Чемпионат мира по водным видам спорта в Кванджу

Боль, страх и немного холодной воды — Вайцеховская о 10-метровой вышке

Читать на сайте rsport.ria.ru
Во вторник обе российские спортсменки, выступающие на чемпионате мира в Кванджу в индивидуальных прыжках с 10-метровой вышки, не прошли в полуфинал. Анна Чуйнышена стала 30-й, а трехкратная чемпионка Европы Юлия Тимошинина показала 31-й результат. Специальный корреспондент РИА Новости и олимпийская чемпионка 1976 года в этом виде программы объясняет, почему не стоит строго судить проигравших.
Что вы знаете о сложности прыжков в воду? О необходимости уложить в те 1,27 секунды, что длится полет спортсмена от платформы до поверхности воды, 3,5 или 4,5 оборота в одной, а то и в двух разных плоскостях? Для прыгуна в воду это мгновения дикой, безумной крутки, во время которой в глазах сливается в единую полосу вода, потолок, стена с платформами вышек, снова вода… Всё это, правда, начинаешь видеть после второй, а то и третьей сотни попыток. До этого прыгаешь вслепую, шкурой чувствуя край вышки, миновать который ты должен по единственно верной траектории. Оттолкнешься чуть дальше - может не хватить высоты, а значит, внизу тебя ждет чувствительный удар о воду. Пойдешь чуть ближе – последствия могут быть самыми неприятными, вплоть до таких, о которых не хочется думать. Поэтому даже при удачном исполнении слишком близких к вышке прыжков, судьи зачастую существенно снижают спортсмену оценку. Как бы мстят за пережитые секунды испытанного животного ужаса, и не случайно: слишком страшно смотреть со стороны на удары прыгунов о снаряд.
Чуйнышена и Тимошинина не вышли в полуфинал ЧМ в прыжках в воду с вышки
Сложность – это высокий риск. Но не рискуя, по нынешним временам не пробьешься в финал мало-мальски значимых соревнований. Тем, кто стремится превзойти китайцев, много лет представляющих собой красную тряпку для всего остального мира, рисковать приходится вдвойне. Уникальным для женщины прыжком – 3,5 оборота назад из передней стойки – выиграла мировое первенство-2009 мексиканка Паола Эспиноса. Насколько прыжок был по тем временам революционен, можно судить по факту: прошло 10 лет, а аналогичную комбинацию вращений выполняет на чемпионате мира всего одна спортсменка, американка Амелия Магана. Не справилась, кстати.
К тем, кто первым показывает новые, еще более накрученные прыжки, относятся с подчеркнутым уважением. Китаец Хе Чун перед Играми-2008 в Пекине первым выполнил с трамплина комбинацию из двух с половиной оборотов вперед с тремя винтами. Британец Том Дейли имеет своей визитной карточкой на вышке 3,5 оборота вперед с винтом. 4,5 оборота вперед из задней стойки подарили прыжковому миру в 2011-м мексиканцы-вышечники Иван Гарсия и Херман Санчес. А вот 4,5 оборота вперед с 10 метров первым сделал олимпийский чемпион Мельбурна Хоакин Капилья во время показательных выступлений в олимпийском 1956 году. Прыжок по тем временам был абсолютно бесполезным, поскольку не был задекларирован в таблице сложности и включить его в программу соревнований не позволяли правила, но вот в истории прецедент остался.
Быть первым - неблагодарная работа. Потому что как только брешь в неизвестность кем-то пробита, следом тут же бросаются остальные. Перед ними уже нет барьера в виде мысли, что собираешься выполнить невозможное, не нужно тратить лишние нервные клетки, осознавая, что ты первопроходец, зато есть чужой опыт, который можно использовать и развить, да и вообще быть вторым не страшно. А что вы знаете о страхе?
Прыгунов в воду часто об этом спрашивают. Прыгать с вышки вниз? Нет, не страшно. На то, чтобы бояться или хотя бы думать об этом, просто нет времени. В короткий миг полета ты должен успеть проконтролировать кучу вещей, и, когда бросаешь взгляд на воду перед тем, как в нее воткнуться, поверхность уже совсем близко.
Совершенно невозможно объяснить, какой это ужас, когда после самой первой попытки новой комбинации вращений тебя вдруг уже внизу на бортике липко окутывает тяжесть, парализующая волю, а ноги и руки начинают мелко дрожать от запоздалой реакции. Так бывает и в обычной жизни, когда на скоростной трассе машину вдруг выносит на встречку, и чудом удается избежать аварии. Осознание, что можно было остаться там, на шоссе в каше перекореженного металла, всегда приходит с запозданием. И от этого начинает трясти, мутить до тошноты, а руки и ноги отказываются повиноваться. Но нужно заставить себя встать, собрать в кулак мысли и волю и снова взять руль в свои руки. То есть - подняться на вышку. Если что и бывает сложнее, так это идти на прыжок после сильного удара о воду. На этот счет существует неписаный цирковой закон: ударился – должен сразу выполнить эту же самую комбинацию еще раз, как бы ни было страшно и больно. Но что вы знаете о боли?
Юлия Тимошинина
Знаете ли вы, что при ударе о поверхность воды тело моментально становится темно-фиолетовым? Если же удар получается внахлест, когда человек не успевает раскрыться и потерять инерции вращения, на спине и плечах лопается кожа. При ударах животом страдают легкие – в них лопаются капилляры, да и остальным внутренним органам достается так, что синяки порой проступают и на спине тоже.
Бывает и так, как случилось с канадцем Филиппом Ганье в предварительных прыжках на трехметровом трамплине, где спортсмен с высоты приземлился в одной из попыток на доску трамплина, поверхность которой напоминает крупнозернистую наждачную бумагу. "Асфальтовая болезнь, - без лишних эмоций отреагировал на вопрос о пострадавшем главный тренер канадской сборной Митч Геллер. – Теперь парень может выдавать себя за велосипедиста, те тоже частенько без шкуры до финиша доезжают". Закончить синхронный финал по причине обширности повреждения канадцы не смогли. Но в среду Ганье продолжит выступления.
А помните снимок, который в 2005-м насобирал кучу профессиональных наград и даже выиграл приз на всемирно известном конкурсе World Press Photo? Американка Челси Дэвис в ходе чемпионата мира по водным видам спорта в Монреале приземляется на трехметровую доску лицом в трамплин.
Парадокс, но девушка оказалась "рецидивисткой": из-за ошибки в отталкивании в прыжке четвертого класса (с вращением вперед из задней стойки) приземление лицом в трамплин у нее было уже повторным.
Хуже всего перечисленного бывает только боль от недолеченных травм. Потому что она, как электрический ток, пронзает человека при каждом входе в воду. Иногда – по сотне раз за тренировку. Хотя некоторые считают, что самое сложное для прыгуна – это сто раз подняться по лестнице на десятиметровую вышку.
У "вышечников" хронические травмы накапливаются быстрее. Травмируются, в основном, спины и кисти. Современную технику "задних" входов в воду – для того, чтобы вход получился "погашенным" - прыгуны называют "шестеркой": тело спортсмена должно войти в воду, а затем, под водой, прогнуться таким образом, чтобы голова вышла в том месте, где находилась точка входа. Если прыгун начал это движение чуть-чуть раньше, когда скорость ещё недостаточно погашена, травмируется спина, травмируются плечи. Но деваться некуда, потому что по неписанным законам прыжков в воду, качество входа – это восемь баллов из десяти, а вовсе не два балла, как прописано в официальных правилах.
Еще один частый вопрос – зачем на бортике джакузи с горячей водой? Не поверите - греться. Вода в прыжковых ваннах обычно имеет достаточно комфортные для тела 28 градусов, но прыгуны - мерзляки, реагируют на малейшее понижение температуры. Это вообще свойственно людям, жестко контролирующим толщину жировой прослойки. А замерзать спортсмену нельзя: от этого дубеют мышцы, нарушаются ощущения в воздухе. Чем это может быть чревато, вы в общих чертах уже знаете.
Хотя со стороны все выглядит совсем не страшно. Скорее – захватывающе. Не зря мужская 10-метровая вышка всегда завершает программу крупных соревнований. В плане сложности, зрелищности и точности входов в воду с этой дисциплиной нельзя поставить рядом никакую другую. Кроме разве что хайдайвинга, стремительно набирающего популярность в прыжковых кругах.
Но это уже совсем другая история…
Обсудить
Рекомендуем