Из действующих российских хоккеистов он ближе всех к тройному золотому клубу. Два Кубка Стэнли в составе "Лос-Анджелес Кингз" у Войнова есть. Олимпийское золото Пхенчхана — пожалуйста. Осталось-то всего ничего — выиграть чемпионат мира. Для сравнения: Илье Ковальчуку и Вадиму Шипачеву для попадания в элиту необходима победа в НХЛ, Александру Овечкину и Евгению Малкину — выигрыш Олимпиады. Кто-то скажет, что чемпионат мира — тоже не дворовое соревнование. Всё правильно, только мировой хоккейный форум, в отличие от той же Олимпиады, проводится ежегодно, значит, и возможность его выигрыша увеличивается. Летом Вячеслав Войнов приблизил себя к истории: вернулся в Россию и подписал контракт с "Авангардом". Имея при себе багаж с победами и мастерством, ему вновь приходится перезапускать карьеру. Второй раз за последние четыре года. В первом случае на простой повлияли дисквалификация и травма. А вот пропустить прошлый сезон Вячеслав решил осознанно. Почему так произошло, разбирался Артем Дроздов.
Тренироваться целый сезон
— Что это такое — будучи в великолепном спортивном возрасте, не имея проблем со здоровьем, пропустить целый сезон?
— Это ужас. В первую очередь очень тяжело психологически. В голове крутятся противоположные мысли: с одной стороны — ты надеешься, что, возможно, скоро выйдешь на лед в официальном матче, но в то же время понимаешь, что, скорее всего, этого не произойдет. Полная неопределенность того, что будет дальше. И это при том, что просто сидеть и ждать было нельзя. Необходимо было тренироваться, что я и делал на протяжении целого сезона.
— Существует неписаное правило: если профессиональный спортсмен пропускает год, ему очень сложно вернуться на прежний уровень. Уникальность вашей ситуации в том, что вы за пятилетку пропустили два сезона. Расскажите, что испытывает и чувствует человек, который второй раз в жизни перезапускает свою карьеру?
— В такой ситуации ты остаешься наедине с собой. Я сразу сказал себе: Слава, если это не нужно тебе, то и никому это тоже не нужно. Приходилось постоянно подстегивать себя, доказывать, что есть еще к чему стремиться. Ну и конечно очень много тренироваться. И это при том, что тренироваться я совсем не люблю. Я обожаю играть в хоккей. Но всем известно, для того чтобы играть в хоккей на профессиональном уровне, надо много работать. Как ты это будешь делать — традиционно с командой или самостоятельно, как в моей ситуации, — не имеет значения.
Прошлые заслуги не в счет
— Как такое возможно — тренироваться целый год и при этом не играть?
— Я понимал, что если не буду еще и тренироваться, то вообще никому не буду нужен, и, скорее всего, моя карьера закончится. Вдруг завтра-послезавтра разрешат играть, я должен был быть максимально готов. Ведь никто и не вспомнит, что ты раньше за кого-то выступал и что-то там выиграл. Но даже при таком раскладе всё равно приходилось себя постоянно заставлять работать.
— Получается, весь сезон вы тренировались в одиночку?
— Нет. Я сразу нашел себе тренера. Мне ребята посоветовали одного человека, специалиста из американского футбола. У него свой зал, куда я и стал ездить. Потом познакомился с Дарюсом Каспарайтисом. Он со своими знакомыми снимал лед. Стал понемногу с ними кататься. Плюс отдельно занимался катанием с известным тренером Максимом Ивановым. Вот так весь год и работал.
Вячеслав Войнов
— Кто сильнее всего поддерживал вас в сложившейся ситуации?
— У меня свой круг общения. Эти люди практически всегда на связи.
— Почему всё же вы не играли в прошлом сезоне? Да, в НХЛ на ваше выступление наложили вето, но можно было спокойно вернуться в Россию и при этом не терять драгоценное время.
— Я еще после третьего сезона в СКА принял решение, что уеду за океан и буду там ждать разрешения ситуации с продолжением карьеры. Конечно, я надеялся, что всё закончится хорошо, и мне разрешат играть в НХЛ. Да, получается, что уехал в неизвестность, но я хотел играть в НХЛ, хотел дождаться какой-то определенности и от этого отталкиваться. Представьте: вот я начал сезон в КХЛ, как вдруг мне дают разрешение играть в Америке. Пришлось бы быстро собираться, лететь, на бегу подписывать контракт. Нет, такой вариант не для меня.
— И, тем не менее, второе лето подряд вы с семьей пережили большой переезд со сменой страны и полушария. Насколько это тяжело?
— Это часть моей профессии. Родные принимают это как должное. К тому же у нас уже был подобный опыт. Знаю, что кто-то из ребят уезжает играть в другой город или страну без семьи. Такое не для меня. В прошлом году тщательно готовились к переезду. Этим летом тоже всё спланировали заранее. Собрались и приехали в Москву. Быт есть быт.
Обрадовался сборам
— Когда вы окончательно поняли, что дальше ждать у моря погоды не имеет смысла? Надо начинать играть в хоккей, а где в сложившейся ситуации не так уж и важно.
— Как только в НХЛ объявили, что мне всё же придется пропустить 41 игру, начал понимать, что остаюсь в России. Я понял, что если еще прожду до декабря, этот сезон, скорее, всего тоже потеряю. Что никак не входило в мои планы.
— Думаю, Вячеслав Войнов в любом случае нашел бы себе команду в КХЛ.
— Возможно, но я для себя решил иначе. Найти команду в России и заключить контракт, хорошо поработать на сборах и начать играть со старта сезона.
— В этой ситуации вас не пугала традиционная рутина российского хоккейного межсезонья?
— Несмотря на то, что много времени отыграл в Северной Америке, по ментальности я русский человек. Так что никакими сборами меня не испугаешь. Получаю удовольствие от работы, от того, что есть определенность, от того, что известно расписание: что мы делаем сегодня, завтра, через неделю. В прошлом году мне всего этого очень не хватало.
— Вы уезжали в Северную Америку после трех сезонов игры за СКА. Почему вернулись в омский "Авангард"?
— Всё просто. Этот клуб изначально проявлял ко мне интерес, а когда стало окончательно ясно, что предстоящий сезон я проведу в России, дело дошло и до конкретного предложения. Со мной связался президент клуба Максим Сушинский, поинтересовался о моих планах, рассказал мне о том, в какой роли меня хотят видеть в команде. Разговор получился очень конструктивным.
— Почему вернулись не в СКА?
— Лично со мной никто из питерского клуба не связывался. Может быть, разговаривали с моими представителями, но мне об этом ничего не известно.
Игрок ХК СКА Вячеслав Войнов
— Выполнение каких условий вы потребовали для себя у "Авангарда"?
— Особых условий я не выдвигал. Для меня важно, чтобы я много играл: большинство, меньшинство. Я разносторонний хоккеист. Но в то же время я понимаю, что мое игровое время будет зависеть от состояния, в котором я буду находиться в конкретный момент.
— Для вас было принципиально работать под руководством тренера-иностранца?
— Вообще нет. Но было приятно, что Боб (Хартли — главный тренер ХК "Авангард") позвонил мне после подписания контракта. Сказал, что он очень ряд, что я пришел в команду. Уже по ходу сборов мы разговаривали пару раз. Он объяснил мне, что дает мне время, чтобы я нашел свою игру. Ну а я, в свою очередь, сам заинтересован в том, чтобы как можно быстрее выйти на свой уровень и показать тренерам свою готовность, проводить на льду как можно больше времени.
— В одном из интервью вы сказали, что "Авангард" — это то, что вам нужно. А что вам нужно?
— Да всё то, о чем мы как раз и говорили с главным тренером и руководством клуба. Мне сказали, что рассчитывают на меня как на защитника, на которого можно положиться в любой ситуации. Отметили, что видят меня в большинстве. Я же со своей стороны хочу, готов, могу играть много и во всех игровых ситуациях.
Вячеслав Войнов
— Какие свои спортивные качества вы бы хотели улучшить?
— Стабильность. Хочется каждую игру действовать на высоком уровне.
— На сезон вы игрок "Авангарда". Что дальше?
— Нет никаких планов. Для меня сейчас важно вернуться на свой уровень. Доказать в первую очередь самому себе, что я могу выступать в профессиональной лиге. Нельзя играть в хоккей с багажом из прошлого.
Вячеслав Войнов
Золотой клуб
— Некоторые руководители североамериканских клубов анонимно заявили, что Вячеслав Войнов уже не тот, ему будет сложно вернуться в НХЛ. Такие высказывания сильно задевают?
— Пусть говорят, что хотят. Я не обращаю на эти выступления никакого внимания, иду к своей цели.
Вячеслав Войнов
— У вас в коллекции наград есть два Кубка Стэнли, победа на Олимпиаде. Осталось выиграть чемпионат мира, и вы в тройном золотом клубе. Думали об этом, когда приняли решение продолжить карьеру в России?
— Точно не держу постоянно эту мысль в своей голове. Хочется верить, что у меня будет возможность выиграть чемпионат мира. Он ведь ежегодно проводится. Вообще, мне очень нравится играть за сборную.
— Вы уже однажды выступали за сборную на чемпионате мира. Что это за турнир? Насколько трудно его выиграть?
— Вот мы как раз его и не выиграли. Завоевали бронзовые медали. Помню, что мы очень долго к нему готовились — около трех недель. Второе, что запомнилось — много матчей, и из-за этого чемпионат несколько затянут. В общем, очень своеобразный турнир, выиграть который очень непросто.
Защитник сборной России Вячеслав Войнов радуется забитой шайбе
— С этого сезона матчи чемпионата мира будут играться на площадках канадского размера. Вам, как хоккеисту, долго выступавшему в Северной Америке, наверняка по душе общемировая тенденция перехода на маленькие коробки?
— Это отличная идея. Увеличатся скорости. Уменьшится время для принятия решений на льду. От этого хоккей станет намного зрелищнее. Единственный минус в том, что в сезоне придется играть на площадках разных размеров. Хоккей на большом льду и канадской коробке сильно отличается. В первую очередь в тактике. Но ничего страшного, человек привыкает ко всему. Переходный период закончится, и всё встанет на свои места.