Генеральный директор оргкомитета ЕВРО-2020 в Санкт-Петербурге Алексей Сорокин в интервью порталу welcome2020.ru рассказал о своем футбольном прошлом, о самых популярных функциях среди кандидатов в волонтеры турнира, о фан-зонах и пиве на стадионах чемпионата Европы, а также о том, каким должен быть руководитель нового типа.
- На волне этого успеха (подготовки и проведения чемпионата мира – прим. РИА Новости) вы вошли в подготовку к ЕВРО-2020. Куда будет направлено основное внимание комиссии УЕФА, которая приедет в Санкт-Петербург 9 сентября в столь представительном составе – 80 человек?
- Внимание будет направлено на все без исключения. Такого большого визита мы, честно говоря, никогда за всю нашу футбольную карьеру не видели. Это и понятно, потому что нынешний Евро – уникальный турнир. По охвату, думаю, беспрецедентный: впервые в истории европейского футбола он пройдет в двенадцати городах. Понятно, что коллеги из УЕФА не могут тратить много времени на каждый город, поэтому концентрируют усилия в сжатых временных рамках, приезжая большой командой.
Приедут, наверное, все без исключения специалисты, каждый будет оценивать конкретную функциональную область, зону своей компетенции. Приедут партнеры и спонсоры – для них предусмотрена своя программа. Отдельный круг специалистов будет смотреть внесоревновательные объекты: город, транспортную инфраструктуру, размещение и так далее. Думаю, что за три дня мы закроем абсолютно все аспекты подготовки.
Понятно, что дальше, скорее всего, последуют точечные визиты по отдельным функциям. Понимаем наших коллег из УЕФА – силы, которые раньше были брошены в лучшем случае на две страны, теперь занимаются 12 городами в 11 странах. Это действительно существенное изменение конфигурации.
- На сегодняшний день по популярности среди будущих волонтеров Санкт-Петербург опережает все города ЕВРО-2020: подано более 4500 заявок, в следующем по популярности Лондоне – на тысячу меньше. Чем вы объясняете такую востребованность этой работы?
- Очень просто: ребятам понравилось. Те, кому понравилось, видимо, рассказали – и лично, и в соцсетях, и всеми доступными сейчас способами – о том, какой получили опыт, как отлично провели время на чемпионате мира. И это стало настолько вирусным в хорошем смысле, что принесло вот такую популярность волонтерскому движению в Санкт-Петербурге.
- Проинтервьюировано уже больше тысячи потенциальных волонтеров. Многие ли из них работали на чемпионате мира?
- На сегодняшний день собеседование прошли 1100 кандидатов. Больше половины из них участвовали в проведении чемпионата мира.
- Вы используете их предыдущий опыт?
- Те, кто получил определенный функциональный опыт на чемпионате мира, совершенно необязательно будут задействованы на тех же направлениях. Даже наоборот – мы бы стимулировали бо́льшую диверсификацию. Всем придется пройти обучение заново. Сначала мы проводим общие семинары по всем аспектам подготовки, потом идет функциональный тренинг, когда человек больше фокусируется на той области, которой он будет заниматься. И, конечно, лучше, чтобы это не повторялось по отношению к чемпионату мира, пусть волонтер попробует что-то еще.
У нас есть традиционно популярные направления: к примеру, и это естественно, работа с командами. Там конкурс всегда фантастический. Больше, чем в МГИМО в мое время (улыбается). Есть менее популярные функции, но в результате все как-то сбалансируется.
- Какие качества требуются от волонтера, который хочет работать с командой?
- Знание английского и юношеский задор. Остальному мы научим.
- 12 июля завершился первый этап билетных продаж. Более 80% заявок на матчи в Санкт-Петербурге подали россияне. Планируете ли вы какие-то шаги, чтобы привлечь болельщиков из других стран, или заполняемость стадиона уже гарантирована?
- Мне кажется, гарантирована в значительной степени. Во-первых, Санкт-Петербург как город интересен сам по себе. Во-вторых, легко доступен. В-третьих, концепция спаренных городов практически гарантирует высокую посещаемость. Мы не боимся за пустые места на трибунах: на сегодняшний день у нас пять потенциальных покупателей на один билет. Такой подъем вокруг матча в Санкт-Петербурге лишает нас каких-либо тревог в отношении недозаполненности стадиона.
- На чемпионате мира средняя заполняемость арен составляла 98%. Вы рассчитываете на аналогичные показатели?
- Думаю, да, число будет схожим.
- Если вспомнить расклад среди приехавших на ЧМ-2018 болельщиков, в топ-10 входили только две европейские страны.
- Да, Германия и Великобритания.
- Каковы ваши ожидания по количеству иностранных болельщиков в Санкт-Петербурге?
- Трудно сказать. Такого превалирования стран Латинской Америки, как на ЧМ-2018, мы, конечно, не ожидаем – естественно, будем рады всем, просто здесь играют другие команды. Главное – мне кажется, не будет никаких проблем с доступом в страну: мы опять предложим безвизовый въезд с использованием идентификации болельщика. На примере чемпионата мира все поняли, что никаких сложностей въезда ни в Россию, ни в отдельные города у них нет. Пункты пропуска полностью готовы, транспортная система прекрасно обеспечивает любые потоки. Конечно, прежде всего это будут болельщики команд, которые будут играть в Санкт-Петербурге. Но мы с радостью примем всех и организационно к этому готовы.
- Успех чемпионата мира – в первую очередь успех команды оргкомитета. Как поменялся ее состав, насколько изменились функции перед ЕВРО-2020?
- Конечно, она прежде всего изменилась по численности: в оргкомитете чемпионата мира у нас работали около 1400 человек – около 700 в постоянном составе и почти столько же временных сотрудников. В такой численности нынешний оргкомитет не нуждается – речь все же идет о футбольном событии в одном городе, а не в одиннадцати. В подавляющем большинстве в оргкомитет ЕВРО-2020 входят те, кто работал на чемпионате мира. Наша команда состоит из опытных спортивных менеджеров, да и не только спортивных.
Но вопрос ваш – очень правильный: есть опасность на фоне успехов чемпионата мира обрести излишнюю самоуверенность. Нам хотелось бы избежать необоснованной уверенности в себе – как внутри команды, так и в ощущении, которое она транслирует вовне. Вроде бы, мы такое провели – что нам теперь четыре матча на одном стадионе? На самом деле, где тонко, там рвется: излишне спокойное отношение может повлечь за собой проблемы, шероховатости в организации. Мы стараемся всячески настроить себя на то, что ЕВРО-2020 – это так же сложно, как и организация чемпионата мира. Неважно, сколько матчей – шестьдесят четыре или четыре. Каждый из них – отдельное важное событие, к которому надо подходить со всем вниманием.
- Что для вас главный критерий успеха?
- Критериев успеха в футболе несколько. Первое – полный стадион, второе – радость гостей, настроение болельщиков после посещения матча, удовлетворенность всеми аспектами игры и тем, что вокруг. Вы же прекрасно понимаете, что сейчас с соцсетями ничего не скроешь: как только кто-то чем-то недоволен, это мгновенно взрывается в интернете и становится достоянием всех, ничего никуда не денешь. Поэтому нам нужны только благоприятные отзывы людей и полный стадион. Конечно, не говоря об удовлетворенности игрой сборных – но это уже вне моего поля деятельности (улыбается).
- Приняты ли уже решения о фан-зонах?
- Приняты почти везде, где они будут организованы. В Санкт-Петербурге это будет фан-зона на Конюшенной площади – как и во время чемпионата мира.
- А в Москве?
- В Москве такое решение еще не принято, но организацию фан-зоны мы обсуждаем. Это возможно и в других городах. Тут многое зависит от желания властей регионов, за счет оргкомитета мы не можем повсеместно организовать фан-зоны. Но есть еще зоны публичного просмотра, и здесь возможен более гибкий подход. Они отличаются принципами организации: официальную фан-зону вы делаете по жестким правилам УЕФА (на чемпионате мира – ФИФА). Это очень четкие положения, которые включают бесплатность, соблюдение обязательств перед спонсорами, единый формат сцены, экрана, звука и так далее. А зону публичного просмотра вы устраиваете по своим правилам, просто основываясь на гайдлайнах, которые предоставляет правообладатель – проводящая соревнования федерация. Там не обязательно соблюдение обязательств перед спонсорами, эту зону можно делать платной и так далее. Официальную фан-зону, конечно, организовать гораздо сложнее.
- Вы лоббировали разрешение продажи пива на стадионе во время чемпионата мира. На матчах ЕВРО-2020 в Санкт-Петербурге пиво будет?
- Лоббистом меня назвать сложно, у меня очень мало лоббистских инструментов кроме собственного голоса (улыбается). Я просто не считаю, что это вредно. Имея и опыт работы в Российском футбольном союзе, и опыт организации немаленького турнира под названием "чемпионат мира", могу с уверенностью сказать, что в тех случаях, когда продажа пива запрещена, люди стараются привести себя в соответствующее состояние до игры более жесткими способами и часто появляются на стадионе уже в непотребном виде.
- От чего зависит это решение? Нужна поправка к закону?
- В разных странах – по-разному. Парламент страны решает вопрос путем законотворчества, здесь есть как противники, так и сторонники, у всех свои аргументы. Но я хочу напомнить, что мы пережили очень большой турнир, в ходе которого продавали пиво на стадионах и не столкнулись ни с одним инцидентом. То есть очень трудно доказать, что продажа пива пагубно влияет на обстановку на стадионе, дестабилизирует ее – сегодня у нас есть track record, подтверждающий, что ничего страшного в этом нет. Нам легче оперировать такими аргументами – это уже не умозрительно, а доказано на практике. Потреблено было, кстати, колоссальное количество пива – компания, которая занималась концессиями ФИФА, предоставила нам эти цифры. В среднем получалось, что каждый посетитель выпил то ли по полторы, то ли по две кружки пива – включая детей, женщин и стариков (улыбается). То есть количество кружек пива превосходило количество посетителей – и ничего страшного.
- Значит, во время матчей ЕВРО-2020 пиво на стадионе будет?
- Да, поправка к закону действует – на Евро мы будем продавать пиво, это наше обязательство.
Полностью интервью Алексея Сорокина читайте на welcome2020.ru.