Футбол

Много шума и ничего. Зачем "Зениту" скандальный клубный канал?

Читать на сайте rsport.ria.ru
Президент петербургского "Зенита" Александр Медведев в разговоре с журналистами встал на защиту клубного онлайн-канала, первый эфир которого сопровождался использованием нецензурной лексики. Корреспондент РИА Новости Сергей Яременко в блоге агентства пытается понять, зачем самому успешному в медийном смысле российскому клубу нужен такой спорный проект.

Президент не осуждает

Утром в понедельник президенту "Зенита" Александру Медведеву позвонили из всех крупных спортивных изданий страны. Александр Иванович со времен работы в КХЛ известен как чрезвычайно откровенный и дружелюбно настроенный к прессе человек, но даже он не стал давать комментарии по горячим следам скандала с первым эфиром клубного канала.
«
"Я был на стадионе, эфир целиком не видел. Внимательно изучу передачу и прокомментирую все в середине дня", - мне лично в этих словах почудилась скрытая угроза авторам нового проекта. Сейчас президент включит запись, увидит матерный баттл Сергея Шнурова и Артемия Лебедева при посильном участии Марии Командной и кто-то получит серьезный нагоняй вплоть до увольнения.
Но нет – ситуация стала развиваться совсем по другому пути. Медведев поступил нестандартно – попросил клубную пресс-службу организовать телефонную пресс-конференцию и с жаром принялся защищать новый проект.
Да, в начале разговора президент сказал, что виновных отправят стричь траву на базе клуба, но, кажется, это была шутка. В дальнейшем Александр Иванович только защищал проект и говорил о том, что закрывать канал из-за скандального старта никто не собирается. Попробуем разобраться, зачем "Зениту" нужна настолько спорная история и в чем главные проблемы такого формата.

Просто бомба

Первая официальная новость о запуске клубного онлайн-вещания появилась в четверг перед игрой с "Вильярреалом" и большого ажиотажа не вызвала. Все примерно знают, что такое предматчевое шоу – эксперты в студии, экраны с расстановками, тактика со стрелочками, прогнозы и так далее. Даже оглашенный заранее список участников не насторожил – Сергей Шнуров весьма органично смотрится даже на федеральных каналах, да и Артемий Лебедев вполне респектабельный гость. Мария Командная и Елизавета Туктамышева – вообще практически мейнстрим.
Однако воскресным вечером на сайте "Зенита" взорвалась бомба, от которой почти у всех заложило уши. Шнур и Лебедев обсуждали урбанистические вопросы при помощи обсценной лексики, Командная по мере сил поддерживала беседу. Оставалось радоваться, что Туктамышева к этому моменту уже ушла.
Александр Медведев: не вижу поводов закрывать клубный канал "Зенита"
Болельщики "Спартака" любят хвастаться популярностью своей команды: "У нас уволили Массимо Карреру и иллюстрировали новость о его отставке фотографией стадиона, вся Россия это обсуждает – о победе ЦСКА над "Реалом" все забыли". Оказалось, что дело не в "Спартаке", а в другом слове на букву "С" - скандале. По поводу мата в эфире клубного канала "Зенита" высказались почти все известные спортивные журналисты, пришла реакция из РФПЛ, РФС и даже Роскомнадзора. Вы хоть помните, как петербуржцы со "Спартаком" сыграли?
Судя по реакции Александра Медведева, в клубе вполне довольны произведенным эффектом, намереваются оседлать эту волну и продолжать в том же духе. Градус скандальности наверняка чуть понизят, но слова о введении возрастного ценза "18+" - явный сигнал, что менее соленым зрелище не станет.

Дело не только в мате

Президент "Зенита" в беседе с журналистами сделал упор именно на ненормативную лексику, но мат в эфире - лишь одна из претензий к шоу. Главный вопрос - в несоответствии. Если создатели хотели устроить подобие рэп-баттла между Шнуром и Лебедевым, то, наверное, стоило приглашать в ведущие не милую девушку Командную, а кого-то более близкого к теме – Гнойного или Оксимирона, например.
Удивил и уровень юмора в первой части шоу. Сравнения элементов фигурного катания с шубами (тулуп) и Акселем Витселем перестали казаться смешными классе в седьмом. Поедание сырого мяса в прямом эфире тоже далеко не самая остроумная вещь.
Если бы глупые шутки были отсечены на этапе проработки сценария, а баттл между Шнуром и Лебедевым прошел бы в атмосфере настоящих рэп-шоу – в полутемном зале с толпой фанатов вокруг и брутальным ведущим – то реакция публики наверняка была бы гораздо более сдержанной. Те, кому не нравится такой формат, просто выключили бы эфир и ждали начала матча.

Ради кого это все затевается?

Благодаря скандалу канал "Зенита" уже получил огромную известность. Нет сомнений, что эфир от 31 марта перед матчем с "Оренбургом" соберет рекордную аудиторию. Но это движение по легкому пути рано или поздно обернется потерей публики. Нецензурные шутки и прочий креатив за гранью фола очень быстро приедятся, да и баттл на тему кто круче – Петербург или условная Махачкала, далеко не то же самое, что споры о двух столицах. Спад интереса при таких вводных неминуем.
Еще один важный вопрос к стратегии нового канала – ради какой аудитории он делается. Ценз "18+" сразу отсекает детей, подростков и семейную публику. Стремление позаимствовать атмосферу рэп-баттлов – уберет людей старше 35-лет, да и большинству девушек это тоже не понравится. Получается, что Z+ - это канал для мужчин от 18 до 35-ти. Но ведь эта аудитория по большей части уже вовлечена в процесс боления!
Мейтин о мате в эфире канала "Зенита": будет дана соответствующая оценка
В Европе спортивные клубы стараются делать ставку не на одиноких мужчин, а на семьи и это оправданно. Семейные люди тратят больше денег, они более стабильны в своих предпочтениях, а дети – это очевидный резерв для будущего развития. Новый канал "Зенита" точно не для них.

Пример "Барселоны"

Сотрудники медиа-службы "Зенита" любят показывать рейтинги самых популярных клубных каналов на YouTube. Там действительно есть чем похвастаться – петербуржцы стабильно входят в двадцатку лучших в мире по количеству просмотров. Но стоит обратить внимание на абсолютного лидера этого рейтинга – "Барселону". Среднемесячная аудитория каталонцев – около 20 миллионов зрителей. И дело тут не только в Лионеле Месси – "Ювентус" даже после прихода Криштиану Роналду не собирает и семи миллионов, а у мадридского "Реала" в феврале было 5,84 миллиона зрителей.
Контент каталонцев похож на зенитовский – те же кадры из раздевалки, бодрые челленджи и видео с выездов. Но есть и особый жанр – Barca Live – шоу, которое идет в прямом эфире во время матча. Прав на трансляцию самих игр у "Барселоны", в отличие от "Зенита", нет, поэтому "гранатово-синие" выкручиваются с помощью действа в студии.
Во время встречи с "Бетисом" на шоу пригласили киберспортсменов, которые профессионально играют в футбол на приставке. Участники забивали голы сначала электронным Месси, а потом деревянной куклой Лео, тестировали приложение для смартфонов и безостановочно шутили. Вроде бы ничего особенного, но за сутки шоу посмотрели 464 тысячи человек.
Если бы "Зенит" пошел по схожему пути, едва ли он мог рассчитывать на такую же публику, но пробить потолок в 100-200 тысяч зрителей было бы вполне реально. Однако в клубе решили стартовать мощно и скандально и в первом же эфире охватили 350 тысяч. Вот только удержать этих людей за счет одного лишь матерного шоу едва ли реально. Рано или поздно придется либо дрейфовать в сторону "каталонского" варианта, либо мириться с потерей аудитории.
Обсудить
Рекомендуем