Ралли "Шелковый путь"

Сергей Куприянов: по блату за руль грузовика "КАМАЗ-мастер" не попадешь

Читать на сайте rsport.ria.ru
Руководитель департамента по информационной политике "Газпрома" Сергей Куприянов является не только топ-менеджером, но и успешным гонщиком. В интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Астахову он рассказал об участии в ралли "Шелковый путь", о своем появлении в команде "КАМАЗ-мастер" и спортивном газовом грузовике. Не обошлось и без вопросов о петербургском футбольном клубе "Зенит".

Попадание в топ-5 на "Шелковом пути" - шаг вперед

- В общем зачете "Шелкового пути" вы в пятерке лучших. Вас устроит попадание в топ-5 по итогам ралли? Или есть желание оказаться в призах?
- Выше находятся наши ребята, пятое место будет для моего экипажа хорошим результатом. Мы всегда ориентируемся на стартовый номер, это, по сути, рейтинг участников текущего соревнования. У нас номер 305, то есть шестой рейтинг среди участников зачета грузовиков. Если получится приехать с результатом лучше, чем шестое, это будет означать шаг вперед.
- Несмотря на борьбу за позицию, на одном из этапов вы остановились и помогли экипажу Дениса Кротова.
- Для меня и для нашего экипажа ралли-рейды и ралли-марафоны - нечто большее, чем итоговые цифры в таблице классификации. Это более масштабная история, часть жизни, и не все ограничивается временем прохождения спецучастка. Это всегда человеческие отношения, которые важнее, чем спортивный результат.
Экипаж Дениса Кротова во время ралли "Шелковый путь"
- Этот "Шелковый путь" - не первый для вас. В чем главное отличие от предыдущих гонок?
- Четвертый. Как-то так получалось, что в трех предыдущих я участвовал только на территории России. Это первый "Шелковый путь", который проходит через три страны. Это безумно интересно. Мы начали гонку в одном климате, покрытии с одним характером трассы. По мере продвижения на юг все меняется буквально каждый день. В Монголии ежедневно дороги становились все быстрее и быстрее. В пятницу вообще был суперспринт.
В Китае все поменялось: песчаные трассы, дюны. Думаю, такая конфигурация маршрута в этом году позволит сохранять интригу до последнего дня. Ведь дюны непредсказуемы.
- В дюнах важна не скорость, а мастерство пилота и штурмана?
- Да. А также качества и свойства машины. Мы едем на газодизельном двигателе, хотим еще раз сами убедиться и, надеемся, показать другим, что на таком покрытии, очень тяжелом и требовательном, газодизельный цикл дает преимущество.
Экипаж команды "КАМАЗ-мастер" под управлением Сергея Куприянова во время ралли "Шелковый путь"

Аль-Аттия моментально освоился за рулем "КАМАЗа"

- Расскажите, что за зверь газомоторный "КАМАЗ". Какие у него преимущества и минусы?
- Недостаток только один - у нас есть дополнительные баллоны. Они дают дополнительный вес, но мы можем заливать меньше солярки. Поэтому этот недостаток относительный. Тем более, учитывая общую массу грузовика, баллоны добавляют не так много веса.
Преимущество в том, что благодаря тому, что наш грузовик работает на смеси солярки и метана, газ подмешивается в воздушную смесь и сгорает после воспламенения дизеля. Это позволяет добиться более полного сгорания топлива, что в технических характеристиках выражается в расширении полки мощности. Всем известно, что специфика дизельных моторов - очень узкий диапазон оборотов двигателя, когда он выдает максимальный крутящий момент и максимальную мощность.
Когда используется газодизельный цикл, полка становится шире. В том числе на более низких оборотах. Это очень важно в песках и дюнах. Если у нас длинный и тяжелый подъем, то к его концу машина начинает терять обороты и, соответственно, терять мощность. Мы на нашем моторе можем пройти дальше, потому что в чисто дизельном варианте падение оборотов до значения 1800-1700 означает, что двигатель уже потерял мощность, не тянет, а газодизельный продолжает тянуть.
Экипаж команды "КАМАЗ-мастер" под управлением Сергея Куприянова во время ралли "Шелковый путь"
- Как вы вообще оказались в команде "КАМАЗ-мастер"? Со стороны может показаться, что это было по блату, мол, топ-менеджер "Газпрома" воспользовался положением и теперь гоняет на спортивном грузовике, когда есть желание.
- Топ-менеджеров в "Газпроме" достаточно много, но не видно, чтобы какая-то очередь стояла на участие в гонках. Само по себе участие в гонке на "КАМАЗе" - это не отдых в теплых краях, это очень тяжелая и непростая работа. И для того, чтобы справиться с этой машиной, совершенно точно, как вы говорите, блата недостаточно. Надо уметь это делать.
- От кого поступило предложение войти в команду?
- Мы достаточно давно знакомы и дружим с Семеном Семеновичем Якубовым. В 2012 году решили попробовать свои силы, нашли "КАМАЗ", но он был не в команде. И когда пришли в "КАМАЗ-мастер", сказали, что у нас есть машина и хотим поехать на ней. В ответ нам сказали, что готовы отпустить на гонку, но только на другом грузовике. Потому что тот был старый, еще на амортизаторах от БТР. Вот как-то так пошло-поехало, прижился в команде.
Пилот команды "КАМАЗ-мастер" Сергей Куприянов
- Вы - полноценный член команды или как приглашенная звезда, не во всех стартах принимаете участие?
- Не во всех гонках получается участвовать, потому что мой рабочий график не позволяет этого сделать. А насколько я прижился, лучше спросить ребят. Мне кажется, что принимают меня за своего. Во всяком случае, были моменты на тренировках и соревнованиях, когда ребята видят, как я ковыряюсь и не могу въехать в дюну, но они проезжают мимо. Для тех, кто понимает - это важный показатель, что в тебе уверены, знают, что справишься.
- Не каждому из гонщиков суждено попробовать свои силы за рулем грузовика. Вы, можно сказать, поймали шанс за хвост?
- Почему? Вот Сергей Вадимович Успенский в этом году попробовал проехать на "КАМАЗе", а он один из самых титулованных автоспортсменов в нашей стране. После этого он сказал, что машина классная, понял, как она едет, как ею управлять, но ехать в таком же темпе как ребята, наверное, смог бы минут 30. Это его слова. Спортивный "КАМАЗ" - требовательная машина, и поездка за рулем – не легкая прогулка.
Экипаж Сергея Куприянова во время ралли "Шелковый путь"
- Нассер Аль-Аттия тоже ездил на "КАМАЗе" в бахе "Северный лес" зимой. Если бы один из самых знаменитых гонщиков в мире подошел к вам и попросил совет, что бы сказали?
- Нассер - звезда мировой величины в автоспорте. Кстати, тот "КАМАЗ" был нашим, газодизельным. В отличие от внедорожника, на котором выступает Аль-Аттия, это совершенно другая машина, тяжелая. Тем более гонка проходила зимой. Но он моментально освоился. Нассер - не тот человек, которому с моего уровня в автоспорте нужно что-то советовать.
Нассер Аль-Аттия
- Были уверены, что отдаете машину в надежные руки?
- В очень надежные руки.

Меня будто катапультировали в другое измерение

- Вашим штурманом выступает брат Александр. Почему решили ездить семейным экипажем?
- Еще до того, как оказались в ралли-рейдах, мы вместе участвовали в соревнованиях по автомобильному ориентированию и сработались. К тому же тот факт, что мы братья, позволяет лучше понимать друг друга. В какой-то момент понимаю, что я не вслушиваюсь в то, что он говорит. Команда штурмана заходит сразу в руки.
- Есть ли такое, что руководство команды говорит, кто должен ехать с вами в кабине?
- Да, такое происходит. Я ездил и со Славой Мизюкаевым, и механики у нас меняются. Всегда существует общее решение.
- В гонке могут произойти различные непредвиденные обстоятельства. Вы сами участвуете в ремонте или откапывании грузовика?
- Когда что-то случается, то никто не стоит в стороне, в ожидании, когда все уладится. Каждый принимает участие по мере сил, возможностей и квалификации. Мне, естественно, остается черновая работа (улыбается).
- Вы за рулем агрессивный или спокойный пилот? Может ли, к примеру, на вас повысить голос механик или штурман?
- Ситуации бывают разные, в том числе и достаточно нервные, поэтому всякое бывает. У нас в команде говорят так: то, что происходит в кабине, должно остаться в кабине.
Экипаж команды "КАМАЗ-мастер" под управлением Сергея Куприянова во время ралли "Шелковый путь"
- Без тренировок выступать в гонках такой сложности практически нереально. Где накатываете опыт, на чем? Может быть, в гараже есть свой спортивный "КАМАЗ"?
- Это основная проблема. У ребят гораздо больший накат в спортивном грузовике, чем у меня. Но приходится с этим мириться, потому что нет физической возможности уделять этому больше времени. Факт жизни, с этим ничего не сделаешь.
- Понимаете, что если бы больше уделяли времени тренировкам, то уровень мастерства тоже был бы выше?
- Конечно. А по поводу того, какой я на трассе за рулем… Естественно, насколько это возможно в такой гонке и машине, стараемся быть аккуратными, понимаю, что время реакции на непредвиденную ситуацию у меня будет больше, чем у ребят, у которых больший накат. Поэтому важно в какие-то нештатные ситуации не попадать.
- А поведение в гражданском автомобиле в обычной жизни от гонки отличается?
- Гонки в том числе хороши тем, что они благотворно влияют на поведение на гражданской машине на трассе. Никуда не гоню, не тороплюсь.
- Весь адреналин остается на боевой трассе?
- Про это часто спрашивают, зачем мне это нужно. Отвечаю, что если хочешь адреналина, то есть тарзанка, джампинг и прочее: прыгнул – получил вброс адреналина. Это, наверное, туда.
В чем прелесть и привлекательность ралли-рейдов? Когда ты участвуешь в таком большом соревновании, то это как телепорт из одного твоего состояния в другое: все то, что было в обычной жизни и на работе, остается где-то там. Когда тебе дали обратный отсчет к старту, и я поехал, меня будто катапультировали в другое измерение, где все по-другому: другая система ценностей, другие ощущения и эмоции. Нет ничего кроме этой трассы, машины и голоса штурмана.
Экипаж команды "КАМАЗ-мастер" под управлением Сергея Куприянова во время ралли "Шелковый путь"
- Что еще: страсть, хобби, возможность снять стресс или уединиться от внешнего мира?
- Страсть. В ралли-рейдах ты всегда погружаешься с головой, просто у тебя нет возможности в это время оставить в голове что-то еще.

Пока в "Дакаре" ехать не планирую

- В вашей карьере немало призовых мест на различных стартах в грузовом зачете. Какая награда наиболее ценная?
- Наша первая Africa Eco Race. Проехали очень неплохо: вторые в грузовиках, третьи в "абсолюте". Наверное, самая запоминающаяся история.
- А победа на ралли "Казахстан" 2018 года? Все же получили главный приз.
- Пожалуй, что первая "Африка" была важнее.
- Что самое трудное в марафонах, с чем приходится бороться?
- Самое трудное и важное - рассчитать силы на всю дистанцию. Свои собственные и автомобиля.
- Газодизельным двигателям запрещено принимать участие в "Дакаре"...
- Мы просто этим еще предметно не занимались (смеется).
Сергей Куприянов
- А когда поедете на "Дакар"?
- Конкретных планов нет, но ничего нельзя исключать.
- Обозримое будущее, отдаленное?
- Пока даже в списке отдаленных целей нет. Но есть желание проехать все на свете.
- Почему в "Шелковом пути" не пробуете свои силы в других категориях?
- Это большой серьезный марафон. А "КАМАЗ" - одна из немногих машин, в надежности которой я уверен на 100%.
Сергей Куприянов
- Вы занимаете высокую должность. Уезжая на гонку, вы берете отпуск?
- Да, так и есть.
- Удается не выходить за рамки отведенного на отдых времени?
- В общей сложности получается чуть меньше, чем количество моих дней отпуска по контракту. Остается еще немного времени на семью.
- Чем увлекаетесь помимо автоспорта, как проводите остаток отпуска?
- Ничего не делаю. Вообще.
- Алексей Борисович Миллер как относится к вашей гоночной жизни? Все же опасный вид спорта, наверняка ему спокойнее, если бы вы поехали на рыбалку, чем нестись по бездорожью со скоростью 140 км/ч.
- Думаю, с одной стороны - с определенной долей волнения, наверное. С другой - с уважением к этому увлечению.
Экипаж команды "КАМАЗ-мастер" под управлением Сергея Куприянова во время ралли "Шелковый путь"
- Во время соревнований как-то поддерживаете связь или выключаете телефон?
- В основном вне зоны сети.

Инсайды про "Зенит" никому не рассказываю

- "Газпром" выступает генеральным спонсором футбольного клуба "Зенит". Вы являетесь болельщиком этой команды или ваши симпатии принадлежат другому клубу?
- К счастью, когда пришел на работу в "Газпром", у меня не было никаких предпочтений в футболе. Поэтому они сложились уже в корпоративном русле.
- Как часто удается посмотреть матчи на стадионе?
- Довольно часто хожу на стадион.
- "Зенит" три года не мог победить в чемпионате России. Какие эмоции испытали?
- У меня есть своя зона ответственности, связанная с информационной политикой клуба. Результат команды, безусловно, порадовал. Победа победой, но уже во время празднования мы обсуждали дальнейшие планы - как работать в следующем сезоне еще лучше.
Футболисты "Зенита" празднуют победу в чемпионате России
- Признайтесь, о трансферах и всех внутренних перестановках в клубе вы узнаете до официального объявления на сайте?
- Конечно, раньше. Но меня никто не просит рассказать заранее, потому что все знают, что я никому ничего никогда не расскажу.
- Многие обвиняют "Зенит" и "Газпром" в том, что они взорвали трансферный рынок в России, что привело к повышению зарплат, цен на игроков. Что можете сказать критикам?
- Мне кажется, что политика в области трансферов, которую проводит клуб, отвечает на этот вопрос сама за себя. Она достаточно консервативна в последнее время. Да, когда-то были громкие трансферы - Халка, Акселя Витселя. Но они в конце концов оказались не только важными для игры команды, но и успешными с финансовой точки зрения при продаже футболистов в другие клубы.
- 9 июля вы официально вступили в новую должность. А уже 10 июля стали лучшим среди четырех экипажей "КАМАЗ-мастер" на "Шелковом пути". Совпадение или подарок от команды?
- Точно не подарок от команды (смеется). Совпадение.
Обсудить
Рекомендуем