Ралли "Шелковый путь"

Гонщик "КАМАЗ-мастер" Антон Шибалов: вне гонок я езжу как старый дедушка

Читать на сайте rsport.ria.ru
Победитель международного ралли-марафона "Шелковый путь"-2019 пилот команды "КАМАЗ-мастер" Антон Шибалов в интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Астахову рассказал о сложном соперничестве в гонке с белорусом Сергеем Вязовичем, эмоциях после чемпионского финиша и о том, почему он сел за руль грузовика.

Экипаж на "Шелковом пути" справился на "отлично"

— Приз "Белый тигр" — какой он в руках победителя "Шелкового пути"?
— Очень тяжелый, красивый и долгожданный. Весит около 15 кг, так что нужно быть аккуратным на кабине грузовика, чтобы не уронить заветный приз.
— Залили шампанским?
— Конечно. И даже кровью. Дима Никитин, мой штурман, запачкал своего "тигра", когда открывал шампанское и порезал палец. Все три трофея немного различаются по весу, он забрал себе самого тяжелого. Распределили по весовой категории (смеется).
— Главные эмоции после финиша и получения приза?
— Только самые положительные! Я даже не знаю, как это передать словами. Нужно приехать домой, увидеться с родными, и уже тогда эмоции будут полными. Для меня этот "Шелковый путь" был восьмым в качестве пилота. Победа получилась очень долгожданной, я шел к ней долго.
Экипаж под управлением Антона Шибалова из команды "КАМАЗ-мастер" (в центре)
— С чем можно сравнить эмоции от победы? Может быть, с рождением ребенка?
— С этим точно не могу сравнить, потому что такого в жизни еще не было. Но, к счастью, скоро предстоит стать папой. В октябре вместе с супругой Катей ждем этого счастливого события в нашей жизни, поэтому победу посвящаю Кате.
Что же касается спорта, то победа в "Шелковом пути" — один из ярких моментов. На протяжении карьеры спортсмен движется вперед. В самом начале ты делаешь шаг на первую ступень, победив, к примеру, в чемпионате России. Ты чувствуешь эйфорию от первого серьезного успеха в спорте. Дальше следует международный уровень. Для нас это была победа на Africa Eco Race, все были очень рады, ведь это достаточно высокий уровень. А теперь наступил успех в "Шелковом пути". Это пока высшая ступень: здесь соперники посерьезнее.
Следующий этап — "Дакар", будем стараться, чтобы достичь этой вершины. Еще есть время. По меркам спорта мы далеко не молодые. Хотя Ёсимаса Сугавара из Японии — дедушка, которому уже 78 лет, собирается на Africa Eco Race предстоящей зимой.
— Вроде бы говорили, что он завершил карьеру.
— Выходит, что возобновил (смеется). Слышал от Мартина ван ден Бринка, что японец поедет на гонку. Для меня это что-то невообразимое — в 78 лет участвовать в ралли-рейде. В глубине души есть надежда, что и мы сможем доездить до такого внушительного возраста. Но сейчас даже не могу себя представить за рулем спустя столько лет.
— Какая реакция была в кабине после финиша 10-го этапа?
— Все были рады. Для механика Вани Татаринова это была первая большая гонка в карьере. Ранее он один раз проехал на чемпионате России в Астрахани. Он новичок в команде, в экипаже. У него эйфории было много, пришлось даже осадить немного, объяснить, что нужно еще до финиша доехать. С Димой мы проехали не один "Шелковый путь", были вторые и третьи места. В этой гонке штурман справился на "пятерку с плюсом", серьезных помарок не было вообще. Лишь раз сделал что-то не так, как и я, но это капля в море. Весь экипаж справился на "отлично". Ваня тоже молодец, справился со своей работой. Машина по технической части ни разу не подвела в гонке.
— Механик пытается выспаться по ходу гонки?
— Если только на лиазоне, пока едем по асфальту. Механик работает на бивуаке допоздна, встает рано, в сутки спит в лучшем случае часа четыре, но чаще — меньше.
— Телефон раскалился от поздравлений?
— Да. Было очень много сообщений. Когда ехали в закрытый парк в Дуньхуан, телефон не замолкал ни на секунду от уведомлений, но за рулем читать ничего нельзя.
Экипаж под управлением Антона Шибалова из команды "КАМАЗ-мастер"
— Разве на монитор в кабине информация не дублируется?
— Нет, к сожалению. Но надо подумать над тем, чтобы такое сделать (смеется).
— Самый сложный эпизод "Шелкового пути"?
— Привыкнуть к трассам Монголии, где высокие скорости, когда ты думаешь, чтобы ничего не случилось с колесами, мотором, машиной. Когда стрелка спидометра переваливает за 100 км/ч, нестандартные ситуации крайне опасны. В Китае сложное бездорожье — дюны, пески. В этом году нас не стали заводить в большие дюны и пески, но эти условия заставили потрудиться.
— Мотоциклисты доставляли неудобства?
— Особо нет. Мы привыкли с ними ездить на "Дакаре". Сейчас был момент, когда перед нами упал мотоциклист. Остановились, убедились, что всё в порядке. Мы ему посигналили, он обернулся и стал уступать дорогу. Попал в колею и его начало кидать, долго кидало из стороны в сторону. А в кабине друг другу говорили: "Давай, родной, держись! Эх, упал" (смеется). Хорошо, что скорость уже была минимальной у него, не пострадал.

Были мысли, что не вытянем, и лидерство останется у Вязовича

— Большую часть "Шелкового пути" вы шли позади Сергея Вязовича, то выгрызая минуты отставания, то вновь теряя их. Было тревожно?
— Были мысли, что не сможем вытянуть, и лидерство останется за Сергеем. Но мы пытались гнать их подальше. Тяжело сказать, кто был сильнее или слабее. Это ралли-рейд, здесь нужно бороться до самого финиша. И это должно быть не пересечение финишной створки последнего спецучастка, а парковка грузовика в закрытом парке.
Жаль, что Вязович сошел с гонки, борьба с ним была очень интересной и захватывающей. Было любопытно посмотреть, сможем ли ходом вырвать победу в "Шелковом пути". Белорусская команда показала свою силу, уверен, они хорошо подготовятся к "Дакару", и там, научившись на своих ошибках, будут сильнее. Гонка покажет, кто станет лучшим.
— Вязович перевернулся при попытке взять дюну на восьмом этапе. Гонщик утверждал, что вы его видели и не помогли. Ваша версия?
— Наверное, Сергей неправильно понял. Я ему объяснял уже, не знаю, поверил ли он или нет моим словам. Честно, мы их не видели.
Экипаж "МАЗ-СПОРТавто" под управлением белоруса Сергея Вязовича
— Расскажите, как всё было.
— Ехали в песках за ними. Изначально думал, что Сергей воспользуется тактикой и пропустит нас вперед, чтобы спокойно следовать в нашем темпе. Видел, как он перевалил дюну, а у нас не хватило ходу, чтобы пойти за ним - то ли скорости не было, то ли угол взял не тот. Не стали рисковать, я съехал вниз, хотел пойти на второй круг, чтобы преодолеть дюну. И тут Дмитрий сказал, что можно попробовать объехать. Слева увидели следы джипов, поехали по ним, тем более курс был похожим на наш.
— Белоруса не увидели?
— Смотрел в зеркала, но не видел. Такое бывает в песках: впереди сложная дюна, а возьмешь чуть в сторону — и тебя ждет "автобан". Нам повезло, нашли как раз такой "автобан". Подумал еще, что за счет удачи мы и объехали соперника. А когда на финише вы сказали мне, что Сергей перевернулся, я очень удивился. В глубине души было предчувствие, что что-то случилось, но надеялся, что с ним всё в порядке.
— Как думаете, почему у него сложилось ложное мнение о той ситуации?
— Есть видео, где видно, как он перевалил через дюну, а мы уехали в сторону. Наверное, он подумал так: наш след виден, но до вершины дюны мы не доехали, значит, должны были видеть его. И слава богу, что мы не сиганули за ним, если бы это произошло, всё могло бы завершиться трагедией. Представьте, что мы на скорости влетели бы в стоячий грузовик, который был скрыт от нашего взора. Нам очень сильно повезло, что решили уйти в сторону и не брать дюну, иначе наломали бы дров.

На улице узнали один раз в жизни, даже не сфотографировались

— После каждого финиша спецучастка, открывая дверь кабины, вы видите журналистов с камерами, вспышками, диктофонами. Скажите честно, это напрягает после тяжелой поездки?
— Ни в коем случае! Наоборот, очень приятно, что тебя ждут.
— Но вы же выходите из-за руля уставший, позади сотни километров изматывающей дороги, когда единственное желание – поскорее упасть в кровать и отдохнуть.
— Бывает, что сразу трудно подобрать слова, потому что еще находишься в гонке, а тело будто в шейкере побывало. Состояние – вывернули наизнанку, а тебе сразу надо отвечать на вопросы. Журналисты часто спрашивают: "Почему после финиша у вас всё однообразно, расскажите как-то поинтереснее". А вы попросите у боксера через минуту после боя, чтобы он рассказал о самом ярком ударе, который он пропустил (смеется). Так же и у нас, нет даже минутки на отдых, чтобы подобрать слова. После финиша ты еще ошарашен, не всегда есть понимание, что всё позади. Иногда еще и на английском языке нужно высказаться. На русском-то не всегда получается ярко поведать о гонке (смеется).
— Ваш партнер по "КАМАЗ-мастер" Эдуард Николаев дал яркое интервью на "Дакаре" на английском.
— Я его прекрасно понимаю. Интервью вышло прикольным, слышал только позитивные отзывы. А тем, кто посмеялся над этим, предлагаю прокатиться на боевом грузовике даже хотя бы на месте механика и потом рассказать о впечатлениях на своем родном языке. Даже так будет сложно что-то сказать.
— Вы же с супругой познакомились на гонке?
— Да. На "Шелковом пути". Катя и Даша, они близняшки, каждое утро провожали на старт и каждый вечер встречали на финише, это было приятно. Катя тогда ездила с организаторами гонки, а когда мы расписались, уже как сотрудник пресс-службы "КАМАЗ-мастер". Очень приятно, что родной человек ждет тебя. В этом году Катя осталась дома, наблюдала со стороны. Знаю, как ей тяжело было быть одной, ждать новостей с гонки, сидеть в томительном ожидании, когда же на карте появится точка и время прохождения участка, значит, муж едет, с ним всё в порядке.
— Как готовились к гонке?
— Нашу машину готовили в последние ночи. Я поехал на той, на которой Николаев попал в аварию в Казахстане. Даже рама и кабина немного были деформированы. Но за короткий период времени команда смогла подготовить грузовик к гонке. В Набережных Челнах еще смеялись, что я выиграю на нем.
— Дальше эта машина опять пойдет "по рукам"?
— Не знаю. В любом случае, ее полностью разберут для подготовки к "Дакару". Может быть, раму придется менять, может быть, кабину. Не факт, что дальше на машине буду ездить я. У нас всего 4 автомобиля в новой компоновке на пятерых. Что касается физической подготовки, то перед "Шелковым путем" приезжали специалисты из инновационного центра Олимпийского комитета России. Каждый год они нас готовят, мы прошли хорошую программу.
Пилот "КАМАЗ-мастер" Антон Шибалов
— Есть ли возможность забрать списанный грузовик себе?
— К сожалению, нет. Автомобиль проводит долгую жизнь. Ресурс рамы — 2-3 года, всё остальное железо переставляется, кабина живет весь срок автомобиля. А на память было бы здорово взять КАМАЗ себе.
— Хватает ли драйва в обычной жизни?
— Весь адреналин удается выплеснуть на работе. Знакомые предлагают пойти прыгнуть на парашюте или сделать что-то экстремальное. Но куда это мне, на работе хватает экстрима. Если надо, проеду гонку на картинге. В обычной жизни я вообще езжу как старый дедушка. Хотите скорости и драйва? Садитесь на картинг, получите эмоции и опыт.
— Почему выбрали именно грузовой зачет?
— Хочется попробовать проехать на внедорожнике, но такой возможности нет. Кому-то нравятся мотоциклы, джипы, а грузовики для меня настоящий кайф. Также есть желание проехать в кольцевой гонке на грузовиках — ты оттачиваешь свои навыки круг за кругом, думаешь, где подловить конкурентов, как пройти траекторию. А ралли-рейды нравятся тем, что постоянно возникают ситуации, из которых надо выйти с честью. Когда ты сломался, то кроме экипажа из трех человек, в большинстве случаев, тебе никто не поможет. Если заблудился, то надо быстро решать, куда ехать.
Вообще, в России и в мире очень мало мест, где можно из своего любимого спорта попасть в профессиональную команду и еще получать зарплату. Мне сильно повезло в этом плане, ведь я выступаю за "КАМАЗ-мастер".
— На улице узнают?
— Только раз (смеется). Гуляли с супругой, подошли три пацана и спросили: "Это ты тот самый Шибалов из "КАМАЗ-мастер"? Представляете, даже не сфотографировались (смеется).
— Обидно?
— Нет-нет, лучше тихо и спокойно гулять.
— Перед гонкой вся команда почтила память знаменитого гонщика команды Ильгизара Мардеева. Выходит, не подвели его?
— У нас это традиция — не забывать своих наставников и коллег. Ильгизар Азатович мне был как второй отец, я с ним начинал работать. Он знал меня с детства, хорошо дружил с моим отцом.
Обсудить
Рекомендуем