Минут через пятнадцать из двери справа от табло появились двенадцать человек, облаченных во все черное. Первым шел Павел Мамаев: черная шапка, черный свитер, черные штаны, черные перчатки и того же цвета плоские бутсы, явно не предназначенные для беготни по утоптанному снегу. В его команде – не Ари с Газинским, а обвиняемые в сбыте наркотиков, вымогательстве, экономических и других, "не таких тяжких" преступлениях, как рассказал сотрудник ФСИН. Но выбирать не приходилось: хочешь впервые за четыре месяца поиграть в футбол – принимай его таким, какой он есть.
Несмотря на все минусы, на лице Павла играла улыбка. Видно было как он соскучился по этим ощущениям: выход на поле, ожидание стартового свистка, подбадривания одноклубников, десятки фотоаппаратов, направленных на него… В глазах горел огонек – он был счастлив. Впервые за четыре месяца.
Матч Мамаева в СИЗО. Пир во время чумы, или С Днем святого Валентина
Он был счастлив, когда забивал первый гол своей команды, пробивая темнокожего вратаря, как позже выяснилось, совсем не легионера, а очень даже российского гражданина. Он был счастлив, когда обводил соперника, стукнув мяч о стену "Бутырки", как нельзя сделать на стадионе. Когда его сшибали на снег. Когда он поздравлял партнера с голом. Он был счастлив, даже когда его команда пропускала. Потому что это футбол, который он любит. А мы были счастливы, когда увидели Павла улыбающимся.
Для него были сделаны специальные манишки с номером 17 и надписью "Мамаев" на спине. Их потом на сувениры стащили излишне расторопные журналисты. Павел сыграл за обе команды – чтобы было честно. За первую Мамаев забил три гола, за вторую – четыре. Один из голов – на загляденье – удар через себя, ножницами – пожалуй, самый красивый гол за всю карьеру Павла. "Команда А" выиграла со счетом 8:7.
После матча Павел, которому следствие запретило общаться с журналистами, все же смог высказаться. Он рассказал о своих впечатлениях начальнику СИЗО – нашли-таки лазейку.
«
"Это было незабываемо. После четырех месяцев это неописуемо, сыграть в таком матче. Посвящаю его супруге. Спасибо ФСИН за помощь и поддержку", – сказал футболист.
Игроков после матча увели то ли в душ, то ли на обед, а журналистов группами начали пускать внутрь – на небольшую экскурсию в камеру, где живет Павел Мамаев. Мы прошли вверх по лестнице, на второй этаж, мимо библиотеки. Внутри в камере – достаточно просторно. Если бы не решетки и металлическая дверь с кучей замков, камеру можно было бы принять за стилизованный номер в хостеле на двенадцать человек. Внутри – шесть двухэтажных кроватей, стол, две скамейки, бак с водой, настенные полки с книгами, жидкокристаллический телевизор.
«
"Наверное, парни сегодня себя по нему увидят", – сказал один из наших провожатых.
Себя-то они увидят, а вот матч "Краснодара" Павлу досмотреть не судьба – только первый тайм. Игра Лиги Европы против немецкого "Байера" стартует в 20:55, а отбой в тюрьме объявляют в 22:00. Второй тайм – никак не досмотреть. Сам Павел наверняка помнит, как его "Краснодар" выиграл свой единственный матч против немецкой команды – против "Боруссии" из Дортмунда. Точно помнит, ведь там он забил гол…
Камера, в которой содержится Павел Мамаев
Койка Мамаева расположена через одну от окна – так и светло, и достаточно тепло. Павел спит на "первом этаже". Под койкой – сумки из супермаркета с вещами – передачи. Справа от постели – тумбочка. Со стороны Павла Мамаева лежит томик Тургенева. Рядом, видимо, у сокамерника – "Молитвослов для заключенных", специальное издание.
Вид из окна – в клетку. Поля не видно, зато видно небо – воля, на которой Павел надеется скоро оказаться...
Обсудить
Рекомендуем