Новичок казанского УНИКСа Валерий Лиходей в интервью Дмитрию Кочергину сравнил чемпионаты России и Польши, рассказал, как польские болельщики находили ему крабовое мясо, и как они праздновали чемпионство "Анвила".
После чемпионства нам было позволено все
- Валерий, в прошлом сезоне вы выступали за польский "Анвил", выиграли чемпионат. Что происходило в городе после того, как команда вернулась во Влоцлавек?
- После матча с "Торуном" нас встречали болельщики: семь тысяч человек в два часа ночи. Они шатали автобус, пели, жгли файеры, сидели на дорожных знаках и деревьях, бросались под колеса, чтобы остановить автобус, потрогать нас. Это безумные ощущения. Можно с ума сойти. Мы даже не могли выйти из автобуса. Болельщики писали нам в социальных сетях, чтобы мы оставались в нем и радовались вместе с ними, иначе нас там же разберут на сувениры. Так они были рады победе.
- Выглядело это жутко: ночь, толпа болельщиков, файеры.
- Мне было не по себе, когда мы ехали ночью на автобусе после победного матча и оказались в гуще событий. Болельщики раскачали автобус, выломали центральную дверь, фанаты начали лезть в салон. Мы побежали их останавливать, запирать дверь. В итоге привязали ее и вытолкали людей. Там были и адекватные товарищи. Они помогли вытащить неадекватных болельщиков. Но было слегка тревожно.
- А когда пришло осознание, что вы – чемпион страны?
- Оно пришло, когда я пересматривал запись финального матча, а потом начал листать победные фотографии. В эти моменты уже понимаешь, что это история, что ты – чемпион Польши. Во всех газетах пишут об этом. Все знают. Уже никуда от этого факта не деться.
- А самый приятный момент чемпионства?
- Когда весь город был с нами. На следующий день после приезда мы путешествовали по городу на двухэтажном автобусе. Это было безумие: десятки тысяч людей вышли на улицу, чтобы поблагодарить нас. У каждого жителя в квартире символика клуба, неважно, майка это, шарф или носки. Все население вышло на улицу с нашими атрибутами, команду едва не на руках носили. Мне казалось, что люди радуются победе больше, чем мы. В городе нам можно было все. Можно было зайти в любой ресторан, и там тебя угощали. В магазинах дарили вещи. Это было невероятно.
- Самое неожиданное поздравление с победой, которое вы получили за это время?
- Поздравлений было столько, что с ума можно сойти. Я до сих пор со всеми не разобрался, не смог ответить людям, написавшим или позвонившим мне после победы. Взять хотя бы Instagram: даже пролистать все сообщения с поздравлениями там невозможно. Кажется, что мне писал весь город.
Искал крабовое мясо через Instagram
- Сейчас вы – чемпион. Но еще год назад многие удивились вашему переезду в Польшу.
- Для меня это был вызов. Команда являлась действующим чемпионом страны, а подтвердить это звание в два раза сложнее, чем завоевать его в первый раз. В Польше весьма ровный чемпионат, выиграть его может любая команда.
- А если говорить об уровне турнира, каков он? Можно, например, сравнить его с Единой лигой ВТБ?
- Чемпионат Польши хорош по уровню. Много равных команд, и ты не знаешь, чего от них ожидать. Не знаешь, чем закончится сезон. Если в России ты думаешь: так, понятно, ЦСКА будет первым, а за второе место поборются остальные, то в Польше такого нет. Хороший средний уровень, где можно играть, а удовольствие от баскетбола получают все от игроков, до зрителей. И ты всем этим наслаждаешься.
Форвард БК УНИКС Валерий Лиходей (слева) и защитник "Стяуа" Александар Рашич
- Можете вспомнить какую-то показательную историю о вашей жизни в Польше?
- Было очень комфортно. Люди нам во всем помогали. Обстановка в отношениях между городом и командой дружеская, семейная. Каждый хотел помочь игрокам, особенно иностранцам. В Instagram я часто спрашивал в "сториз", как найти тот или иной ресторан, аптеку или какой-то продукт. Например, мы с женой хотели сделать крабовый салат, но не могли найти крабовое мясо. Я сделал публикацию, и нам в городе нашли это мясо. И таких историй было много.
На улицах очень чисто, мало аварий, нет драк. Даже если встретишь нетрезвого человека, он скорее полезет обниматься, чем будет провоцировать драку.
- Вы назвали победу в чемпионате Польши самым запоминающимся моментом в жизни. Почему?
- Благодаря отношению поляков к баскетболу. Особенно – в нашем городе. Это чемпионство реально было похоже на победу в чемпионате НБА. Может, на улицах людей было и меньше, но на том же праздновании все было очень похоже. Я никогда не испытывал таких эмоций. Может, и в России их никто не испытывал.
- Самые безумные болельщики в вашей жизни.
- Они были в Польше. Взять наш город. У нас был зал на пять тысяч мест. Когда начались продажи абонементов, за первые два дня были реализованы 2,5 тысячи. За первые три дня – 3,5 тысячи. После этого продажи закрылись. Потому как 1,5 тысячи билетов всегда должны быть в свободном доступе, чтобы люди могли попасть на баскетбол. Самый дешевый билет на игру – 800 рублей. Найти его практически невозможно. На всех матчах – аншлаги. Баскетбол для поляков – грандиозное и престижное мероприятие.
С Базаревичем не общались
- Вы знакомы с главным тренером сборной России Сергеем Базаревичем?
- Знаком, но мы не лучшие друзья. Когда мне было 16 или 17 лет, мы вместе работали в Самаре. Это была Суперлига-2. Мы неплохо общались. Сейчас, когда он стал тренером сборной, я с ним не контактировал.
Главный тренер сборной России по баскетболу Сергей Базаревич
- Вы не вошли в расширенный список сборной России для участия в тренировочном сборе перед Кубком мира-2019. Объективно?
- Объективно я не готов ответить на этот вопрос. Но это вызвало у меня определенный интерес. Связан он с тем, что чемпионов своих лиг в сборной не так и много. А я стал чемпионом Польше, внес большой вклад в победу команды. Но меня нет в расширенном списке. Хотя я рассчитывал в нем оказаться. У меня нет ответов, почему я не в составе.
- Возможно, Лиходей не вписывается в ту игру, которую хочет видеть Базаревич в исполнении сборной России?
- Может быть, я не вписываюсь в тактику, в игру, в его видение баскетбола. Может, я игрок другого плана. Но я не знаю, как думает тренер и чего он хочет, потому что мы с ним не общались. В любом случае, буду следить за выступлениями сборной по телевизору, смотреть игры, переживать за ребят. Не их вина, что меня нет в команде. Буду за них болеть.